Смекни!
smekni.com

Компоненты метода иглоукалывания (стр. 2 из 4)

В результате клинико-физиологических исследований влияния иглоукалывания на состояние сосудистой, вегетативной системы и лейкоцитарную реакцию крови, проведенных в одни л те же точки, одним и тем же методом у больных с психическими заболеваниями и у практически здоровых людей, было установлено, что ответные реакции качественно различные. При этом по мере восстановления психических нарушений и улучшения состояния больных наступала нормализация вышеуказанных реакций на те же воздействия. Это находит свое объяснение в высказываниях И.П. Павлова, который считал, что раздражение, возникающее в ответ на действие определенного раздражителя, обусловлено не только качеством раздражителя, но и состоянием организма».

Таким образом, при проведении иглоукалывания необходимо использовать не какие-либо стандартные «рецепты» точек и методик, а учитывать характер заболевания, стадию развития процесса, характер течения заболевания, его динамику и в соответствии с этим выбирать адекватную методику, дозировку и локализацию воздействия.

Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности нервно-психического состояния больных, их общую и системную реактивность, а также реакции на воздействие иглоукалыванием в зависимости от точек, методики и дозировки.

Важное значение имеет рационально обоснованное решение вопроса о сочетании иглоукалывания. с другими методами и средствами медикаментозной и физической терапии.

Вполне оправданным является применение тех методов, которые, изменяя функциональный фон в благоприятную сторону, создают предпосылки для более целенаправленного действия иглоукалывания. Так, например, при наличии повышенной возбудимости различных систем организма целесообразно сочетание иглоукалывания с полынно-сигаретным прогреванием, точечным массажем, теплыми ваннами. Для закрепления полученных результатов при болевом синдроме, повышенном мышечном тонусе, целесообразно в интервалах между процедурами иглоукалывания применение цюбометаллических шариков, накладываемых на те же точки после удаления игл. В комплексе с иглоукалыванием весьма эффективно использование аутогенной тренировки, дыхательной гимнастики, специальных физических упражнений.

Сочетание иглоукалывания с некоторыми. психотропными, нейротропными, гормональными и анальгезирующими препаратами, а также некоторыми видами физической терапии, которые могут резко изменять фон, нецелесообразно, так как может повести к появлению парадоксальных либо отрицательных реакций. Так, применение иглоукалывания в сочетании с гормональной терапией или непосредственно по окончании интенсивного курса гормонотерапии неэффективно. Это связано, по-видимому, с тем, что гормональная терапия, изменяя функциональное состояние гипофизарно-адреналовой системы, через посредство которой осуществляется рефлекторное действие иглоукалывания, делает последнее неосуществимым.

Установлено также исчезновение реакции на воздействие иглоукалывания после применения новокаина, прокаина и других анестезирующих средств, блокирующих рецепторный аппарат. через посредство которого осуществляется рефлекторное воздействие иглоукалыванием.

Теоретически и клинически необоснованным является сочетание иглоукалывания с электрофорезом новокаина, грязевыми и парафиновыми аппликациями при болевом синдроме, при парезах и параличах периферического и центрального характера.

Нецелесообразно также применение при спастических параличах, парезах и контрактурах сочетания общепринятой методики массажа с иглоукалыванием и точечным массажем.

При проведении иглоукалывания необходимо следить за динамикой физиологического фона в процессе проведения курса лечения и в соответствии с этим, «идя вслед за симптомом», варьировать лечебную тактику: методику, дозировку, интенсивность и продолжительность воздействия, интервалы между процедурами, количество процедур в течение курса и перерывы между курсами.

При этом необходимо также учитывать, с одной стороны, возможность адаптации, к воздействию, а с другой – гиперсенсибилизации, когда возникает резко повышенная чувствительность, а подчас на каком-то этапе лечения и непереносимость больными воздействия иглоукалывания, что особенно часто наблюдается у больных неврозами.

По данным, полученным в нашей лаборатории В.С. Гороховской, у больных со спастическими гемипарезами после перенесенного инсульта наиболее отчетливые клинические и.электромиографические сдвиги наступают большей частью после 4–6 процедур, причем дальнейшее воздействие нередко не дает отчетливых изменений как в отношении клинической эффективности, так и по данным клинико-физиологических показателей. Таким больным показаны короткие курсы с интервалами между последующими повторными курсами 10–15–30 дней.

Необходимо помнить, что передозировка, связанная с сум-мацией раздражения, изменяя функциональный фон, на который падает раздражение, может повести не. только к снятию эффекта, полученного в процессе лечения, но вызвать обострение заболевания и даже ухудшение в течении патологического процесса.

Место воздействия

Чрезвычайно важную роль при проведении иглоукалывания играет локализация раздражения, т.е. место воздействия.

Воздействие иглоукалыванием и прижиганием проводится в строго определенные по расположению, мельчайшие по размерам точечные участки кожной поверхности туловища, конечностей, лица и головы, носившие в традиционной медицине наименование кун-сюе, что дословно обозначает «дыра», «отверстие», «нора», и получившие в дальнейшем в европейской литературе название «точка», «точка воздействия», «биологически активная точка».

Существование таких точек на теле человека известно со времен глубокой древности. Они обнаруживаются у человека с момента его рождения. У всех людей эти точки имеют идентичную локализацию и составляют «неотъемлемую часть кожного покрова, даже в тех случаях, когда их активная часть залегает более глубоко». По виду они неотличимы от окружающих их участков кожи. Воздействие на эти точки является основой метода иглоукалывания и составляет его специфическую особенность, отличающую его от всех существующих методов терапии, в том числе и физиотерапевтических, при которых осуществляется лечебное воздействие на организм через поверхность кожи. Все точки имеют строго определенное анатомическое расположение и функциональное назначение, независимо от того, определяется ли их местоположение по традиционным каналам либо по анатомическим областям и линиям.

Морфологический субстрат этих точек до последнего времени был не известен. В настоящее время имеются единичные работы, посвященные исследованиям морфологической структуры точек.

Г.Д. Новинским установлено, что точки воздействия находятся в более рыхлой соединительной ткани, волокна которой расположены в виде правильной сетки. Особенно ценным в этом плане являются исследования крупного австрийского гистолога G. Kellner, который на основании исследования 12000 срезов кожи в области точек установил наличие в них значительно большего числа эффекторов и рецепторов, чем в окружающих их участках кожи, а также скопление гладкомышечпых волокон, которые не соответствуют errectorispillorus. По его данным, эти точки имеют поперечник 5–7 мм и по своему гистологическому строению отчетливо отличаются от остальной кожи.

О наличии специфических особенностей морфологической структуры точек указывают также исследования последних лет. Так, по данным P. Rabischong и соавт., гистологический анализ точек у человека и животных. показал наличие в них специфических элементов в виде истончения эпидермы, изменения коллагенных волокон дермы, спиралеобразных сосудистых сеток, окруженных сеточкой безмиелиновых волокон холинергического типа.

Все эта, хотя и немногочисленные еще исследования, подводят известную анатомо-морфологическую базу под точки воздействия.

Что же касается данных о существовании системы Кенрак – специальной структуры точек иглоукалывания, то они не получили подтверждения в исследованиях других авторов, в частности G. Kellner.

Многочисленные клинико-физиологические, биоэлектрические и электрофизиологические исследования, проведенные как отечественными, так и зарубежными учеными, указывают на наличие ряда особенностей, специфичных для этих точек, отличающих их от окружающих участков кожи.

Так, установлено, что эти точки обладают повышенной болевой чувствительностью, особенно к давлению, более высокой кожной температурой, усиленным поглощением кислорода, более высоким уровнем обменных процессов, повышенным инфракрасным излучением и, что особенно существенно, изменением электрокожного сопротивления.

Повышенная чувствительность точек к давлению, обнаруживаемая у здоровых, может перейти у больных в ощущение спонтанной болезненности, что в известной мере может служить диагностическим признаком.

Весьма характерным является также тот факт. что возникающая при заболевании определенных внутренних органов повышенная чувствительность к давлению в отдельных точках у различных людей всегда идентична по локализации. Наряду с этим при возникновении у одного и того же больного заболевания различных органов повышение чувствительности к давлению возникает в различных точках.

В.Г. Вогралик склонен рассматривать точки как проецируемые на кожу участки наибольшей активности системы взаимодействия «покровы тела – внутренние органы», в, которых расположены нервные рецепторы, проводящие раздражение в центростремительном направлении. По данным А. К – Подшибякина, кожно-нервные точки у лягушки, кролика, собаки и человека соответствуют местам раздвоения нервных стволов, особенно в области входа их в кожу.