Смекни!
smekni.com

Монополизация как фактор повышения прибыли (стр. 2 из 6)

3) всеобщая форма монопольной прибыли. Она возника­ет в условиях, когда монополии всесторонне подчинили себе экономику и в результате этого оказались на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателя­ми. Б монополистическом секторе конкуренция эффективно устраняет обогащение одних отраслей за счет других. Нор­ма прибыли различных по уровню доходов отраслей отли­чается не более чем на 1—2%.

Эффективное выравнивание прибыли в монополистиче­ском секторе не означает восстановления действия в нем закона средней прибыли в его прежней форме. Усредненная прибыль монополизированных отраслей — это и есть не что иное как средняя монопольная прибыль. Чем больше масса монопольной прибыли поступает в распределение между монополизированными отраслями за счет сокращения при­былей немонополизированных отраслей, тем выше масса и норма средней монопольной прибыли.[4]

Формой реализации монопольной прибыли выступает монопольная цена. Это связано с тем, что прибыль монопо­лий равняется разности между суммой цен проданных ими товаров и суммой их издержекпроизводства.

Монопольные цены — это цены, устанавливаемые моно­полиями. Монопольные цены отклоняются от стоимости (цены производства) товаров и обеспечивают получение монопольной прибыли. Различают два вида монопольных цен:

1) монопольно высокие цены, т. е. цены, устанавливае­мые монополиями на продаваемые ими товары;

2) монопольно низкие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним от­носятся: а) товары, производимые крестьянами и ремеслен­никами в развитых странах, б) товары, производимые в эко­номически слаборазвитых странах.

Два вида монопольных цен представляют собой экономи­ческую реализацию двоякого господства монополий. Во-пер­вых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары. Во-вторых, господство монопо­лий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленни­ков в своей стране, а также при покупке товаров экономиче­ски слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.

В результате установления монопольно высоких и моно­польно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это прежде всего ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Как правило, цены на про­дукцию промышленности растут быстрее, чем на сельскохо­зяйственное сырье.

Ножницы цен имеются также между ценами экспорти­руемых из развитых стран товаров и ценами товаров, им­портируемых ими из слаборазвитых стран. С течением вре­мени предприниматели развитых стран за свои товары при­обретают все больше продукции, закупаемой за рубежом.

Как известно, цена производства представляет собой из­держки производства плюс средняя прибыль.

Монопольно высокая цена равняется издержкам произ­водства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль. Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров,

В погоне за сверхприбылью монополии систематически повышают цены на товары. А возникновение новых круп­ных монополий в той или иной отрасли промышленности приводит к повышению цен. Это важнейший путь увеличе­ния прибыли монополий.[5]

Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен. Цены на продукцию монопо­лизированной промышленности длительно отклоняются вверх от цены производства и стоимости. И конечно, здесь дело не только в желании монополистов вздувать цены. К объективным условиям, дающим монополиям возмож­ность удерживать цены на повышенном уровне, необходимо отнести:

1) искусственное ограничение предложения товаров, производимых самими монополистами;

2) доведение до разорения немонополизированных пред­приятий, что также ограничивает предложение товаров;

3) ограничение ввоза товаров из-за границы с помощью протекционистской политики государства.

Хотя монопольная цена, как правило, превышает их стоимость, это не означает, что закон стоимости в эпоху монополистического капитализма перестает действовать. Действительно:

1) и в эпоху монополистического капитализма закон сто­имости определяет общую сумму товарных цен. Правда, об­щая сумма монопольно высоких цен превышает общую сум­му стоимости монополизированных товаров. Но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприя­тий. Монопольно высокие цены не увеличивают общую сумму товарных стоимостей, но ведут к перераспределению этой суммы в пользу монополистов;

2) закон стоимости через механизм конкуренции ставит границы повышению цен монополиями. Обострение конку­ренции нередко ведет к срыву монопольных цен. Например, в конце 20-х годов XX в. цены на медь, которые вначале были сильно подняты международным медным синдикатом, упали под давлением конкуренции со стороны алюминия и других заменителей;

3) монополии не в состоянии постоянно удерживать цены на высоком уровне вследствие циклических колебаний производства. Факт падения цен во время кризисов свиде­тельствует о том, что монополии не могут по своему произ­волу регулировать цены на товары. Закон стоимости про­должает действовать и в. эпоху монополистического капита­лизма.

2. Монополизация как фактор максимизации прибыли

Аксиома производства со­стоит в том, что с ростом размеров предприятия издержки про­изводства единицы продукции падают, соответственно, любая монополия как крупное объединение или производитель есть фактор снижения издержек, и соответственно, возможного понижения цены.

Сокращение средних издержек и потерь с возникновением монополии обусловлено рядом причин:

1. Технологические причины. Как показывает опыт, толчок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникновению в ней крупных монополий обычно дает изобретение некой новой тех­нологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изго­товление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как правило, используется на крупных предприятиях. Часто это связано с законами природы. Так, экономичность тепловых электростанций, домен, химичес­ких реакторов и ряда других видов оборудования по самой фи­зике процессов пропорциональна размерам установок. Важны и стоимостные факторы. Более производительное оборудование обычно и стоит дороже. Поэтому купить его под силу только круп­ной фирме. Да и использовать дорогое оборудование рациональ­но только при выпуске значительного объема товаров или услуг.

2. Выгоды от специализации. Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализа­ции. В частности, повышается: а) специализация оборудования; б) специализация персонала.

Если объем производства невелик, то многие операции со­вершаются либо вручную, либо на универсальном оборудова­нии. Так, на небольшой фирме при рассылке корреспонденции конверты заклеиваются вручную. Покупать специальный агре­гат для заклейки двух десятков конвертов в день - просто не­рентабельно. Но объем корреспонденции, рассылаемой боль­шим торговым домом, уже достаточно велик, следовательно, можно механизировать операцию и значит снизить затраты в расчете на одно почтовое отправление. Аналогично обстоит дело со специализацией персонала. На маленькой фирме вне­шний вид товара попутно с решением своих основных задач определяет конструктор. На крупной — есть возможность со­держать специалиста-дизайнера, который, разумеется, справ­ляется с этой задачей более профессионально.

3. Выгоды от совместного производства нескольких товаров. Часто побочные продукты, отходы или временно свободное оборудование крупного монополизированного производства столь велики, что позво­ляют на их базе почти без дополнительных расходов выпус­кать новые продукты. Так, наличие в Дании крупных скотобоен вызвало к жизни мощное производство инсулина. Дело в том, что этот жизненно важный медикамент экстрагируют из подже­лудочной железы домашних животных. Высокая концентрация отходов мясопереработки обеспечила дешевым сырьем фар­мацевтическую промышленность, более того, стала важнейшей предпосылкой ее возникновения (понятно, что если бы фармацевтам пришлось поштучно собирать в разных местах, транспортировать и сохранять поджелудочную железу, то про­извести из нее инсулин с разумной ценой они бы не смогли).

Существование экономии на масштабах производства не означает, что монопольные предприятия мо­гут увеличиваться до бесконеч­ности. Так, на слишком боль­ших заводах и объединениях технологическиепреимущества перерождаются в недостатки. В производствен­ных процессах возникают узкие места: высокоэффективные основные операции тормозятся вспомогательными, конт­рольными, погрузо-разгрузочными и тому подобными работа­ми, которые не поспевают за ростом производительности глав­ных технологических линий. Излишняя специализация и выго­ды от совместного производства нескольких товаров показы­вают свою оборотную сторону. А именно, производство стано­вится неповоротливым, неспособным быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Например, узкоспециализиро­ванные машины обычно производительней универсальных, но их трудно перестраивать на выпуск новых продуктов. Не уве­личивает гибкости и связка основного производства с выпус­ком массы сопутствующих продуктов. Ведь любые перестрой­ки работы главных технологических линий в этих условиях надо вести так, чтобы не повредить и побочному производству. А это далеко не всегда возможно.