Смекни!
smekni.com

Телевидение в системе СМИ и системе искусств (стр. 3 из 7)

Успех выступлений литератора по телевидению во многом зависит от овладения новым для него мастерством — мастерством разговора, собеседования со зрителем. Но путь писателя на телевидении не прост. И дело здесь не только в инерции работников телевидения или в приверженности писателя традиционным формам литературного труда. На наш взгляд, проблема заключается еще и в том, что писательский труд — дело индивидуальное, тогда как процесс создания передачи всегда дело творческого коллектива, коллектива в 10—15 человек, которых нужно увлечь одной идеей, сделать единомышленниками.

В документальном телевидении писателю надо «начинать работу, задумывать ее с режиссером и оператором, ездить, видеть людей, о которых пойдет речь в передаче, от съемки к съемке, от монтажа к монтажу — такой ход работы наиболее плодотворен, ибо документальные фильмы и телевизионные передачи делает коллектив, и писатель должен быть внутри этого коллектива, а невне его» .

Телевидение открыло перед литераторами новые небывалые возможности контакта с огромной читательской аудиторией, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций, других форм живого общения с читателями.

Много споров вызывает телевизионная экранизация литературных произведений.

Любая телевизионная экранизация не может полностью охватить все линии сюжета, представить все богатство человеческого духа, тончайшие оттенки психологии, внутренний поиск героев, т. е. то, что составляет преимущество и особенность литературного художественного произведения. Все это чрезвычайно трудно, порой невозможно перенести впрямую на телеэкран, особенно если речь идет об экранизации такого литературного жанра, как роман. Телевидение должно предложить свой равноценный эквивалент, который оперировал бы собственными специфическими средствами.

Взаимодействие литературы и телевидения, романа и телепрограммы привело к появлению многосерийного телефильма. Многосерийность является именно тем свойством, которое вытекает из самой сути непрерывности телевизионных программ. Все остальные виды искусства характеризуются прерываемостью. Создав многосерийный фильм, телевидение оказалось способным осуществлять своими специфическими средствами экранизацию такого литературного жанра, как роман.

Многосерийные телевизионные фильмы занимают одно из первых мест среди любимых зрителями передач.

И еще одно уточнение. Серия и сериал не одно и то же. Серия передач, фильмов — это одно телевизионное произведение, состоящее из нескольких частей, в котором каждая часть закончена сюжетно, и в каждой из них реализуется закон единства места, времени и действия. Каждый фильм одной серии передач можно смотреть отдельно, причем необязательно в порядке строгой последовательности, можно смотреть и выборочно, и в обратной последовательности.

Принципиально отличается от серии сериал, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия. Она же создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме — развязка.

Из всего этого следует, что корни популярности многосерийных фильмов у зрителей надо искать не только в сфере восприятия, но и в области социальной психологии .

Одним из важнейших свойств телевидения является то, что его восприятие имеет интимный, камерный характер. Наряду с обращением к массовой аудитории оно обладает той индивидуальностью, которая присуща общению с одним человеком. Восприятие же театрального представления или фильма коллективное. Зритель в этом случае воспринимает не только своим «я», но и общим «мы». Именно цикличность, многосерийная форма, как никакая иная, максимально вызывает это чувство общности телевизионной аудитории. Массовый успех многосерийных фильмов во многом объясняется тем, что протяженность передачи не только создает общность людей, которые на следующий день обмениваются мнениями, но и рождает у них одинаковые интересы.

В перерывах между отдельными сериями зрители вступают друг с другом в непосредственные контакты, рассказывают содержание фильма, цитируют его героев при встречах, строят догадки о его окончании. Кроме того, телевизионный зритель нередко сталкивается с трудностями при выборе программ: по одному названию трудно догадаться, заинтересует ли его программа, особенно если не известен автор, тема и жанр передачи. Но при показе многосерийного фильма положение меняется. После просмотра двух-трех серий зритель уже на основе собственного опыта решает, будет ли он далее смотреть этот фильм. Эта добровольность, собственный выбор, очевидно, играют очень важную роль в активном отношении зрителя к произведению и определяют качество дальнейшего его восприятия.

Таковы некоторые социально-психологические аспекты проблемы серии и сериала в художественном телевидении.

Участие телевидения в эстетическом воспитании общества растет из года в год. Преследуя цель воспитания духовно богатой, всесторонне развитой личности, телевидение дает возможность сделать достижения культуры достоянием миллионов. Отличительной чертой отечественного телевидения является отсутствие элитарного подхода к вкусам и запросам зрителей. Телевизионные передачи не предназначены для избранных и адресуются самой широкой аудитории. При этом они не приспосабливаются к уровню подготовленности, а поднимают этот уровень, непрерывно совершенствуя духовный потенциал человека.

Телевидение продолжает развивать интерес миллионов людей к книге. В западных странах получила распространение теория о том, что книга перестает влиять на общество. Авторы этой теории утверждают: книга настолько индивидуальна в своем использовании, что не идет ни в какое сравнение с масштабами влияния на общество телевидения, имеющего массовую аудиторию. Некоторые теоретики видят непримиримый антагонизм между книгой и телевидением, предсказывают гибель всему книгоиздательскому делу, говорят о вытеснении книги из сферы духовной жизни общества. С помощью телевидения, если оно монополизировано, легче навязать населению свою волю, свою точку зрения, чем через огромное число книгоиздательств.

Для подобных теорий есть известные обоснования. Доктор Т. Коффин считает, что в США время, отводимое на чтение, сократилось в среднем на 18%. Более детальная анкета, распространенная в штате Нью-Йорк, показала, что 49% бывших читателей книг стали только зрителями, а остальные отводят этому занятию все меньше и меньше времени.

В Великобритании социолог Горер установил, что из числа владельцев телевизоров книги читает один из 15 человек.

Общественные интересы в нашей стране вызывают к жизни всемерное развитие и книги, и телевидения, которые во взаимодействии и при взаимной поддержке решают общие задачи удовлетворения постоянно расширяющихся культурных запросов населения.

Основная цель наших телепередач о книге — привлечь внимание к произведениям научной, художественной, научно-популярной, молодежной и детской литературы.

Телевидение оказалось прекрасным пропагандистом книги. Этот вывод верен для многих стран с давней традицией книгопечатания.

Интересные данные о связи показа по телевидению инсценировок литературных произведений с покупательским спросом на книги собрали венгерские исследователи.

Согласно анкетам, распространявшимся среди читателей, «Сага о Форсайтах» большинству опрошенных показалась скучной книгой. После демонстрации одноименного 26-серийного фильма спрос на книгу возрос. Чтобы удовлетворить его, пришлось выпустить несколько дополнительных тиражей. Роман Голсуорси разошелся в 87 000 экземплярах. Вслед за демонстрацией на венгерских экранах греческого кинофильма «Одиссея» поэму Гомера в течение нескольких дней приобрели 30.000 читателей.

Аналогичные факты приводит французский журнал «Эроп». Например, после телепередачи о Марселе Прусте за одну неделю было продано 40 000 экземпляров книг этого писателя. А после показа по телевидению в «Новостях» сцены из спектакля Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького «Идиот» в Париже за пять дней с полок книжных магазинов исчезли все имеющиеся в наличии издания романа Достоевского.

Телевидение открыло перед литературой новые возможности в области идейного и художественного воспитания, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций и других форм живого общения писателей с читателями разных городов и сел.

Богатый опыт участия писателей в киноэкранизации литературных произведений, опыт создания многих литературных передач на радио все более дополняется активизацией писательских сил на телевидении.

Сущность взаимоотношений литературы и телевидения не исчерпывается экранизацией литературных произведений и выступлениями писателей на телестудиях. Рождаются новые проблемы соотношения литературы и малого экрана.

Одна из таких проблем заключается в том, что человек часто, прежде чем стать читателем того или иного художественного произведения, становится зрителем, т. е. знакомится с его экранизацией. Удачная экранизация дает новую жизнь литературному произведению и в большинстве случаев возбуждает всеобщий интерес к книге. Именно так произошло после демонстрации по телевидению многосерийного телевизионного фильма «Как закалялась сталь». Фильм с новой силой привлек к литературному наследию Н. Островского внимание читателей разных поколений. Однако бывает и по-другому. Познакомившись по телевидению с сюжетом произведения, человек может потерять интерес к литературному первоисточнику.

Нередко теоретики средств массовой информации путают два понятия — «массовость» и «народность» в работе, например, телевидения. Его массовость — это обращенность практически ко всему населению, универсальность, растущая доступность.