Смекни!
smekni.com

Компоненты метода иглоукалывания (стр. 3 из 4)

В последние годы широкое распространение для изучения специфических свойств точек иглоукалывания получил метод, основанный на характеристике их электрических параметров, в частности на эффекте электрокожного сопротивления. Одним из основоположников этого направления является крупный французский ученый J. Niboyet, автор первой монографии, посвященной этому вопросу. Проведя с помощью сконструированного им прибора тщательное изучение электрических свойств кожи, он установил, что в области, соответствующей месторасположению точек, электрическое сопротивление кожи значительно ниже по сравнению с окружающими ее участками. Он обнаружил также наличие изменений электрической проводимости кожи и электрических потенциалов в точках не только у живых, но и на трупах. Причем разница между точками и окружающими их участками кожи на трупах была выражена отчетливее, чем у живых людей.

Данные, приводимые J. Niboyet, вызвали резкую критику со стороны R. delaFuye, который, основываясь на своих теоретических соображениях и личных наблюдениях, не считал возможным пользоваться этим методом. Однако ряд исследователей, имеющих личный опыт, приводят фактический материал и теоретические соображения в пользу предложенного J. Niboyet метода исследования электрического сопротивления.

Дальнейшие исследования А.К. Подшибякина позволили установить наличие у здорового человека в так называемых активных точках более высокого электрического потенциала и резкое повышение его при заболеваниях определенных органов. Так, при заболеваниях органов грудной клетки А.К. Подшибякин отмечал повышение электрических потенциалов в точках груди; при поражениях печени, желчного пузыря, селезенки, желудка – в точках кожи эпигастральной области и соответствующих кожных метамерах спины.

По данным С.Е. Overhofи О. Maresch, изменения электрокожного сопротивления в точках акупунктуры у больных выражено отчетливее, чем у здоровых, при этом у больных выявляется также более отчетливо различие электрокожного сопротивления между активными и нейтральными точками.

В дальнейшем изучению электрических свойств точек в условиях нормы и патологии и конструкции электронных приборов, необходимых для этих целей, были посвящены многочисленные исследования, проводимые, в различных странах. Так, на наличие высокого электрического потенциала в активных точках у здоровых людей указывают также исследования румынских авторов, которые подчеркивают особенно отчетливые изменения электрических свойств точек с момента появления заболевания.

Имеются указания на зависимость изменений электрических свойств точек от функционального состояния вегетативной нервной системы. Так, при понижении функции симпатической нервной системы в активных точках наступает повышение электрического сопротивления кожи и резкое снижение электрического потенциала, а при явлениях ее ирритации обнаруживается низкое ЭКС и высокий электрический потенциал. На снижение ЭКС в точках при повышении тонуса вегетативной нервной системы у больных неврозами указывают также румынские авторы.

Д.Л. Пармененков высказывает мнение о полупроводниковой природе точек акупунктуры, обосновывая его многократными определениями величин ЭКС в точках акупунктуры животных и человека, в результате которых была выявлена четкая статистически достоверная зависимость этой величины от полярности приложенного напряжения.

Площадь точки, определяемая в основном путем измерения ЭКС, по данным различных авторов, колеблется от 0,4–0,6 до 10 мм2.

Изучению электрических свойств точек посвящены многочисленные работы ученых различных стран – Франции, Италии, Японии, Румынии, СССР, ФРГ, США. Используемые для этой цели разнообразные электронные приборы от простых до весьма сложных – типа детекторов, пунктометров, нейрометров, флюксметров, стигмоскопов – построены в основном на принципе измерения феномена ЭКС. Индикаторами этого феномена в приборах различных конструкций являлись стрелочные приборы, световые и звуковые сигналы.

Подавляющее число авторов указывали па наличие в точках воздействия, особенно при патологических процессах, минимального ЭКС и повышения электрического потенциала, подтверждая тем самым результаты, полученные А.К. Подшибякиным.

Приведенные данные давали основание считать, что найден точный способ как для индикации точек, так и для их биофизической характеристики. Это открывало широкие возможности для изучения проблем точки.

Однако правомерность использования метода ЭКС для решения указанной проблемы некоторые исследователи ставили под сомнение. Так, исследования, особенно последних» лет, отечественных авторов, а также зарубежных вызвали известное сомнение в адекватности и надежности данного метода поставленным задачам. Выявилось значительное непостоянство получаемых результатов, зависящее от ряда факторов – от общего состояния организма, состояния кожных покровов, нестабильности внешних условий и, что особенно важно, дефектов самого метода проведения исследования. Так, Хань Чэп-инь, проведя сплошное исследование всей кожной поверхности, нашел бесчисленное множество мест с низким ЭКС, сосредоточенных главным образом в области суставов и головы.

Клинико-зкспериментальные исследования, проведенные в нашей лаборатории О.П. Барановым, А.Т. Качаном и В.П. Запольской с использованием многоканальной открытой регистрации – у 10 здоровых и 5 больных, у каждого в 60 зонах как в области классических китайских точек, так и вне их, позволили авторам установить, что число точек минимального ЭКС значительно превышает количество классических точек и далеко не всегда совпадает с ними.

На важное значение методических условий при использовании феномена ЭКС для выявления точек акупунктуры указывают A. Noordengraaf и D. Silage. Результаты проведенных ими нескольких серий клинико-экспериментальных исследований показали, что данные измерений ЭКС в каждой точке зависят от формы и площади поверхности электрода, силы прижатия и угла наклона электрода и физических свойств кожи. Авторы подчеркивают, что целенаправленное манипулирование измерительным электродом дает возможность получить сопротивление любой желаемой величины в пределах очень широкого диапазона, практически в любой точке поверхности кожи; отсюда авторы делают вывод, что метод, основанный на принципе ЭКС для индикации активных точек кожи, не является достаточно убедительным и надежным.

Несмотря на наличие серьезных критических замечаний, основными методами, используемыми в настоящее время, особенно за рубежом, для объективной характеристики точек и их индикации остаются феномен ЭКС и электрического потенциала.

Специфической особенностью точек, известной еще с древнейших времен, является гамма своеобразных ощущений, возникающих при введении в них игл на определенную глубину: чувство тяжести, давления, распирания, онемения, ощущение тепла, прохождения электрического тока. Возникновение этих ощущений столь постоянно и обязательно, что может служить критерием для отличия активной точки от нейтральной. При введении иглы вне точки эти ощущения, как правило, отсутствуют, возникает лишь ощущение острой боли.

Объективным отражением особенности ощущений, возникающих при введении иглы в точку и вне ее, могут служить сосудистые реакции, регистрируемые на плетиэмограммах. Характер ощущений, возникающих при введении иглы на определенную «глубину в области активной точки, указывает, что при этом происходит раздражение не столько чувствительных окончаний, заложенных в коже, сколько главным образом различных нервных элементов глубокой проприоцептивной чувствительности, заложенных в подкожной клетчатке, мышцах, связках, периневральных и периваскулярных сплетениях.

Это дает нам основание рассматривать активные точки не как кожные точки, а лишь как кожную проекцию нервных элементов, лежащих в глубине этих участков или, вернее, как микрозоны максимальной концентрации нервных рецепторов, что находит подтверждение в данных нейрогистологических исследований G. Kellner, Т. Rabichong и J. Niboyet.

I.F. Dumitrescu и соавт. также рассматривают точку лишь как кожную проекцию вегетативных образований, расположенных в дерме и подкожной клетчатке. С. Pinetсчитает, что площадь точки соответствует наибольшей плотности рецепторов.

В трудах традиционной восточной медицины имеется указание, что точки являются местами концентрации «жизненной энергии», расположенными на месте пересечения основного канала с «чудесными сосудами».

Большинство известных в настоящее время точек было открыто в глубокой древности. Каждая из них имеет наименование и функциональное назначение. В названиях точек отражены особенности китайского языка, изобилующего образами, эмблемами. Так, например, некоторые названия точек обозначают органы, для воздействия на которые эти точки предназначены, другие соответствуют названию области, в которой они расположены, третьи – до известной степени отражают функцию органа, например, точка цин-мин, расположенная у внутреннего угла глаза, обозначает «восприятие света», точка тин-хуэй в области ушной раковины – «собиратель слуха».

Наименование ряда точек отражает представление древнекитайской натурфилософской теории о мужском и женском начале в природе – учение об «ян» и «инь». Отсюда точки, расположенные на открытой, наружной поверхности, – включают в себя приставку ян, а точки, расположенные на внутренней, скрытой поверхности – приставку инь, как, например точки ян-лин-цюань и инь-лин-цюань, расположенные на наружной и внутренней поверхности верхней трети голени.

Точки, расположенные в области ладонной поверхности конников пальцев рук, имеют одно общее название – ши-сюань «ши» – десять).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что еще на jape развития метода иглоукалывания большое внимание уделялось месту нанесения раздражения. Так, в традиционной медицине имелись указания, что при заболеваниях головы и органов чувств, особенно зрения, воздействие нужно оказывать на точки, расположенные в затылочной области и шейной части позвоночника, при заболеваниях сердца и органов грудной клетки – на шейный и верхний грудной отдел позвоночника, лри заболеваниях органов брюшной полости–на средний и нижнегрудной отдел позвоночника, а при заболеваниях малого таза – на поясничный и крестцовый отдел позвоночника.