Смекни!
smekni.com

"Симплициссимус" Г. Гриммельсгаузена как роман воспитания (стр. 1 из 7)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ

«Симплициссимус» Г. Гриммельсгаузена как роман воспитания

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Калининград2010

Содержание

Введение

Глава 1. Роман воспитания как теоретическая проблема

1.1 Немецкое барокко XVIIвека

1.2 Гриммельсгаузен в контексте барокко

Глава 2. Симплициссимус: проблемы и характеры

2.1 Литературно-фольклорные источники романа "Симплициссимус"

2.2 Образ Симплициссимуса в романе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Симплициссимус» - это ярчайший образец немецкого романа XVII века, роман автобиографический, поэтому есть все основания для того, чтобы вспомнить некоторые моменты из жизни автора этого произведения.

Ганс Гриммельсгаузен родился в 1622 году (по некоторым данным в 1621) в местечке Гельнхаузен, в семье крестьянина. В возрасте десяти лет был похищен проходившими гессенскими солдатами, участвовал в Тридцатилетней войне; служил денщиком, затем мушкетером в протестантских войсках; по окончании войны с 1648 года странствовал по Европе, поступил на службу к епископу страсбургскому Францу Эгону фон Фюрстенбергу.

В 1667 году Гриммельсгаузен был назначен деревенским старостой в деревне Ренхен в Баденском княжестве. Оказавшись на этой должности, занялся литературным трудом, стремясь изложить свой бродяжнический и военный опыт.

Именно в результате этого в 1668 году свет увидел автобиографический роман о Симплициссимусе, созданный по образцу испанского плутовского романа. Роман описывает приключения Симплициссимуса в условиях опустошительной Тридцатилетней войны.

Проблеме романа воспитания посвящена обширная литература, в которой рассматриваются вопросы генезиса этого жанра, его специфики как романа различных литературных эпох (эпоха Просвещения, Романтизма, реализма XIX века, литература XX века).

В качестве теоретического материала нами были использованы работы немецких исследователей романа воспитания Рольфа Зельбманна, Карла Моргенштерна, Вильгельма Дильтея и другие, в которых исследуется теория жанра романа и рассматривается сам термин «роман воспитания». Были использованы также работы отечественных ученых: М. Бахтина, А. Морозова, Б. Пуришева, А. Диалектовой и др.

Творчество Гриммельсгаузена представляет собой художественный синтез всего предшествующего развития немецкой повествовательной прозы и разнообразных иноязычных литературных влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена — яркий пример своеобразия немецкого барокко.

Книги Гриммельсгаузена, пережив краткий период успеха у своих современников, в эпоху Просвещения были почти полностью забыты, хотя великий Лессинг выделял их как живую часть наследия немецкой литературы XVII столетия. Подлинное возрождение интереса к творчеству Гриммельсгаузена произошло в эпоху романтизма. Л. Тик, А. Арним, К. Брентано, И. Эйхендорф, братья Гримм были восторженными почитателями тогда еще анонимного автора «Симплициссимуса». Они заимствовали у него темы, мотивы, образы и развивали их в своих произведениях. Немецкие романтики вызвали к жизни многочисленные исследования о творчестве Гриммельсгаузена.

Своеобразным памятником Гриммельсгаузену явилось основание в 1896 г. в Мюнхене сатирического журнала «Симплициссимус», в котором сотрудничали Т. Манн, Я. Вассерман, К. Гамсун. Выдающиеся представители немецкой литературы XX в. (Т. Манн, Б. Брехт, И. Бехер, Г. Гессе) видели в Гриммельсгаузене великого народного немецкого писателя и признавали огромную силу воздействия романа «Симплициссимус» на современного читателя. Всемирно известной стала антифашистская и антивоенная драма Бертольда Брехта «Матушка Кураж и ее дети» (1941), прообразом главной героини, которой послужил персонаж романа Гриммельсгаузена. Многие представители нового поколения прогрессивных писателей ГДР и ФРГ, пришедшие в литературу после второй мировой войны, считают Гриммельсгаузена своим литературным учителем (Г. Кант, М.-В. Шульц, Г. Грасс). Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус» по праву занимает место в одном ряду с выдающимися шедеврами всемирной литературы.

Романы Гриммельсгаузена нашли в конце XVII в. не только восторженных почитателей, но и подражателей. Появляются интересные романы - «симплициады», авторы которых берут за образец роман «Симплициссимус»: «Всесветский симплицианский зевака, или Затейливый Ян Ребху» (1677—1679) Иоганна Беера, «Венгерский или Дакийский Симплициссимус» (1682) Даниеля Шпеера и другие.

Целью квалификационной работы является исследование романа Г. Гриммельсгаузена "Симплициссимус" как романа воспитания.

Задачи: 1) Проследить становление и формирование романа воспитания; 2) Рассмотреть предпосылки рождения романа воспитания в Германии;3) Изучить особенности немецкого романа воспитания.

Структура: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава "Роман воспитания как теоретическая проблема" посвящена изучению романа воспитания как теоретической проблемы, исторических, литературных и философских предпосылок зарождения романа воспитания. Во второй главе "Симплициссимус: проблемы и характеры" исследуется специфика немецкого романа воспитания на примере романа "Симплициссимус", рассматривается история создания романа "Симплициссимус", исследуются форма романа и ее смысл.

Глава 1. Роман воспитания как теоретическая проблема

Одним из обстоятельных документов исследования романа воспитания является книга, составленная западногерманским ученым Рольфом Зельбманном «К истории немецкого романа воспитания». В ней ставятся вопросы генезиса понятия Bildungsroman (роман воспитания), Entwicklungsroman (роман развития), Erziehungsroman (воспитательный) роман. Сам Зельбманн прослеживает историю этих понятий от Бланкенбурга до Гегеля, рассматривает литературоведческие дискуссии [1].

Р. Зельбманн напоминает, что впервые термин Bildungsroman стал употреблять в своих работах дерптский профессор эстетики Карл Моргенштерн в 20-е годы XIX века[2]. Ученый написал три работы о сущности, истории и происхождении немецкого романа воспитания. По мысли Моргенштерна, «романом воспитания можно называть эту разновидность, во-первых, вследствие конкретной организации ее материала, ибо этот роман изображает формирование героя от начала жизни до определенной ступени зрелости; во-вторых, благодаря тому, что это формирование способствует воспитанию читателя»[3]. Итак, романом воспитания может называться только тот роман, который, во-первых, изображает индивидуальный рост и становление героя с начала и до определенного уровня совершенства, а во-вторых, он способствует нравственному образованию читателей.

Роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» рассматривается им как «парадигма жанра, как превосходнейший его вид, рожденный из нашего времени и для времени»[4]. Начало углубленного исследования романа воспитания, по мнению Зельбманна, связано с работами известного немецкого историка культуры и философа Вильгельма Дильтея (1833-1911). Романами воспитания он называет произведения «школы Вильгельма Мейстера», которые показывают «человеческое формирование на различных ступенях, образах, эпохах жизни»[5].

В. Дильтей выделяет три вида романа воспитания: романы «школы Вильгельма Мейстера», романы романтической группы (Фр. Шлегель, Тик, Вакенродер, Новалис) и романы о художнике. В основе концепции романа воспитания В. Дильтея лежат аналогии с теорией естественной эволюции. Вслед за Шлегелем, Моргенштерном и Гегелем, В. Дильтей сравнивает этапы развития органического мира и ступени «созревания» героя. Кроме того, ученый уделяет особое внимание роли повествователя, которая доминирует в этом жанре, вводит вспомогательное понятие «образовательная история». Это понятие занимает, по его мнению, «промежуточное положение между мотивом образования и романом воспитания в его классической форме»[6]. Основные тенденции романа воспитания трактуются им в религиозно-католическом духе. Так, «процесс воспитания героя жизнью, интерпретируется как этапы духовного преображения человека. Человек проходит путь от недобровольного изгнания из райского прасостояния через враждебный, полный искушений мир, к идеалу очищения и возрождения»[7]. Поэтому, замечает В. Дильтей, в подтексте романа постоянно присутствует тема «потерянного рая» и «настойчивого стремления к его возвращению». Отсюда - резюмирует философ - и тема «блаженных сумерек души» чистого, неискушенного героя в начале романа и его сладкая мечта о вожделенной гармонии.

Немецкий литературовед Г. Г. Борхерд вычленяет «три фазы» романа воспитания: «юные годы», «годы странствий» и «очищение», «облагорожение». «Первый этап развития связан с показом воспитания героя вдали от мира и его нравов. Раскрытие заложенных природой задатков и формирование личности начинается со странствий героя по различным областям жизни, причем любовь и дружба оказываются решающей движущей силой»[8]. В последней же фазе происходит окончательное формирование героя. Анализируя «Годы учения Вильгельма Мейстера», исследователь разрабатывает, таким образом, схему-триаду[9].

Имеется два направления, в которых трактуется обозначения романа как «Bildungsroman»: у Фридриха фон Бланкенбурга и у Гегеля и его последователей.

«Бланкенбург в своей работе «VersuchüberdenRoman» (1774), в которой описываются главные направления развития теории романа, определяет «современный» тип романа на основе «Истории Агатона» Виланда. Он подразделяет роман на два вида: либо роман основан на каком-либо событии либо на развитии характера героя»[10]. Он предпочитает последний тип первому: роман, в котором герой подчиняется обстоятельствам, вопреки природе вещей.