Смекни!
smekni.com

Медицина античной Греции (стр. 3 из 5)

2.4 Книдская школа

Успехи в практической медицине. Начатки врачебной диагностики и семиотики. Представление об организме как единстве противоположностей в книдской школе сохраняется. Первый и притом материалистический вариант гуморальной патологии,

Книдская школа сложилась в г. Книдосе, в Ионии. По расцвет относится к первой половине V п. до и. э. Ее глава — Зврифон, о котором, кроме имени его, мы ничего не знаем.

Книдская школа характеризуется прежде всего блестящими (для того, конечно, времени) достижениями в практической медицине. Документом, подтверждающим это положение, является трактат «О внутренних страданиях» («Гиппократов оборник»).

Из трактата ясно, что книдийцы научились довольно неплохо выделять отдельные симптомокомплексы и понимать происхождение отдельных симптомов и их значение для организма (начатки диагностики и семиотики); опираясь па эти знания, они отваживаются на довольно смелые хирургические вмешательства.

Вот характерное описание одной из болезней почек: «..острая боль чувствуется в почке, пояснице, паху, яичке, соответственно почке; больной часто мочится; мало-помалу моча прекращается, и с мочой выходит песок. Когда этот песок проходит уретру, он причиняет сильную боль в ней». Диагноз: камень в почке; терапия: паровая баня, слабительное, припарки. «Когда же образуется опухоль и выпуклость, ты сделаешь в это время разрез соответственно почке и, извлекши гной, станешь лечить песок мочегонными. Действительно, если произведен разрез, есть надежда на спасение; если нет, болезнь в конце концов причиняет смерть»'.

Другой пример: в случаях, когда возникает подозрение на водянку» в груди, книдийцы советуют выслушивать больного и делать это так: взять больного за плечи и встряхивать и «потом слушать, в каком боку больше зыбление». Открытие этого симптома впоследствии приписали Гиппократу, так как трактат «О внутренних страданиях» был включен в «Гиппократов сборник».

Весьма примечательно описано в трактате хирургическое лечение «водянки» груди: «...провести разрез на третьем ребре, считая с последнего, до кости; потом перфорировать ребро трепаном в виде сверла; после перфорирования выпустить немного воды и после удаления наложить корпию из сурового льна, а сверху — мягкую губку».

Книдийцы ввели в медицину ряд новых средств, до сих пор сохранивших свое значение: известь (прижигающее), глина (аппликации па грудь и голову), чеснок, лук, хрен, мята.

В трактате «О внутренних страданиях» можно найти много примеров, говорящих о больших успехах кпидийцев в практической медицине. Но далее встал вопрос о природе человека. Книдийцам становится известно учение пиевматиков по этому вопросу, и они присоединяются к нему, умалчивая лишь о воздухе как первооснове организма.

В трактате «О древней медицине», который пошел в « Гиппократов сборник», но который вернее всего принадлежит неизвестному автору ни книдской школы, сказано, что организм гостит из противоположностей, что главными противоположностями являются теплое и холодное и что эта пара противоположностей является исходной, из которой развиваются все остальные: «и горькое, и соленое, и сладкое, и кислое, и жесткое, и мягкое, и многое другое в бесконечном числе, разнообразное по свойствам, количеству и силе». Понимание организма как состоящего из противоположностей, таким образом, полностью сохраняется у книдийцев. Живет у них (лишь в более аполитичной формулировке) и идея Алкмеона об изономни противоположностей как основе здоровья человека, и о монархии одной из них как причине болезни. Термины «изономия» и «монархия» они заменили терминами «краза» и «дискразия». Словом «краза» греки называли правильное смешение противоположных начал в организме, словом «дискразия» — расстройство этого смешения. В трактате «О древней медицине» это учение изложено в следующих словах: организм здоров, если его противоположные начала «смешанные и умеренные друг другом, не выступают наружу и не тяготят человека. Но когда какое-нибудь из них отделится и будет выступать само по себе, тогда оно делается видимым и поражает человека тяжестью».

Итак, не изономия и монархия, а равномерное смешение (краза) и расстройство этого смешения (дискразия) — формулировки различные, но в сущности одни и те же.

Следуют книдийцы и выдвинутому пневматиками принципу 1срапии «противное врачуй противным». Но главное достижение книдийцев—дальнейшее развитие ими учения Алкмеона о патогенезе. У книдийцев это учение вылилось в форму знаменитой гуморальной теории патогенеза, которая существовала затем вплоть до середины XIX столетия н. э., хотя и в искаженной на идеалистический лад форме.

Сущность этой теории в следующем.

Противоположные начала, содержащиеся в организме, мыслятся в виде «влаг». Пока влаги находятся в состоянии «кразы», организм здоров. Но вот под влиянием той или иной внешней причины одна из влаг становится более «острой», чем обычно, — произошла «дискразия» влаг; острота возмутившейся влаги делает соответствующий орган воспаленным, горячим и заставляет его опухать. Затем воспаление прекращается. Оно прекращается потому, что острая влага, почему-то вновь смешалась с такой, какой она была раньше, и при этом смешении она «сварилась»; при сварении она потеряла свою остроту, стала густой и выделяется теперь без всякого вреда для соответствующего органа; «дискразия» вновь перешла в «кразу».

Из всех влаг книднйцы наибольшее значение придавали слизи и желчи. О крови речь не шла. Не было речи и о душе, живущей в крови, как об этом учили жрецы. Следовательно, когда книдийцы дали свой вариант гуморальной патологии, то это был материалистический, а не идеалистический вариант.

Гуморальная теория патогенеза в ее первом, материалистическом, варианте была принята всеми передовыми врачами Греции того времени.

Мы встретимся с ней в трудах Гиппократа. Мы встретимся с ней и позднее, когда эта теория со всеми ее терминами-- краза, дискразия, сварение—будет целиком приписываться Гиппократу.

Таковы в общих чертах достижения книдской медицинской школы античной Греции, главнейшие из которых: создание начатков диагностики и семиотики и создание самой первой в истории медицины теории патогенеза. В вопросе же о природе человека она ничего нового внести не смогла.

2.6 Идеалистические школы в медицине античной Греции

Пифагор. Эмпедокл. Платон

В условиях острой классовой борьбы, которой характеризуется вся история древней Греции, врачи Греции разделились на дна противоположных лагеря по их идеологи и по их медицинским учениям: на лагерь сторонников аристокритии и идеалистов. С идеологией и медицинскими учениями первых мы познакомились. Познакомимся с идеологией и медициной вторых.

Наиболее ранней идеалистической медицинской школой в античной Греции была пифагорейская школа. Основатель ее – Пифагор из Самоса (571-497 г. До н. э.). Он был очень опасным врагом демократии. После победы демократической партии в Афинах он бежал в Южную Италию и там организовал свою партию (« пифагорейский союз») в целях реставрации аристократического строя. Он был выдаюзимся философом и математиком. Как философ, он создал оригинальную систему, согласно которой основным элементом всего существующего является, якобы число. Он же, повидимому, первым из греческих философии в заговорил о душе. Он мыслил ее материалистически в виде «солнечных пылинок», но вместе с тем заимствовал у жрецов веру в переселение душ и на этом основании сделался вегетарианцем. Как математик он оставил глубокий след в измерительной геометрии. Известна его теорема о том, что сумма ква дратов, построенных на катетах, равняется квадрату, построенному на гипотенузе прямоугольного треугольника. Большое значение имела разработка школой Пифагора учения о правильных многоугольниках и многогранниках.

Кроме того, Пифагор занимался медициной, причем лучшей из медицинских систем счел систему храмовой медицины. Он лечил, как полагается по правилам храмовой медицины, пением религиозных гимнов, исполнением их на музыкальных инструментах, очистительными обрядами и религиозными танцами. Все лекарственные средства он отвергал на том основании, что возлагая упования на богов, незачем надеяться на другие средства, но и тут допустил непоследовательность, сделав исключение для холодных компрессов и для морской капусты.

Также идеалистической медицинской школой в античной Греции была школа Эмпедокла (около 400—430 гг. до н. э.), хотя сам Эмпедокл, судя по некоторым чертам своего философского учения, относится к философам-материалистам. Он возглавлял медицинскую школу в г. Агригенте, в Сицилии (сицилийская школа). По роду своих занятий он был философ и врач. Как философ он сводил все многообразие природы к четырем основным элементам (стихия), которыми он считал огонь, воздух, воду, землю. Это учение о четырех стихиях на протяжении многих веков держалось в древней и средневековой медицине. В практической деятельности медицинская сицилийская школа придерживалась ритуалов храмовой медицины.

Подобно Пифагору, Эмпедокл воспринял от жрецов представление о душе и веру в переселение душ. Вегетарианцем же он был настолько принципиальным, что даже сандалии носил не из кожи, а из меди или серебра. Душу он отожествил с мышлением. Считал, что мышление и есть то, что жрецы называют душой, а поскольку душа, по учению жрецов, жила в крови, то мышление он тоже отнес к крови: «Более всего мыслят кровью», -- говорил он, и с этой позиции вел полемику с Алкмеоном, который, как мы помним. органом мышления считал головной мозг.

Он был городским врачом в Агригенте и в этой должности неплохо проявил себя: он осушил болото и прорубил для живительных северных ветров проход в скале, закрывавшей город с северной стороны.