Смекни!
smekni.com

Методы воспроизведения заболеваний органов системы пищеварения (стр. 3 из 3)

4.4 Кишечная непроходимость

Кишечную непроходимость получают у животных путем перевязки кишечника или созданием заворота. А. Л. Козырев (1927) в опытах на кроликах производил полный поворот кишечной петли вокруг оси брыжейки и фиксировал ее в таком положении лигатурой; делались высокий, средний и низкий завороты тонкой кишки. П. Сельповский (1944) воспроизводил кишечную непроходимость с нарушением кровообращения и без него. В первом случае у собак изолировали отрезок тонкой кишки и поворачивали по оси брыжейки с последующей перевязкой у основания. При наложении непроходимости без нарушений кровообращения кишка обертывалась марлевой тесьмой шириной 0,5 см и по ней затягивалась толстая шелковая лигатура; на 10—12 см ниже таким же образом накладывалась вторая лигатура. У собаки кишка перевязывалась в разных местах: у дуоденального угла, на 20—50 см ниже, на средине тонкой кишки, а также в области сигмовидной кишки. У крыс перевязка производилась у дуоденального угла или на 6 см ниже его. Животные погибали тем быстрее, чем выше непроходимость.

Важное значение, по данным П.Сельповского, имеет и диета: при лишении животных мяса и при голодании они живут дольше. II. М. Самарин (1931) получал непроходимость у собак путем передавливания кишки жомами в двух местах на расстоянии 1 см с последующим снятием их и перевязыванием кишки шелковыми лигатурами в местах наложения жомов. Кишка перерезалась между лигатурами. Концы последних кишечных швов связывались между собой для предупреждения инвагинации анального отрезка. При накладывании непроходимости на пищевод анальный конец закрывался наглухо, а оральный выводился наружу и не зашивался наглухо для стока слюны. При пищеводной и желудочной непроходимости смерть животных наступала в наиболее ранние сроки - через 5— 6 дней.

В опытах на кошках непроходимость получают путем рассечения кишки, ушивания отрезков и перитонизации их кисетными швами. А.С. Чейшвили (1935) для получения непроходимости у кроликов перевязывал кишечник шелковыми лигатурами в нескольких местах. Г. Руфанов (1928), перевязывая у собак кишечник на различных расстояниях от привратника, показал, что чем выше перевязка, тем быстрее наступает гибель животных; с другой стороны, сытые собаки гибли значительно раньше голодных. И.Г. Руфанов описывает несколько типов поражения кишечной стенки при экспериментальной непроходимости: рассеянный тип (резко растянутая кишка с неизменной серозной оболочкой, но с кровоизлияниями, эрозиями и язвами слизистой на различном расстоянии от сужения); сплошной тип (диффузные поражения на всем протяжении до желудка включительно); сегментарный тип (участки длиной 5-~8 см, паретически расширенные, с резко измененной слизистой, чередуются с отрезками, имеющими нормальный вид). Изъязвления обычно наблюдаются на стороне, противоположной месту прикрепления брыжейки. Урабе (1936) указывает, что на жизнь животных после операции оказывает влияние секрет поджелудочной железы.

4.5 Аппендицит

Для воспроизведения аппендицита наиболее подходящим животным является кролик, так как у него отросток выражен достаточно отчетливо. Предложено большое количество методов получения у животных воспаления червеобразного отростка. Наиболее простым является перевязка у основания с одновременной перевязкой сосудов или без нее.

Как правило, вскоре развивается флегмонозно-язвеиный аппендицит иногда с перфорацией. С. Ю. Чахунашвили (1940) доказал, что такой исход наступает независимо от того, находились в момент перевязки каловые массы в отростке или просвет его был свободен (для этого отросток перед накладыванием лигатуры промывался). Перевязку отростка можно сочетать с внутривенным введением культуры микроорганизмов (обычно кишечной палочки) или инъекцией ее в просвет отростка. Иногда в перевязанный аппендикс вводят инфицированные или стерильные инородные тела, а также химические вещества, раздражающие слизистую (например, ляпис)
Хейле (1911) после перевязки отростка в просвет его вводил расплавленный парафин. В изолированной полости быстро развивался выраженный воспалительный процесс, сопровождающийся разрушением стенки. Николайсеп кормил животных пищей, зараженной культурой кишечной палочки и наблюдал изъязвление слизистого отростка; в других отделах желудочно-кишечного тракта изменений не было. Т. Б. Журавлева (1952) давала 2-месячиым крысам обычный корм, к которому добавлялись сырые
неочищенные семена подсолнуха. Опыт продолжался в течение 2 - 4 недель. У большинства животных начальный отдел слепой кишки был резко расширен, спаян с окружающими тканями, а при гистологическом исследовании имела место картина флегмонозного воспаления.

Большой интерес представляют опыты Штебера и Дали (1912), которые вводили кроликам в область небных миндалин 2 мл культуры микроорганизмов. Инъекции производились в течение 5—19 дней. В отростке, имело место набухание лимфатических фолликулов, кровоизлияния и некрозы слизистой оболочки.

Аппендицит может быть получен у животных с помощью некоторых химических веществ. Сели (1936) показал, что при введении крысам в брюшную полость формальдегида, возникает избирательное поражение червеобразного отростка типа флегмонозного, часто перфоративного аппендицита. В опытах использовались штаммы крыс, выведенные от белых и черных. Взрослым самцам внутрибрюшинно вводилось 0.5 м. 4% раствора формальдегида. Через 48 часов у всех животных развивался гнойный, нередко перфорирующий аппендицит. Гистологическое исследование в динамике показало, что воспалительный процесс начинался изнутри отростка, со слизистой оболочки. В других органах каких-либо изменении не наблюдалось.

Канзерлинг (1937) показал, что нарушения иннервации существенно влияют на течение экспериментального аппендицита. Так, воспалительный процесс в отростке протекает в более тяжелой форме при перерезке чревных нервов или раздражении блуждающих нервов, осуществляемых за 10—20 минут до введения в отросток разрешающей дозы сыворотки.

В этих условиях патологический процесс протекает на фоне паралича сосудов. Обратный эффект наблюдается в том случае, когда разрешающая доза сыворотки вводится па фоне спазма сосудов (электрическое раздражение чревных нервов, повторные внутривенные инъекции 0,5 мл 1 : 1000 адреналина каждые 2 часа или перерезка блуждающих нервов)- при этих условиях даже через 24 часа в отростке каких-либо существенных изменений не определяется.

Б. И. Мигунов (1939) для воспроизведения в аппендиксе гиперергического воспаления, вводил после сенсибилизации кроликов стерильной лошадиной сывороткой (5--8 подкожных инъекций 2—3 мл сыворотки с интервалами в 5-8 суток) 1 мл того же антигена в артерию отростка у его проксимального конца. На место укола сразу же накладывался мышечный тампон. Отводящая вена зажималась пальцами па 2 минуты. После, остановки кровотечения отросток погружался в брюшную полость. В течение 12 часов - 3 суток после разрешающей инъекции наблюдалось фибриподобное набухание артериальных стенок, деструктивные изменения в фолликулах и воспаление в подслизистом слое отростка; через 6- 7 суток имели место некроз слизистой оболочки и фолликулов, резкие, дистрофические изменения сосудов, деструкция мышечного слоя. Процесс заканчивался склерозом стенки и организацией некротических масс.

Подробное, изложение нормальной и патологической гистологии червеобразного отростка у кроликов, а также обзор литературы по экспериментальному аппендициту можно найти в работе С. Ю. Чахунашвили (1910).

Таким образом, экспериментальное воспроизведение у животных того или иного заболевания, свойственного человеку, в одних случаях оказывалось более успешным и получаемое у животного заболевание, в клинико-анатомическом отношении в значительной мере напоминало соответствующее страдание человека, в других (более многочисленных) удавалось лишь частично вызвать наиболее характерные проявления какой-либо болезни, небольшие фрагменты ее или только свойственные ей осложнения, т. е. те отдельные звенья, из своеобразных комбинации которых складываются картины различных заболеваний. поэтому, работая по обобщению методов экспериментальной патологии, приходится под одним и тем же условным понятием «модель болезни человека» рассматривать различные по значению и объему патологические изменения у экспериментальных животных.


Литература

1. Аничков Н.Н. и 3ахарьевская М.А. Арх. биол. наук, т. 50. в. 1—2, 1938.

2. Афанасьев В.А. Мед. обозр., т. 32, 15, стр. 321, 1889.

3. Бойко Ю.Г. Морфология поджелудочной железы при гипертонической болезни. Дисс. Л., 1956.

4. Бурденко Н.Н. Материалы к вопросу о последствиях перевязки воротной вены. Дисс, Юрьев, 1909.

5. Вайль С.С. Экспериментальная флегмона желудка. Тр. Всес. Конф патологов, стр. 61, 1935

6. Вайль С.С. Изменения нервной системы и поражения желудочнокишечного тракта. Л., 1941.

7. Варламов В.И. Нарушения кровообращения в системе верхних брыжеечных сосудов и их последствия. Дисс, Л., 1952.

8. Глинская Е.П. Экспериментальное изучение изменений тонкой кишки при непроходимости и нарушении кровообращения в сосудах брыжейки. Дисс. Л. 1938.

9. Журавлева Т.Б. Экспериментальный аппендицит. Рукопись, 1952

10. Завриев Я.X. Материалы к физиологии и патологии желудочных желез собаки. Дисс, СПб., 1900.

11. Лазарев Н.Б. Вопроизведение заболеваний у животных, стр. 74 Л., 1954.

12. Мещерская К.А. Методы воспроизведения дистрофических процессов. В кн.: Воспроизведение заболеваний у животных для экспериментально-терапевтических исследований, стр. 53, Л., 1954.

13. Никитин С.А. Стоматология, № 6, 1955.

14. Рапчевский И.К вопросу о патолого-анатомичсеких изменениях слизистой оболочки желудка при остром воспалении. Дисс, СПб.. 1881.

15. Руфанов И.Г. Изменение кишечной стенки при обтурационной непроходимости. Тр. XIX съезда росс, хир., стр. 26, 1928.

16. Самсонидзе Г.Г. Изменение количества содержания липоидов и тканях и органах при голодании. Дисс, Тбилиси, 1949.

17. Сельцовский П. Острая кишечная непроходимость, М. Л.. 1941.

18. Сиповскнй П.В. Роль неврогенного фактора в этиологии и патогенезе круглой язвы желудка. Л., 1947.

19. Соломенный В.М. Опыт экспериментального исследования воспалительных процессов желудочно-кишечного тракта. Сб. трудов, поев. 50-лет. деят. В.В. Воронина, стр. 269, М., 1941.

20. Федорович К.П. К вопросу об изменениях кишок в зависимости oт расстройств брыжеечного кровообращения. Дисс. СПб., 1910.

21. Федоров Б.М. О влиянии некоторых раздражений нервной системы на процесс регенерации слизистой оболочки желудка. Дисс,1952.

22. Чахунашвили С.Ю. Экспериментальные исследования о воспалительных изменениях червеобразного отростка. Дисс, Л., 1940.

23. Чейшвили А.С. Непроходимость кишек. Тифлис, 1935.