Смекни!
smekni.com

Задачи и функции мерчандайзинга (стр. 4 из 7)

Различные типы предприятий розничной торговли

Внутренний декор и презентация магазинов должны соответствовать нуждам и потребностям их клиентов. Неверно выбранный интерьер может оттолкнуть клиентов и привести к финансовому краху.

Где и когда клиент будет совершать покупки, может зависеть от преимуществ того или иного товара. Некоторые клиенты покупают какую-либо торговую марку, поскольку она легко доступна, другие сравнивают товары и цены и предпочитают выбирать из широкого ассортимента товаров. Многие клиенты ходят по магазинам ради престижа, подыскивая популярные торговые марки и товары, которые имеют отношение к высокой моде. Ориентированные на современную моду клиенты делают покупки в начале сезона, в отличие от обычных покупателей или людей, которые покупают только тогда, когда возникает необходимость.

Успешные магазины знают и удовлетворяют ожидания покупателей, касающиеся декора и представления товара. Все визуальные мерчандайзеры должны хорошо знать свои товары, а также разбираться в нуждах и потребностях целевых потребителей. Разочарование клиента негативно сказывается на торговле.

Местоположение розничных торговцев

Большинство магазинов одежды обычно демонстрирует на манекенах три-четыре платья или использует абстрактные вешалки для одежды. Менеджеры магазинов, в чьи обязанности входит представлять товар, зачастую перегружают витрины слишком большим количеством единиц или не теми товарами. Перегруженность затрудняет создание стиля и приводит к беспорядочному образу. Такие магазины экономят на декоративных элементах, которые помогли бы создать настроение, и не располагают штатом для организации выставок.

Магазины организуют направление движения покупателей через торговый центр и увеличивают объем продаж, если их персонал создает привлекательные, стильные витрины, акцентируя то, что считают нужным. Клиенты тратят массу времени в торговых центрах, поэтому их должны окружать привлекательные, яркие витрины. Для клиентов важна торговая атмосфера. Магазины с ограниченным бюджетом должны фокусироваться на ясном и простом представлении товара, зачастую без всяких дополнительных украшений. Однако если требуются элементы декора, используйте товары, которые «вписываются в сюжет», например, пляжный мяч из отдела игрушек можно представить на выставке купальников в отделе спортивной одежды, или публикации о винах из книжного отдела вполне уместны на выставке в винном отделе. Такой подход часто называют кросс-мерчандайзингом. Ни одна витрина модного магазина так не привлекает внимание, как хорошо одетые и украшенные модными аксессуарами манекены. Перегруженность отпугивает клиентов.

Презентация в магазинах товаров повседневного спроса

Магазины товаров повседневного спроса привлекают клиентов, у которых нет времени на хождение по магазинам, и покупателей, приобретающих товары импульсной покупки. Поэтому в таких магазинах товары необходимо четко разделить на группы, чтобы покупатели легко их находили; кроме того, товары должны быть размещены на удобной высоте. Стеллажи надо располагать под углом в 90 градусов друг к другу, в виде решетки, и оставлять достаточно свободные проходы. Бессистемная или слишком декоративная расстановка стеллажей создает заторы. Нейтральные цвета обеспечивают отличный фон для демонстрации товаров. Выкладка товара гораздо важнее, чем создание стильной обстановки. Вывески в магазинах товаров повседневного спроса должны быть удобочитаемы и уместными. Неудачная презентация или надпись разочаровывает покупателей. Чтобы вывески и объявления хорошо читались, необходимо яркое освещение. Располагаясь чаще всего в ленточных торговых центрах, магазины товаров повседневного спроса должны быстро обслуживать покупателей, обеспечивая свободный доступ в магазин и легкую парковку.


Дизайн композиции

Визуальный мерчандайзинг – коммерческая форма искусства, которая позволяет розничному торговцу использовать все художественные средства для передачи VM-идеи. С помощью различных аспектов дизайна выставки продавец может сообщить клиенту информацию о цене, моде, стиле, новизне, способе использования, тенденции, имеющемся количестве, имени продавца, настроении и жизненном стиле.

Хорошо оформленная витрина заставляет клиента остановиться. Многие дизайнеры используют пропорцию, подмеченную еще древними греками и называемую «Золотое сечение», что подразумевает деление площади в отношении примерно 3:5.этот простой метод помогает не обладающим художественным вкусом торговцам создавать великолепный дизайн.

Помещение товара в оптический центр выставки возбуждает интерес, приятно глазу и позволяет покупателю сфокусироваться на товаре. Оптический центр находится в середине выставки по горизонтали и на уровне глаз стоящего клиента по вертикали.

Пробел, пустое пространство, окружающее выставку, делает ее изолированной. Четкая граница окружающего пустого пространства, как правило, концентрирует внимание клиента на выставке. Она также отделяет выставленные на ней товары от других, имеющихся в продаже. Эти простые, нехитрые методы помогают торговому персоналу создать собственный дизайн.

Как привлечь внимание

При взгляде на выставку внимание может привлечь фокусная точка (см. прил.8), красота, оригинальность, ясное послание и цель. Диагональные линии придают выставке активный характер и привлекают внимание. Разброс элементов создает напряжение, а абсурдная композиция, например, манекены на потолке, сразу же привлекает внимание. Яркие цвета, музыка, освещение и движение – очевидные «генераторы» внимания.

Цвет

Цвет - это первое, что замечает клиент. Он является одним из самых важных инструментов дизайна, способным передавать стиль и настроение магазинных выставок. Вдобавок, цвет в значительной степени воздействует на выбор товара клиентом. Покупатели, как правило, выбирают одежду и бытовые принадлежности, основываясь на модных цветовых тенденциях. Яркие цвета привлекают внимание и «оживляют» магазин. Клиенты немедленно реагируют на модные цвета и цветовую тему выставки. Магазины, в которых понимают и используют силу цвета для сбыта товаров, не испытывают проблем с продажами.

Кроме того, что цвет в значительной степени привлекает внимание покупателя, он также представляет важный инструмент для VM, создающего выставки и представляющего коллекции товара в торговых залах. Мерчандайзинг, в основе которого лежит цветовая стратегия, позволяет многим торговцам на голову опередить конкурентов.

Основанная на цвете выставка естественным образом влияет на торговую систему. В первоклассных выставках преобладает один цвет, называемый доминантным. Выберите для выставки одно цветовое семейство и сделайте его доминирующим, по крайней мере, на 80 %. Слишком большое количество цветов, используемых в равных пропорциях, смущает клиента, ослабляет воздействие и вредит выставке. При создании темы помните, что чем чаще повторяется цвет, тем более значимым он становится. Дизайнеры не должны бояться частого или чрезмерного повторения цветов.

«Радужная система цветов» весьма полезна при планировании цветового оформления торговой зоны. Начните с темных тонов и постепенно, двигаясь слева направо, переходите на светлые тона. Или наоборот. Для оформления стеллажей светлые цвета употребляют чаще, чем темные, но в любом случае старайтесь соблюдать последовательность.

На плечиках и каскадных вешалках размещайте темные цвета сзади, светлые – спереди, а промежуточные – в центре (см.прил.1), что дает плавный переход цветов от фронтальной части к тыльной.

На круглых стойках начинайте цветовое распределение товара с конкретного участка и развивайте радужную систему по кругу, пока не достигнете отправной точки.

Цветовой круг

Основной цветовой круг используется в качестве «справки» и содействует в определении цветов. На типичном цветовом круге сверху представлено красное цветовое семейство, а все остальные цвета распределены по часовой стрелке. Хроматическое распределение получается в результате спектрального размещения цветовых тонов.

Цветовой круг имеет теоретическую основу. Цветовые семейства – плод практической деятельности. Некоторые цветовые семейства не вполне четко видны на цветовом круге. Нейтральное цветовое семейство, которое включает бежевый, коричневый, черный, белый и сланцевый, должно быть представлено так, как его используют дизайнеры. На спектре оно выглядит невзрачно, но в действительности его нельзя недооценивать (см.прил.2).

Пять цветовых семейств

Дизайнеры, работая над своими проектами, всегда оперировали пятью цветовыми семействами: красным, желтым, зеленым, синим и нейтральным.

Красное цветовое семейство

Когда дизайнер разбирается в тонкостях каждого цветового семейства, он может быстро и профессионально создавать композиции. Красное цветовое семейство включает в себя группу теплых и холодных цветов. Теплый красный (смешанный с желтым) цвет может быть крайне «горячим». Холодные тона получаются в результате смешения с синим цветом. Когда требуется наименее «горячий» красный цвет, лучше всего подойдет фиолетовый (красно-синий) (см.прил.3).

Красный (теплое цветовое семейство)

Теплый вариант Холодный вариант

(оранжевый)/желтый (фиолетовый)/голубой

Желтое цветовое семейство

Желтое цветовое семейство состоит из теплых тонов, насыщенных, светлых и свежих во всех вариациях, от самого теплого, красно-желтого (пламя), до холодноватого, желто-зеленого (сельдерей). Желтый гармонирует со многими телесными цветами, улучшает вид пищевых продуктов, оживляет цвет дерева.