Смекни!
smekni.com

Беременность (стр. 10 из 14)

При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности насыщается соответствующими гормонами. Одновременно ребенок испытывает все больший недостаток кислорода, из-за сужения под влиянием «гормонов беспокойства» сосудов, кровь которых доставляет кислород тканям плода, в том числе и нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерного после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состояний.

Сами же катехоламины приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования.

Из-за стрессового состояния матери при отрицательном отношении к беременности у ребенка уже внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы организма. Закономерным следствием стресса от нежелательной беременности могут быть: угроза раннего выкидыша, осложненные и преждевременные роды, масса тела меньше нормы, беспокойство и возбудимость ребенка, нарушения аппетита, обмена веществ, поражение кожи ребенка. Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоиться, тем более без пустышки, соски, к которым они имеют пристрастие, так же как к сосанию пальца и онанизму.

Нежеланные дети более завистливы и труднее переносят профессиональные успехи других и их счастье в личной жизни. Отсюда недоброжелательность, колкость, ироничность. Нежеланные дети с одинаковым успехом пополняют ряды больных неврозами и людей с патологическими чертами характера — психопатов (Захаров, 1998).

Г.Б. Мальгина, Е.Г. Ветчанина, Т.А. Пронина выявили, что характерными патологиями беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом являются токсикоз первой половины беременности (46,26%), раннее развитие гестозов (45,45%). На фоне перечисленных осложнений формируется хроническая плацентарная недостаточность в III триместре (56,65%). В результате новорожденные в 76% случаев рождаются в состоянии гипоксии различной степени и в 28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия. Беременность у женщин с маркерами психоэмоционального стресса в 80,43% случаев заканчивается срочными родами, в 16,63%— преждевременными родами, в 10,86% — выкидышами, что свидетельствует о нарушении формирования родовой доминанты. Это доказывает, что психологический стресс несет с собой целый комплекс перинатальных проблем, требующих серьезного внимания к психологической сфере беременных женщин.

Изучены некоторые аспекты материнского гомеостаза при стрессе и функциональное состояние фетоплацентарной системы. Авторами выявлены следующие особенности патогенеза: нарушение иммунного гомеостаза; нарушение липидного гомеостаза; депрессия антиоксидатной защиты; нарушение гормонального гомеостаза.

Проведение комплексной психокоррекции перинатальных осложнений, связанных с материнским психоэмоциональным стрессом, позволяет снизить частоту невынашивания беременности с 16,65% до 4,55%, в три раза уменьшить частоту развития тяжелых форм хронической фетоплацентарной недостаточности и соответственно перинатальной патологии новорожденного.

Таким образом, стресс во время беременности влечет за собой целый комплекс проблем, требующих профессиональной психологической работы во избежание акушерских и других осложнений.

Однако отмечается, что к 28й неделе организм беременной адаптируется к стрессовой нагрузке и патогенное влияние стресссиндрома (дистресс, по Г.Селье) уменьшается по мере приближения срока родов.

В настоящее время господствующей точкой зрения на механизм закрепления патологической системы регуляции функций у плода является концепция нейроэндокринного импринтинга. Нервно-психическая интеграция, однажды сложившаяся на основе афферентного синтеза внешних и внутренних раздражений, превращается в «постоянный, консервативный, внутренний процесс мозга» — цикл, приобретающий, по П.К.Анохину, свои собственные закономерности. И даже прекращение действия стрессора не позволяет остановить развивающийся процесс дезадаптации.

Тем не менее пока еще не найдены диагностические критерии перехода стресссиндрома из звена адаптации в звено патогенеза различных заболеваний. Именно поэтому важно изучение механизмов адаптации и создание условий в системе «мать-дитя-отец» для предотвращения стресс факторов, развитие в этой системе навыков адекватного реагирования на любые изменения, осознанного отношения к родовому акту и умения управлять своими эмоциональными состояниями.

Все это должно положительно сказаться и на развитии плода, так как беременная, хорошо осведомленная о родах, наученная родовому поведению, знающая о внутриутробной жизни ребенка, создает благоприятные условия для его рождения. В результате реализации программы по антенатальному воспитанию происходит редукция негативного эмоционального фона, страхов, тревог и других признаков стресса.

В работе А.И.Захарова (1994) систематизированы патологические влияния антенатального стресса матери на процесс беременности и родов.

Отсутствие уверенности в прочности брака, связанное с переживаниями из-за отношений с супругом, способствует большей чувствительности будущей матери к испугам и страху перед родами.

Переживания из-за отношений с супругом, часто обусловленные конфликтными (внутри личностными) отношениями, приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление эмоциональной или психогенной заторможенности. Для девочек подобные переживания матери часто обусловливают угрозу выкидыша.

Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов для мальчиков и на преждевременных родах для девочек.

Повышенная раздражительность матери связана с ее утомляемостью и нарушениями сна, образуя своего рода неврастенический симптомокомплекс. Для девочек повышенная раздражительность матери способствует преждевременным родам.

Частые состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют антенатальный стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушения сна, подверженности испугам и семейным переживаниям.

Перегрузки в учебе или на работе обусловливают преждевременные роды, а также быстрые, стремительные роды и отсутствие крика при рождении девочек.

Нарушения сна при беременности взаимосвязаны с частыми состояниями внутренней неудовлетворенности, переживаниями по поводу здоровья и положения близких, повышенной утомляемостью и волнениями в конце беременности. Для мальчиков отмечается задержка наступления беременности у матери (функциональное бесплодие) и обвитие пуповины вокруг шеи при рождении (вследствие эмоционально-стрессовой гиперактивности). Для матерей девочек более характерны преждевременные и стремительные роды.

Повышенная утомляемость при беременности, вне зависимости от своих причин, наиболее «продуктивна» в антенатальном стрессогенезе. Она связана с семейными переживаниями (по поводу взаимоотношений со своими родителями и родителями мужа, работы, учебы), нарушениями сна, повышенной раздражительностью и ведет к преждевременным родам.

Плохое общее самочувствие значимо в первую очередь для матерей мальчиков, способствуя преждевременному отхождению околоплодных вод и началу родов.

Сильные испуги при беременности чаще всего возникают при отсутствии уверенности в прочности брака, состоянии неудовлетворенности, переживаниях по поводу работы и учебы. При этом в случае появления мальчиков характерны преждевременные роды; в случае появления девочек — стремительные роды, с отсутствием крика у новорожденной.

Волнения в конце беременности прежде всего обусловливают нарушения сна у матери.

Наконец, страх перед родами связан со сложными, порой конфликтными отношениями со своими родителями или родителями мужа, равно как и с отсутствием уверенности в прочности брака. Для девочек подобный стресс матери более значим, чем для мальчиков, создавая проблему переношенности беременности, затяжного течения родов и отсутствия крика при рождении.

Страх, напряженность и боль неразрывно связаны между собой. Страх является результатом отсутствия знаний у роженицы о событиях, происходящих в процессе родов. Он, в свою очередь, вызывает напряженность мышц, в том числе, предположительно, и мышц нижнего полюса матки. Напряженность мышц вызывает боль и приводит к затягиванию родов. Этот порочный круг: страх – напряженность – боль можно разорвать, если беременная в антенатальном периоде получит простые объяснения того, что происходит во время родов.

Любое нарушение спокойствия, даже самое незначительное, повышает биоэлектрическую активность головного мозга прямо пропорционально нарушению релаксации. Кроме того, понижается выработка эндорфинов, болеутоляющих средств, вырабатываемых самим организмом. А это, в свою очередь, вызывает повышенную выработку катехоламинов – веществ, усиливающих боль вследствие блокирования активности эндорфинов и нарушения циркуляции крови.