Смекни!
smekni.com

Гендерная картина мира (по прозе Л. Петрушевской и М. Веллера) (стр. 3 из 5)

По жанру рассказы писательницы являются миниатюрами, зарисовками. А свернутость сюжета, его краткость, говорит об огромном напряжении духовных сил автора. Да и нельзя оставаться спокойным, когда речь идёт об одиночестве среди людей, о бесприютности, неустроенности человеческих судеб. Один из центральных образов её прозы становится запутавшийся в самом себе и в мире человек - один из драматических символов нашей эпохи.

Образы, созданные Л.Петрушевской, неоднократно резко критиковались. Действительно, писательница склонна изображать преимущественно тёмные стороны жизни. Человек у неё полностью равен своей судьбе.

В соответствии с семантикой рассказов для Петрушевской важна в первую очередь судьба женская (обычно несчастная). В центре её текстов стоит Она (Женщина) и лишь потом появляется Он (Мужчина). Эта архетипичная пара (Он и Она) действует под влиянием обстоятельств, которые диктуются Судьбой. Петрушевская относит своих героинь к определённому архетипу: несчастная Женщина, бездетная жена, нелюбимая жена, одинокая мать и т.д. Это принципиально новый архетип – женщина, погружённая в бытовые (иногда неразрешимые) проблемы, вынослива, глубоко одинокая. Сломанные женские судьбы – предмет художественного исследования Л.Петрушевской.

В мире рассказов Л.Петрушевской утрачена женственность. Место героини занимает некое замученное бытом существо. Автор нарочито концентрирует в своих героях зло социальное (зависящее от внешних обстоятельств) и зло необъяснимое, спонтанное. Петрушевская сгущает краски в изображении ужасов повседневной жизни. Л.Петрушевская исследует «прозу» жизни, быта, лишённого духовного начала, радости. Ведь автор ставит одну из главных философских проблем современного мира – проблему нравственности в сознании современного человека. Особое внимание уделяется феномену отчуждения, бездушия и жестокости в человеческих взаимоотношениях. Любовь, сочувствие, забота, внимание к человеку исчезают из нашей жизни.

Все рассказы Петрушевской несут в себе женский взгляд на мир: такой, какой он существует сейчас, нужно изменить, это больной мир. «Женский взгляд» выражается в способности увидеть истину там, где в повседневности «мира мужчин» её попросту не замечают.

«Женский стиль» и в речевом поведении героев произведений. Сложные способы оформления речи, обусловлены стремлением к более точной передаче нюансов внутреннего мира героини, запутанности и сложности мысли. Это своеобразный перевод с «языка мысли» на «язык слов». На языковом уровне проявляются поведенческие стереотипы женщин.

Л.Петрушевская показывает, что в современном мире происходит нарушение гендерных стереотипов. Женщина перестаёт быть хранительницей очага, заботливой и мудрой продолжательницей рода. В жизни героинь Л.Петрушевской много горького, беспощадного, они страдают от несостоявшихся добра, любви, дружбы, что отражает кризис общества. Доведя поведение своих героинь до абсурда, рисуя его на грани психопатологии, Л.Петрушевская показывает трагизм положения современной женщины. Второй источник конфликта – это изменившийся облик героя-мужчины, который утратил ореол супермена, защитника. Такой герой выглядит слабым и себялюбивым. Именно таким предстаёт мужчина перед современной женщиной. Нарушения гендерных стереотипов приводят к утрате всего хорошего, светлого и сознательного в современном мире. В этом мире у ребёнка нет счастливого детства. И из этого серого будничного детства вырастает слабый, неуверенный в себе взрослый человек. Из детства идут истоки несостоявшейся жизни взрослых.

Таким образом Л.Петрушевская показывает 2 грани художественного воплощения гендерной проблематики:

1. Репрезентация автором гендерных доминант внутреннего мира женщины, женской психологии, особенностей поведения;

2. Изображение героев-мужчин, увиденных с точки зрения женщины.

Рассмотрим подробнее доминанты внутреннего мира героев Петрушевской в рассказе «Медея».

4.Гендерный конфликт в рассказе Л.Петрушевской «МЕДЕЯ»

Чаще всего рассказы Петрушевской ведутся в форме повествования о каком-либо событии от лица женщины. В центре повествования семейно-бытовые события, окружающие героиню. В рассказе «Медея» две женщины-героини: женщина-рассказчица, от имени которой ведётся повествование, и жена таксиста.

Что прежде всего бросается в глаза в характере и облике этих героинь?

Женщина-рассказчица ни на кого не полагается и не рассчитывает ни на чью помощь, поддержку, сочувствие. Её жизнь – постоянная суета, неустроенность, обыденность, повседневная рутина. «Схватила такси… столпотворении, нервотрёпка, узлы и чемоданы, орущие родители с детьми», - таков мир, в котором существует героиня. Причём это перевёрнутый мир: в нём кричат не дети, а родители, и даже не кричат, а орут.

Перевёрнутость мира, нарушение гендерных стереотипов проявляется и в том, на женщине лежит груз ответственности за всех родных и за всё, что вокруг неё происходит. Но этот груз она взвалила себе на свои плечи сама из-за неверия в людей, которые живут рядом. Она зациклена на мелочных вопросах. Ей некогда заботиться о вопросах бытия, о добром и вечном. Она занята полностью вопросами быта. Среди своих родных она одинока. О своей семье говорит вскользь, между делом

Гораздо чаще рассказчица вспоминает мимолетных знакомых. Для неё характерны внутренняя пустота, равнодушие к окружающим, неодухотворённое, биологическое видение мира. Вот каким она видит своего собеседника-таксиста: «Слабый рабочий… Ввалившиеся щёки, но в такси потом не пахнет. Слабые рабочие обычно редко моются, по субботам…» Полный отчаяния, надежды на сочувствие, на помощь взгляд таксиста она соотнесла с взглядом однажды встретившегося эксгибициониста. Это показывает, что для повествовательницы привычно животное, физиологическое начало в человеке, но в этом не только её вина, это также вина мира, в котором она живёт (мир эксгибиционизма, голубого, гениального режиссёра).

Для рассказчицы характерно «жёсткое» зрение, заранее лишающее человека возможности высших чувств, искренности. Сознательно или бессознательно, но она даже внутренне унижает мужчину. В таксисте она видит только «слабого типа», который «не сопротивляется».

Несмотря на всё это, рассказчица вовсе не предстаёт маленькой, забитой и униженной. Она – целый мир, в котором смерть, жестокость – это норма жизни. Разговоры о смерти уже не затрагивают душу рассказчицы. Смерть – это повседневная тема для разговора. Даже для слов утешения она находит только примеры о смертях, о несчастьях, о неудачах. Всё в мрачных тонах. И нет ни одного «луча в тёмном царстве». Для повествовательницы мир утратил духовность и способность чувствовать. Для неё счастливые семьи, судьбы – нечто нереальное и фантастическое, невозможное в современном мире. Несчастные же семьи кажутся явлением обыкновенным, героиня рассказывает о них привычной скороговоркой: «Ой, не говорите. Знакомая рассказала про свою однокурсницу, она поехала с двумя детьми к свекрови в Сибирь. Зима, морозы, младший мальчик годовалый заболел пневмонией, больницы нет, она его повезла на станцию, сели в поезд, там он по дороге умер…»

Восприятие рассказчицей мира, как чего-то враждебного и несовершенного подтверждается схожей женской судьбой, составленной из нескончаемой цепи несчастий, жены таксиста.

Перед нами вновь история женского одиночества, обречённости, отчаяния, толкающего порой на шаги, которые впоследствии уничтожат саму женщину, лишат её самоуважения. Эта женщина отгорожена от окружающего мира, все связи с ним порваны. С другой стороны, мир, построенный на расчёте, логике, рационализме (мужской мир) и не стремится к гармонизации взаимоотношений с женщиной.

Потеряв работу, женщина лишается не только заработной платы, но и возможности самореализации, она ощущает себя ненужной обществу. В этот тяжёлый период она ищет поддержку в семье, у мужа и дочери, но в ответ получает лишь отчуждённость и безразличие. Пытаясь как-то преуменьшить свою боль, она делает больно другим, мстит, совершает страшные поступки. Женщина, одержимая этими чувствами, колеблется между мстительностью и ужасом от своих действий. Она мстит мужчине и бьёт его по самому больному – убивает его единственную любовь – ребёнка Истинно женская черта – материнская любовь к своему ребёнку – умирает. Ненависть к мужу перерастает у героини в ненависть к дочери. И героиней движет лишь одно чувство – сделать больно мужу, поместить его в такое же одиночество, в такой же замкнутый круг, в котором и она сама. Показать Мужчине, как трудно жить без любви, заботы и понимания. Ужас от содеянного? Но этот ужас будет потом. А ей хочется насладиться именно этой минутой своего торжества – муж повергнут и ему плохо. Наконец-то плохо не только ей, но и ему.

Петрушевская помещает обеих героинь в тёмное, замкнутое пространство. Для жены таксиста – это камера в тюрьме. А рассказчица помещена автором в замкнутое пространство такси. Этим приёмом автор говорит о том, что тяжело переживая разлад с миром, испытывая гнев, обиду, боль, героини по-разному находят выход из жизненных ситуаций. Для жены таксиста – это тупик жизни, тюрьма (закрытые двери, решётка), смерть, психическое расстройство. А рассказчица ещё может найти выход из ситуации, по-новому взглянув на жизнь. Что она и делает. Последние строки рассказа показывают всю глубину потрясения героини. Повествовательница пережила катарсис – очищение духа при помощи страха и сострадания.»…Сидит одна в безумии в тюрьме, ожидая казни…»Эти слова произносит вовсе не таксист, это говорит повествовательница. Именно таков исход жизни жены таксиста. И осознание происшедшего заставляет рассказчицу переосмыслить свои ценности, отношение к окружающему миру и окружающего мира.