Смекни!
smekni.com

Детские поэтические сборники Саши Черного (стр. 11 из 11)

Клоуны – просто раскрашенные идиоты. Я думаю, что они напрасно притворяются, будто они нарочно идиоты, наверно, такие и есть. Разве станет умный человек подставлять морду под пощечину, кататься по грязным опилкам и мешать служителям убирать ковер? Совсем не смешно. Одно мне понравилось: у того клоуна, у которого сзади было нарисовано на широких штанах солнце, чуб на голове вставал и опускался... Еще ухо, я понимаю, но чуб! Очень интересный номер!

Жеребец-толстяк, а что он неоседлан, совсем не важно. У него такая широкая спина, даже с выемкой, что пляши на ней, как на хозяйской постели, сколько хочешь. Прыгал он лениво. Словно вальсирующая корова... А мисс Каравелла все косилась трусливо на барьер и делала вид, что она первая наездница в мире. Костюм славненький: вверху ничего, а посередине зеленый и желтый бисер. И зачем она так долго ездила?

Жеребец под конец так вспотел, что я расчихался. Не интересно.

Потом поставили круглую решетку, подкатили дверям клетку, и вышли львы. Вышли... и зевают. Хорошие дикие звери! Зина немножко испугалась (девчонка!), но ведь я сидел рядом. Чего же бояться? Львы долго не хотели через укротительницу прыгать: уж она их упрашивала и под шейкой щекотала и на ухо что-то шептала и бичом под брюхо толкала. Согласились – и перепрыгнули.А потом завязала им глаза белыми лентами, взяла в руки колокольчик и стала играть с ними в жмурки. Один сделал три шага и лег. Другой понюхал и пошел за ней. Обман! Я сам видел – у нее в руке был маленький кусочек мяса... Неинтересно!

Выходило еще голландское семейство эквилибристов. Папа катался на переднем колесе велосипеда (отдельно!), мама на другом колесе (тоже отдельно!), сын скакал верхом на большом мяче, а дочка каталась и широком обруче задом наперед... Вот это здорово!

Потом летали тарелки, ножи, лампы, зонтики, мальчики и девочки. Ух! Я даже залаял от радости. А под конец все семейство устроило пирамиду. Внизу папа и мама, на плечах две дочки, у них на плечах мальчик, у него на плечах собачка, у собачки на плечах... котенок, а укотенка на плечах... воробей! Трах! И все рассыпало, закувыркалось по ковру и убежало за занавеску... Браво! Бис! Гав-гав-гав!

Примерное направление анализа.

Не утрачивает своей колоритности комизма «Дневник фокса Микки», пародирующий расхожий в эмигрантской среде жанр воспоминаний. Мотивировки фантастического, имитация полного правдоподобия «событий», «мыслей» и «слов» фокса не только продолжают известную в русской и мировой детской литературе традицию выдавать в качестве «повествователя» зооморфный образ, но и создают совершенно оригинальный, отличный от чеховского («Каштанка», «Белолобый»), андреевского («Кусака»), купринского («Изумруд», «Ю-ю», «Белый пудель») образ, в котором соединяется детское, «девочкинское» и собственно «щенячье», рождая очень верную веселую составляющую внутренней формы образа детства.

Приложение 4

Стихотворные тексты

Стихотворные произведения Саши Черного, благодаря их ритмичности, емкости поэтической фразы, яркой образности, воспринимаются и заучиваются детьми с удовольствием. Три рекомендуемых стихотворения нацелены на формирование образа бытия.

ИЗ КНИГИ «ДЕТСКИЙ ОСТРОВ»

ДЕТЯМ

Может быть, слыхали все вы – и не раз,

Что на свете есть поэты?

А какие их приметы,

Расскажу я вам сейчас:

Уж давным-давно пропели петухи...

А поэт еще в постели.

Днем шагает он без цели,

Ночью пишет все стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос,

Весел он под каждым кровом,

И играет звонким словом,

И во все сует свой нос.

Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы:

Любит сказки, солнце, елки, –

То прилежнее он пчелки,

То ленивее совы.

У него есть белоснежный, резвый конь,

Конь – Пегас, рысак крылатый,

И на нем поэт лохматый

Мчится в воду и в огонь...

Ну так вот, – такой поэт примчался к вам:

Это ваш слуга покорный,

Он зовется «Саша Черный»...

Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,

Все стихи при свете свечки.

До свиданья, человечки! –

Надо чайник снять с плиты...

Учащиеся анализируют стихотворение, ориентируясь на вопросы учителя.

1. Кому адресовано стихотворение?

2. Какие обращения подчеркивают отношение Саши Черного к адресату?

3. Какие черты вмещает образ поэта, согласно данному тексту?

4. Через какие детали обрисовывается облик поэта?

5. Как имитируется разговорная речь? Как этому способствуют сравнения?

6. Какие тропы и фигуры помогают донести смысл поэтического высказывания?

ИЗ ЦИКЛА «ВЕСЕЛЫЕ ГЛАЗКИ»

ПРИГОТОВИШКА

Длиннохвостая шинель.

На щеках румянец.

За щекою карамель,

За спиною – ранец.

Он ученый человек.

Знает, что ни спросим:

Где стоит гора Казбек?

Сколько трижды восемь?

В классе он сидит сычом

И жует резинку.

Головенка куличом,

Уши, как у свинки.

А в карманах – целый склад:

Мох, пирог с грибами,

Перья, ножик, мармелад,

Баночка с клопами.

В переменку он, как тигр

Бьется с целым классом.

Он зачинщик всяких игр,

Он клянется басом.

Возвращается домой:

Набекрень фуражка,

Гордый, красный, грудь кормой,

В кляксах вся мордашка.

«Ну, что нового, Васюк?» –

Выбежит сестренка.

Он, надувшись, как индюк,

Пробурчит: «Девчонка!..»

Схватит хлеба толстый ком,

Сбросит пояс с блузы

И раскроет милый том –

Робинзона Крузо.


1. Какие свойства повествовательной и описательной лирики соединило данное стихотворение?

2. Благодаря каким деталям создан образ приготовишки?

3. Какими глаголами обозначены действия персонажа? Как они помогают в обрисовке характера?

4. Благодаря какому приему рисуется круг увлечений героя? В чем вы видите типичность всех упомянутых явлений?

5. Через какие эпитеты передано авторское отношение к изображаемому?

ИЗ ЦИКЛА «ПЕСЕНКИ»

МАМИНА ПЕСНЯ

Синий-синий василек,

Ты любимый мой цветок!

У шумящей желтой ржи

Ты смеешься у межи,

И букашки над тобой

Пляшут радостной гурьбой.

Кто синее василька?

Задремавшая река?

Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы?

Нет, о нет же...

Всех синей

Глазки девочки моей.

Смотрит в небо по часам.

Убегает к василькам.

Пропадает у реки,

Где стрекозы так легки –

И глаза ее, ей-ей,

С каждым годом все синей

1. Как можно охарактеризовать пафос данного стихотворении?

2. Что в данном стихотворении напоминает о лирической песне?

3. Какие риторические фигуры способствуют выражению переживания?

4. Какие свойства чистой лирики несет это стихотворение?

5. Какие картины и детали помогают создать образ?

6. Охарактеризуйте способ рифмовки и особенности строфики данного стихотворения.


[1] Седых А. Юбилей без речей // Сегодня. Рига.-1930.- 20 марта.

[2] Гумилев Н.С.Письма о русской поэзии. - М.: Современник, 1990. - С. 102

[3] Соколов А.Г. Проблемы изучения литературы русского зарубежья // Филология. – 1991. - №5. – С.148-149.

[4] Воспоминания В.А.Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. – 2002. - №5. – С. 50-51.

[5] Письма Саши Черного к Горькому / Горький и его современники. Вып. 2. – М., 1989. – С. 25.

[6] Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. - 2005. - №4. – С. 1

[7] Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. – М.: Наука, 1968. - С. 201.

[8] Там же. – С. 202.

[9] Карпов В.А. Проза Саши Чёрного в детском чтении // Школа. - 2005. - № 4. - С. 2.

[10] Усенко Л.В. Улыбка Саши Черного // Черный Саша. Избранное. - Ростов н/Д., 1990. - с. 10.

[11] Усенко Л.В. Улыбка Саши Черного // Черный Саша. Избранное. - Ростов н/Д., 1990. - с. 7.

[12] Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Эллис Лак, 1996. - Т. 5. - с. 555.

[13] Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта; Наука, 1999. - с. 202.

[14] Колесникова О.И. Заметки о языке поэзии для детей // Русский язык в школе. - 1994. - № 4. - с. 57.

[15] Кривин Ф. Саша Черный // Черный Саша. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1991. - С.565.

[16] Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991. - С. 5.

[17] Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991. - С. 28

[18] Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991. - С. 35.

[19] Сирин В. Памяти А.М.Черного // Последние новости. – Париж. – 1932. – 13 августа.

[20] Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся… // Публичные люди. - 2003. - №10. – С. 23-24.

[21] Воспоминания В.А.Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. – 2002. - №5. – С. 45-48.

[22] Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. – М., 1968. – С.57-58

[23] Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. – 2005. - №4.

[24] Воспоминания В.А.Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. – 2002. - №5. – С. 49

[25] Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. - М., 1968. – С. 60-61

[26] Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. – 2005. - №4. – С. 4-5

[27] Копылова Н.И. Стиль »Солдатских сказок» С. Черного // Народная и литературная сказка. – Ишим, 1992. – С. 11-12.

[28] Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный» // Черный Саша. Избранная проза. – М.: Книга, 1991.

[29] Что кому нравится: Стихи, сказки, рассказы, повести. - М.,1993. - С. 191.

[30] Избранная проза. - М., 1991. – С.15; Там же. – С. 14.

[31] Там же. – С. 14.

[32] Избранная проза. - М., 1991. – С.15; Там же. – С. 28.