Смекни!
smekni.com

Гендерная картина мира (по прозе Л. Петрушевской и М. Веллера) (стр. 4 из 5)

В названии своего Л.Петрушевская обращается к мифологическим образам. Медея – это архетип ревнивой, мстительной и яростной женщины. Медея в данном рассказе, не только женщина, убившая свою дочь (жена таксиста), но и рассказчица, которая цинична, груба, жестока, смерть других для неё – способ уменьшить собственную боль, убедить себя, что е судьба, жизнь ещё не самые ужасные.

Петрушевская в рассказе «Медея» подчёркивает разницу в ролях мужчины и женщины в современном мире. Гендерный конфликт у автора прежде всего психологический, а не физиологический. О муже рассказчицы не говорится ничего. Его либо нет, либо он не играет важной роли в жизни жены. Муж-такист, как часть гендерного конфликта, вызывает настойчивую жалость. Его образ далёк от совершенства, от супермена и героя.

«…Таксист был лет сорока, такого слабого типа, в ковбойке с потрёпанными обшлагами. Слабый рабочий, по словам одного умершего голубого, гениального режиссёра. Слабый рабочий или молодой слабый рабочий, пальчики оближешь: не сопротивляется. Глаза как бы с поволокой, прикрытые, тоже слабые и небольшие. Портрет здесь важен для дальнейшего. Ввалившиеся щёки, но в такси потом не пахнет. Слабые рабочие обычно редко моются, по субботам, и по субботам совокупляются, после бани. Стало быть, этот не таков. Но дело не в этом…»

В небольшом описании слово «слабый» употребляется 6 раз. И потом далее в тексте рассказа 3 раза.

«… Тихий немолодой слабый рабочий. <…> - сидящий, слабый, тихий и отрешённый. Грубые руки с сильными ногтями слабо лежали на руле…»

Слабость героя-Мужчины у Петрушевской почти традиционна, что подчёркивает глобальность происходящих в мире процессов. У Петрушевской «ОН» почти всегда безвольный, мало что понимающий, не умеющий брать на себя удары судьбы. Он изначально обречён на горе и неудачи. И сам знает это. Он предчувствует беду, но ничего не предпринимает:

«…За пять дней до смерти она приехала ко мне на дачу с матерью. Я увидел её и так испугался! Почему? Так страшно испугался, увидев её!.. «

Беспомощность и ужас – составляющие жизни героя «Медеи». И чувство вины, которое уже никому ни в чём не поможет.

«…А я вот мучаюсь виной. Я виноват…»

И это «Я виноват», он повторит ещё 9 раз. Было много возможностей предотвратить трагедию, но Он ничего не сделал, не предпринял, хотя чувствовал приближение трагической развязки. Не потому что жалко было неуравновешенную, сломленную бытовыми неурядицами психически больную жену. А просто потому что не привык принимать какие-либо решения, а плыл по течению жизни.

«…- Я виноват. Я один раз вызвал платного врача-психиатра, она говорит: ну что, вызывайте психоперевозку, кладите в больницу. Но я как-то… Знаете… Не сделал этого.

-Жалко было?

- Да нет. Так как-то…»

Единственной любовью в Его жизни была дочка. Но и её он не смог защитить от превратностей судьбы. Образ Мужчины у Петрушевской схематичен и поэтому он виден насквозь, вне тех одежд, которые он на себя надел. Мужество в этом рассказе принадлежит Женщине. Как может она утешает потерянного, убитого горем мужчину. Он (М) обречён на подчинение Ей (Ж).

Герои Петрушевской в рассказе «Медея» обезличены. Этим приёмом автор пользуется для того, чтобы показать, что данные герои не являются чем-то необычным и неординарным, а как раз наоборот – это самые обычные люди, ничем не отличающиеся от остальных. И жизненные обстоятельства у них самые обычные, потому что равнодушие, предательство, одиночество стали нормой жизни современного общества. Поэтому трагический, абсурдный выход из этих обстоятельств (убийство дочери), кажется самым обычным и приемлемым для них.

5.Внутренний мир героев-Мужчин и героинь-Женщин у М.Веллера и Л.Петрушевской

Изображение противоположного автору пола в литературе чаще всего превращается в изображение человека вообще. Это обстоятельство объясняется тем, что как бы хорошо писатель не относился к своему герою противоположного пола, он всегда будет для него «внешним» объектом. Поэтому мужской образ под пером автора-Мужчины и женский образ, написанный автором-Женщиной, имеют свою специфику и являются более зримыми.

Для М.Веллера важна судьба Мужская, а в центре произведений Л.Петрушевской стоит Женщина. Л.Петрушевская представляет несчастную женскую судьбу. Её героиня способна многое преодолеть и выдержать ради любви. Одиночество губительно для неё. В «Медее» Л.Петрушевская описывает современную жизнь, далёкую от благополучных квартир. Её герои – незаметные, замученные жизнью люди. У М.Веллера мы встречаем героев благополучных, не лишённых радостей жизни. У героев М.Веллера – праздник жизни, а у Петрушевская описывает изнанку этого праздника.

Мужчина у Л.Петрушевской всегда ущербен – слаб, безволен, безответственен. В отличии от М.Веллера, у которого Мужчина – «царь зверей». Он всегда умнее, лучше, рациональнее. По М.Веллеру качества настоящих Мужчин (активность, независимость) имеют большую ценность, чем качества Женщин (эмоциональность, пассивность, зависимость). Только мужской пол обладает способностью к рациональному мышлению. Поэтому все самые важные и ответственные решения приходится принимать именно ему. Именно Мужчина в эволюционном плане является лидером, первопроходцем. Отношения между Мужчиной и Женщиной напоминают поединок. Женщина не является идеалом, оставаясь функцией пространства и времени: новый этап жизни – новая Женщина. В отличие от Л.Петрушевской, у которой Женщина ждёт от Мужчины выполнения традиционной роли возлюбленного, мужа и защитника. Но он этому почти никогда не соответствует.

Наиболее гендерным отражающим социально-биологическую специфику пола составляющим является любовь. Мужчина и Женщина по-разному понимают и переживают любовь, счастье. У М.Веллера Мужчина не имеет потребностей его (счастье) познать. Иначе обстоят дела у Л.Петрушевской. У неё Женщина эмоциональна, её переживания более интенсивны и глубоки. А диапазон счастья и несчастья шире, чем у Мужчины. Они самодостаточны в своём упоении счастьем, тогда как Мужчине не нужно счастье, если некому об этом сказать.

У М.Веллера Мужчина режиссирует, моделирует свой мир, где ему комфортно и уютно, сам создаёт себе судьбу. У Л.Петрушевской все герои-Мужчины «плывут по течению». Мужчина Веллера уверен, что он хозяин своей судьба, более того он не признает ни судьбу, ни рок, считает что всё легко подчинится его воли. Петрушевская изображает мужчину безвольного, от него ничего не зависит, он просто складывает все обязательства на женщину или судьбу, из-за чего он сам становится обреченным на неудачи. Мужчина у Петрушевской слаб – и это и внешняя и внутренняя слабость, в отличии от М.Веллера, у которого мужчина внешне сильный, влиятельный, но внутри так же слаб и потерян. Именно создавая этот мираж, мужчина показывает, насколько он неуверен в себе.

Таким образом, в творчестве Л.Петрушевской можно наблюдать нарушение гендерных стереотипов, замену истинно женских черт мужскими и наоборот. Именно в этом Л.Петрушевская видит трагизм, некий кризис современного общества. У Михаила Веллера Мужчина тождественно равен Женщине, по сути, если Он не может выполнить какую-либо функцию, сыграть роль, то его с лёгкостью заменяет в этом женщина, несмотря на всю разницу в мировосприятии.

И М.Веллер и Л.Петрушевская помещают героев своего рассказа в закрытое и движущееся пространство. У М.Веллера – это поезд, в котором едут на отдых главные герои произведения. Герои хоть и составляют планы, пытаются предугадать различные поведенческие ситуации, говорят о любви между делом, во время еды(«- Почему все-таки любовь так редко бывает взаимна?..<…> И самое дикое: почему так часто любят полнейших ничтожеств, предпочитая их людям замечательным, красивым, достойным и любящим вдобавок? Почему жена красавца-графа сбегает с директором собачьего цирка?..

- И очень просто... Давай возьмем еще по бифштексу? Да-да, и бутылочку во-он того нам, пожалуйста! Так о чем ты? Ага…»), любовь у них приобрела такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения, но в тоже время от них ничего не зависит, ни их судьба, ни судьба ближних, в этом путешествии по дороге «жизнь» они лишь пассажиры, а не машинисты; их удел ехать туда, куда доставит их поезд, они не могут выбрать направление, так как едут «по рельсам» - как бы они не отрицали существование рока, он уже предопределил их жизненный путь, их судьбу. У Л.Петрушевской – это пространство такси, в котором женщина сможет пересмотреть свои взгляды на жизнь, приоритеты и ценности и, в итоге, изменить себя к лучшему. У женщины есть выбор пути, ведь именно она говорит таксисту, куда её везти. Именно женщины выступает здесь если не в полном смысле хозяйкой своей судьбы, то, по крайней мере, у неё есть возможность поменять хоть что-нибудь, в отличии от мужчин Веллера.

Действия героев, у Л.Петрушевской, продиктованы судьбой, внешними силами; все и правы, и виноваты одновременно: всё зависит от обстоятельств в судьбе, а обстоятельства почти всегда враждебны именно к Женщине, которой приходится быть сильной не только ради себя, но и ради ничего непонимающего Мужчины. Однако у М.Веллера именно Мужчины - это та самая сила, ситуация, которая ведёт Женщину к неизбежному краху, которая не обращает внимание на страдания женщин и не интересуется их дальнейшей жизнью. Они разрушители, эгоисты, которые совсем не задумываются о ком-либо ещё кроме себя.

Таким образом, Л.Петрушевская связывает метафизичность рассмотрения жизни как мирового процесса, что в итоге снимает остро намеченную поляризацию полов; а М.Веллер отрицает не только поляризацию, но и какое-либо деление функций, ролей между мужчинами и женщинами, для него нет каких-либо качеств, присущих только одному полу.


Заключение

Интерпретация художественных произведений в гендерном аспекте, на наш взгляд, должна быть не социологической, а литературоведческой, и в ее основе должен лежать анализ социально-психологических состояний героев.