Смекни!
smekni.com

Телевидение в системе СМИ и системе искусств (стр. 4 из 7)

Массовость — это количественный показатель функционирования телевидения.

Народность — это качественный показатель телевидения, отражающий демократический, народный характер и главных героев, и лейтмотив программирования передач, а также содержание, характер, структуры и формы работы нашего телевидения.

Вместе с тем народный характер нашего телевидения не отрицает, а, наоборот, подчеркивает подлинную его массовость. И здесь возникает еще один парадокс, идущий от диалектики единства общественного развития духовной жизни и современной научно-технической революции: телевидение как средство массовой информации выступает у нас против… массовой культуры.

Значит, понятие массовости при определенных условиях переходит из разряда только количественных показателей в разряд качества содержания идейного и художественного уровня духовных ценностей. Ибо когда мы говорим о массовой культуре, то подразумеваем низкопробный поток псевдодуховных произведений. Это происходит тогда, когда в тайны труда писателя, художника вторгается поточное, конвейерное производство штампованных серий со своими законами коллективного труда специалистов разного профиля. Если это вторжение стирает индивидуальность художественного произведения и его автора, если законы телепроизводства ломают ручную лепку автора, то телезритель получает суррогат искусства. Поэтому в преодолении телевидением как средством массовой информации опасности стать проповедником массовой культуры, на наш взгляд, решающую роль играет бережное отношение к закономерностям и особенностям творчества художников-смежников, понимание их, а также поиск новых телевизионных изобразительных средств, способных более выразительно воссоздать замысел автора оригинала.

Перевод произведения литературы, театра на язык телевидения есть создание нового сочинения. Оно станет удачным, подлинно художественным, отталкивающим массовую культуру, если его создатели ставят и рассматривают сверхзадачу: приобщить зрителя к вершинам искусства, поднять уровень его подготовленности, обогатить его новыми духовными ценностями, предназначая свое произведение не для избранных, а самой широкой аудитории. И у нас, и на Западе есть подлинные шедевры телевидения как искусства, как ретранслятора смежных художественных произведений.

Массовая культура рождает новую ориентацию, особенно у молодежи, что означает не просто пристрастие к той или иной форме организации досуга или симпатии к конкретным исполнителям, но нередко и представляет изменения в мировоззренческой позиции молодых, сбивает с толку взрослых. Вдруг современная «массовая культура» становится для многих своеобразным символом, соответствующим особой шкале духовных ценностей.

В этом — опасность и вред массовой культуры: у человека размываются критерии прекрасного, понимание подлинного искусства, человек ищет в искусстве и литературе лишь развлечение.

Великие творения искусства, раскрывая и утверждая прекрасное и возвышенное в окружающей жизни и человеке, его помыслах и поступках, несут могучий заряд красоты, одухотворенности, совершенства, веры в созидательные силы человека, и раскрыть этот заряд, подготовить учащихся к восприятию специфического языка искусства, ввести их в необыкновенный мир эмоционального сопереживания — задача учебных программ телевидения.

Эмоциональная грамотность и эмоциональная зрелость — родные сестры творчества и антиподы бездуховности, социальной несправедливости, тунеядства, мещанского отношения к богатствам культуры.

Этот поворот, это качество эстетического воспитания особенно важно для молодежной телеаудитории. Но ее художественные потребности удовлетворяются телевидением явно недостаточно, в основном за счет музыкальных передач, а еще точнее — эстрады. Конечно, молодежная аудитория может удовлетворять свои интересы широкой панорамой художественного вещания для иных возрастных групп — от мультфильмов до «Мастеров оперной сцены», но направленная работа по художественному воспитанию для этой категории населения остается резервом телевидения.

Для художественного образования взрослого населения телевидение предлагает десятки рубрик, сотни передач: спектакли театральные и музыкальные, «Литературный альманах» и «Поэтическая антология», «Круг чтения» и «Диалоги о литературе», «Рассказы о художниках» и обозрения «По музеям и выставочным залам», «Музыкальный киоск» и самые разнообразные виды классической, народной, современной музыкальной культуры, сотни кинофильмов, включая фильмы-концерты, и еще многое другое.

Восприятие духовного содержания художественных передач, без сомнения, способно оказывать идейное и эстетическое влияние на телезрителей. Но это происходит благодаря самому телезрителю, самостоятельно вылавливающему в океане телевизионной художественной продукции заинтересовавшее его произведение. Ни концептуальности, ни систематики в художественном вещании, ориентированном на взрослую аудиторию, у телевидения практически нет.

Главный путь развития и совершенствования телевизионного вещания в деле эстетического воспитания взрослого населения — это новый подход: от случайного к системе, от навязывания произведений искусства к убеждению ими, от вала к разработке передач по интересам, к формированию телевидением определенных эмоций, оценок, вкусов, к осознанному пониманию специфической природы произведений искусства.

При разработке концепции художественного телевизионного вещания хорошим примером может послужить вещание на детскую аудиторию и учащихся. Большинство детских телепередач строится с участием ведущих, которые помогают своим юным зрителям лучше ориентироваться в происходящем, закладывают наиболее простые, доступные им эстетические понятия («Спокойной ночи, малыши!»).

Важно отметить, что передачи для детей стимулируют и развитие у них собственно творчества, охватывая все ступени художественной деятельности: восприятие — наслаждение — понимание — оценка — самостоятельность (творчество). Детские передачи хорошо подготавливают ребенка к следующему, более сложному этапу его эстетического воспитания, где он также с помощью ведущих учится понимать произведение искусства, оценивать его по законам красоты, развивать свой эстетический вкус.

Важнейшей чертой художественных передач телевидения для детей и молодежи, позволяющей говорить о собственно эстетическом воспитании учащихся, является их системность и концептуальный подход. И поэтому, может быть, не случайны отмечаемые современными социологами факты, свидетельствующие, что в ряде случаев именно телевидение стимулирует эстетические виды внешкольных увлечений и занятий. Эти занятия связаны с непосредственным участием школьника в таких формах творческой деятельности, которые предполагают общение со сверстниками и друзьями (занятия в кружках и секциях, проведение времени в компании друзей); повышается популярность и индивидуальных занятий, таких, как чтение книг, коллекционирование, прослушивание магнитофонных записей.Установленный исследователями систематический характер контактов школьной аудитории с телевидением и тот факт, что телевидение для детей — это отнюдь не способ «провести время», а возможность расширения и углубления художественных потребностей и интересов, позволяют судить и о плодотворности усилий передач по эстетическому воспитанию подростков, перспективности дальнейшего совершенствования этой работы.

Совершенствование это видится в специализации рубрик для школьников, увлекающихся и углубленно занимающихся тем или другим видом искусства; в появлении (точнее, в реставрации существовавших когда-то) передач, ориентированных на подростковую самодеятельность, которые, в свою очередь, смогут стимулировать (а в большинстве случаев реанимируют) школьную самодеятельность — важнейшую составную часть культурной работы в школе.

Но линия художественного образования внезапно прерывается на молодежной аудитории, именно на том этапе развития человека, когда складывающийся в нем как часть его духовного «я» эстетический идеал особенно нуждается в апробации со стороны эстетической теории, во-первых, для углубления и выработки эстетических понятий и категорий прекрасного, во-вторых, для возможности отстоять, защитить свои позиции в столкновении с постулатами «массовой культуры», успешно вести против нее наступательную борьбу.

Необходимость целенаправленного воздействия на молодежную аудиторию с помощью специализированных телепрограмм очевидна. Но они, прежде всего, не должны выпадать из необыкновенно удачно найденной молодежной редакцией формы телевизионного общения со своей аудиторией, а, кроме того, должны строиться с таким расчетом, чтобы могли стать побудителем внутренней духовной работы зрителя, работы его ума и сердца, способствовать развитию у него эстетического, как непременного свойства его взаимоотношений с окружающей действительностью, его поведения. Эта ориентированность молодежных передач на индивидуальное сознание, самообразование позволит зрителю самому контролировать и внутренне мотивировать свои суждения и оценки, самостоятельно вырабатывать свое мнение, которое в конечном счете и оказывается основой мировоззрения и мироотношения.

Вместе с тем, отмечая ослабление усилий телевидения в сфере образования молодежи, нельзя отбрасывать ту значительную работу, которую проделывает молодежное вещание в области художественной самодеятельности. Такие передачи, как «КВН», «Что? Где? Когда?» являются мощными стимуляторами и организаторами эстетической деятельности молодежи и способны помочь большинству учреждений культуры в их деятельности, самим своим существованием предназначенных для культурной работы с населением. С помощью специализированных передач телевидение могло бы оказать действенную помощь и в организации педагогического всеобуча руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительскихобъединений.