Смекни!
smekni.com

Особенности музейного маркетинга (стр. 3 из 5)

К сожалению, большинство организаций отводят маркетингу статус второго плана, путая его с "промоушн" (продвижение), которое, по сути, является лишь одним из его компонентов.

Выставки, специальные события, образовательные программы и другие новые услуги зачастую планируются перед тем, как проводится маркетинг. «Продукт» задумывается и развивается в вакууме, а затем подбрасывается тем, кто занимается маркетингом, чтобы «продать» его. Такой "неправильный" подход снижает важность маркетинга, ограничивает его эффективность и способствует формированию определённого страха и пренебрежения этой деятельностью, которые превалируют сегодня во многих культурных учреждениях.

Чтобы избавиться от этих страхов и внедрить маркетинговый подход необходимо, чтобы все в организации стали так называемыми "посредниками" в маркетинговом процессе.

Во-первых, все должны понимать, что такое маркетинг в действительности, и что он поддерживает миссию, а не подрывает её.

Во-вторых, маркетинг должен стать неотъемлемой функцией и частью музейного планирования.

В-третьих, необходимо создать атмосферу, где любые идеи могли бы свободно высказываться. И только тогда "неправильный" метод будет заменён на "правильный".

4. Маркетинговая работа в музе: функции, задачи и принципы

Таким образом, применительно к музейной деятельности маркетинг можно определить, как стратегический подход, служащий для достижения общих целей музеев в условиях рыночной экономики.

Маркетинг - это способ переосмыслить роль музея, повысить эффективность его работы и удовлетворить потребности организации, не жертвуя при этом его философией, миссией и целями.

Согласно закону Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей является некоммерческим учреждением культуры, созданным для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций. Поэтому музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения данных целей, это значит, что без использования принципов маркетинга музеям не обойтись, и такие понятия как товар, цена, сбыт, продвижение, паблик рилейшнз, фандрейзинг имеют право на использование в музейной практике.

Несмотря на то, что Устав ИКОМ определяет музей как некоммерческое учреждение, маркетинговые технологии все активнее входят в музейную сферу. Ведь «некоммерческий» характер деятельности музеев не означает запрет на получение прибыли, а лишь накладывает определенные ограничения на ее использование: заработанные средства музей должен направлять на свое развитие, а статус некоммерческой организации обеспечивает ему в ряде случаев налоговые льготы.

Музейный маркетинг является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать. В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:

- прямой — за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

- опосредованной — за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований.

Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников.

В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потребители и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общественный интерес и признание.

Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

- презентацию и продвижение музея и его деятельности;

- презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Необходимо отметить, что коллекции и философская концепция музея всегда будут предопределять его основную деятельность.

Маркетинг — это лишь только способ организовать эту деятельность таким образом, чтобы она стала более привлекательной для публики. Это требует изучения роли маркетинга и возможности использования его инструментария в оптимизациях деятельности музея в новых рыночных условиях.

Экономическая модернизация сферы культуры создание общей системы маркетингового управления будет способствовать совершенствованию организационно-экономического механизма дальнейшего развития обменных отношений в сфере культуры по полноценному удовлетворению интересов и запросов всех участников рынка культуры: государства, коммерческих и некоммерческих организаций культуры, деятелей культуры и искусства и индивидуальных потребителей. При этом система маркетингового управления должна обеспечивать:

- постоянный мониторинг и прогнозирование состояния рынка культуры;

- формирование спроса и регулирование предложения культурной продукции на рынке культуры.

Процесс маркетингового управления деятельностью учреждений культуры с учетом специфических особенностей сферы культуры включает в себя следующие основные этапы:

- определение стратегических и тактических задач маркетингового управления в сфере культуры;

- создание общей системы сбора и анализа маркетинговой информации на основе кадастра, который содержит в себе два взаимосвязанных компонента - свод сведений о культурных потребностях и платежеспособном спросе населения и свод сведений об объектах и учреждениях культуры на региональном уровне;

- проведение маркетингового мониторинга спроса и предложения на рынке культуры;

- проектирование содержания социального заказа на продукцию учреждений культуры;

- формирование благоприятного общественного мнения о деятельности учреждений культуры;

- разработка эффективной маркетинговой стратегии управления деятельностью учреждений культуры.

Система маркетингового управления должна быть направлена на реализацию следующих функций:

1. Проведение мониторинга текущего состояния, диагностики и прогнозирования тенденций развития рынка культуры.

2. Регулирование процессов, происходящих на рынке культуры.

3. Формирование благоприятного общественного мнения о деятельности учреждений культуры.

5. Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе

Первый вопрос, которым задаются сотрудники музеев применяющих маркетинговые принципы:

Как сделать так, чтобы заинтересовать людей?

Зачем они, собственно, ходят в музей?

Общий ответ таков: они ходят туда, чтобы получить эмоции. «Чтобы получить опыт, не важно какой – чувственный или интеллектуальный.

Иначе говоря, надо продавать не товар, а связанные с ним эмоции – в современном бизнесе подобные технологии уже отработаны. Музеям остается ими только воспользоваться. Главное, что можно и нужно сделать с помощью инструментов маркетинга, – это любыми способами увеличить время, которое люди будут проводить в музеях. Мотивация посетителей может быть различной – разные ходы должны находить и музеи. Кому-то нравится общаться, их вдохновляют знакомые или друзья – как известно, большинство предпочитает ходить в музеи в компании. Значит, надо создавать специальные программы, рассчитанные на небольшие группы.

На других оказывает влияние социальная среда. Следовательно, надо постараться сделать посещение музея престижным.

Кто-то надеется познакомиться в музее с симпатичным представителем противоположного пола. Значит, стоит подумать об организации вечеринок, где люди смогут познакомиться друг с другом.

Наконец, кого-то могут интересовать вовсе не экспонаты, а прекрасный внутренний дворик или архитектура – один из ключевых элементов успешного брендинга музея. Скажем, «большую часть времени посетители J. Paul Getty Museum – одного из богатейших и успешнейших – проводят снаружи, а не внутри».

Таким образом, музей нового типа должен предоставить посетителю максимальную свободу выбора.

6. Проблемы и пути решения музейного маркетинга

Рассматривая этимологию понятия «маркетинг» мы видим, что оно состоит из двух частей maket – рынок и ing – глагольное окончание, обозначающее действие, т.е. иными словами маркетинг это деятельность на рынке.

Сейчас Россия признана мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. Музеи являются неотъемлемым участником этого процесса, так как музей находится на рынке предоставляя не бесплатно музейные услуги, а с целью зарабатывания денег и дальнейшего своего существования.

Рассмотрим с Вами два определения понятия маркетинг и сравним их с целями и задачами музейной деятельности. Определение маркетингу можно дать в узком и широком смысле.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности по удовлетворению потребностей посредством обмена товарами. Разбирая это определение необходимо вспомнить одну из основных функций музея, а именно, образовательно-воспитательную или, как принято еще ее называть, просветительную. Она призвана доказать реальность путем общения с реально существующими предметами. Образовательная она потому, что человек получает определенную информацию, узнает что-то новое. Воспитательная, потому что человек приобретает убеждения и мотивирует свои поступки. Музей в какой-то мере выступает регулятором человеческого поведения. Выходя из музея человек, меняется неосознанно. Музей в этом смысле выполняет функцию формирования общественного сознания. Музей учит людей правильно ориентироваться в реальном мире (уважать прошлое, не прерывать исторические процессы войнами и другими катаклизмами). Одним словом, музей удовлетворяет потребности населения в информации, в росте самосознания личности, в развитии духовного потенциала индивида. Это происходит путем обмена, то есть предоставления товаров. Под товарами подразумевается услуги музейного учреждения.