Смекни!
smekni.com

Частная психопатология и судебно-психиатрическая оценка ее основных форм (стр. 2 из 8)

Варианты сумеречного помрачения сознания при эквивалентах – фуга и транс – довольно часты в практике судебной психиатрии. При этом больные в состоянии измененного сознания производят внешне целесообразные, иногда довольно сложные действия (спасаются, предотвращают опасности, блуждают, путешествуют пешком, на транспорте). Внешне такие лица ничем на себя не обращают внимание, за исключением того, что они полностью погружены в свои мысли. Продолжительность каждого такого эпизода – от нескольких минут до нескольких дней. У них также фиксируют последующую амнезию.

II группа – эпилептические психозы, подразделяемые на острые, затяжные и хронические. У больных эпилепсией, в отличие от других заболеваний, психозы протекают в виде различного по времени и остроте бреда (преследования, ревности, отравления, ипохондрии) и других психических изменений, но без видимого помрачения сознания.

Эпилептические психозы (как и эквиваленты) у больных чаще появляются на отдаленных стадиях заболевания эпилепсией, когда большие пароксизмально-судорожные приступы становятся реже и даже исчезают совсем.

III группа – специфические эпилептические изменения личности. Типичны личностные и интеллектуальные нарушения, постоянно сопровождающие больных и нарастающие по мере длительности течения эпилепсии.

На этом фоне судебно-психиатрическая оценка общественно опасных действий таких больных существенно затруднена.

Таким образом, давая судебно-психиатрическую оценку эпилепсии, ее симптоматике и возможным поступкам лиц, страдающих этим заболеванием, а также анализируя акты судебно-психиатрической экспертизы необходимо учитывать следующие положения:

- экспертиза во многом определяется глубиной имеющихся изменений личности больных эпилепсией;

- признаются невменяемыми больные эпилепсией за деяния, совершенные при судорожном или бессудорожном приступе, в состоянии психоза, сумеречного помрачения сознания, тяжелой дисфории, выраженной эпилептической деградации личности и слабоумии;

- признаются вменяемыми больные эпилепсией в отношении инкриминируемых правонарушений, совершенных в состоянии ремиссии, вне приступа, при отсутствии грубых расстройств психической деятельности;

- при затруднениях в решении вопроса уголовной ответственности за те или иные действия (поджоги, транспортные аварии) больных эпилепсией необходимо направлять на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу для уточнения выраженности психических нарушений и их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;

- среди правонарушителей увеличивается число случаев симуляции эпилепсии здоровыми лицами и аггравации (преувеличения болезненных симптомов) эпилептических судорожных припадков больными эпилепсией.

3. Маниакально-депрессивный психоз

Маниакально‑депрессивный психоз – эндогенное психическое заболевание с хроническим течением, протекающее в форме периодически чередующихся приступов маниакального (повышенного настроения, ускоренного мышления, двигательного возбуждения) и депрессивного (пониженного настроения, замедленного мышления, двигательной заторможенности) состояний. Протяженность этих фаз – от двух до шести месяцев, чаще всего они разделены интермиссиями (то есть такими состояниями, при которых исчезают психические расстройства и восстанавливается нормальная психическая деятельность с присущими для данной личности психологическими особенностями). Этим маниакально-депрессивный психоз отличается от других психических заболеваний, например шизофрении. Однако депрессивные фазы у него более продолжительные.

При наличии маниакально-депрессивного психоза необходимо уточнить возможность тех или иных деяний в течение различных фаз. При маниакальном приступе для больных типичны повышенная психическая деятельность, переоценка своих возможностей и способностей, неоправданные оптимизм и альтруизм, хвастовство, иногда переходящее в бред величия, реформаторства, высокого социального происхождения. В этом состоянии им присуща непродуктивная (нецеленаправленная и неоправданная) занятость. Они находят для себя массу дел, которые сопровождаются дезорганизацией дома и на работе. Возникающие при этом нетерпимость и раздражительность подталкивают больных к непродуманным и даже хулиганским действиям. Во время этой фазы у них повышаются различные влечения, появляются склонность к алкогольным и сексуальным эксцессам, расточительству, стремление к общению с асоциальными личностями и т.д. Обычно эта фаза наступает в вечернее время.

Смешанный характер приступов маниакально-депрессивного психоза вызывает у судебных психиатров трудности в диагностике и оценке деяний больных. Но в основном преобладают депрессивные состояния, установление которых лучше производить в стационарных условиях.

Разновидностью маниакально-депрессивного психоза является циклотимия, для которой характерны более смягченные приступы (фазы) заболевания. Особенностью является то, что указанные выше фазы сопровождают соматические нарушения.

Давая судебно‑психиатрическую оценку того или иного инкриминируемого деяния, следует иметь в виду, что решение проблемы вменяемости-невменяемости при маниакально-депрессивном психозе зависит от глубины определяющих данный приступ психопатологических расстройств. Судебно-психиатрическая практика показывает, что для больных маниакально-депрессивным психозом характерно:

- в маниакальной фазе – особая склонность к возбуждению, нарушению общественной нравственности и социального поведения (растраты, незаконные сделки, сексуальные эксцессы, обострение влечений, альтруизм);

- в депрессивной фазе – преобладание торможения, повышенная болезненная возможность самооговоров и оговоров, склонность к агрессии, нанесению вреда своему здоровью, самоповреждениям и самоубийствам и совершению тяжелых, социально значимых криминальных деяний[2].

4. Травматические поражения головного мозга

В судебно‑психиатрической практике последствия травматического поражения головного мозга (в виде сформированного психоорганического синдрома) встречаются чаще других психических заболеваний в основном из‑за возросшего агрессивного поведения части населения (нередко под влиянием злоупотребления алкоголем), заметного увеличения числа молодых людей, участвующих в военных действиях, занимающихся регулярно боксом, кикбоксингом, каратэ, а также из-за роста преступности в стране.

Последствия травматической болезни головного мозга – одна из самых сложных и до конца не решенных проблем медицины, и в частности психиатрии. Ведь симптомы черепно-мозговой травмы представлены при одной и той же мозговой травме различными эмоционально‑волевыми и интеллектуально‑мнестическими расстройствами, вызванными необратимыми изменениями в одинаково пораженных травмой и внутричерепными кровоизлияниями участках головного мозга, нарушением циркуляции спинномозговой жидкости.

Почти все лица, страдающие посттравматическим поражением головного мозга, испытывают затруднения в адаптации и взаимоотношениях в семье, коллективе, обществе. Необходимо признать, что во многом болезненные нарушения психики зависят от условий существования и жизнедеятельности таких лиц на бытовом и социальном уровнях. В то же время следует помнить, что перенесенные травматические поражения головного мозга не всегда и не у всех протекают с клинически выраженными психическими нарушениями. Эксперты‑психиатры считают, что только при глубоких нарушениях, носящих стойкий характер, можно говорить о последствиях черепно‑мозговой травмы с психическими расстройствами.

Симптоматология в посттравматическом периоде определяется большим полиморфизмом и состоит из общемозговых и локальных неврологических, а также психических нарушений. Но несмотря на различные виды черепно-мозговых травм, динамика психических расстройств отличается известным единообразием и тенденцией к постепенному их регрессу, что позволило выделить три основных этапа в посттравматическом периоде:

- начальный, следующий непосредственно за травмой и характеризующийся различной степенью утраты сознания (в легких случаях – непродолжительной, в тяжелых – вплоть до комы), оглушенностью;

- острый, сопровождающийся восстановлением сознания и возникновением разнообразных нервно-психических расстройств; в этот период наблюдаются различные формы потери памяти, то есть амнезия (ретроградная, антероградная), выраженная астения с нарушениями сна, вестибулярные и вазовегетативные нарушения (головокружение, тошнота, лабильный пульс, артериальное давление, потливость);

- отдаленные последствия с полной редукцией (обратным развитием) имевшей место нервно-психопатологической симптоматики или формирование резидуальных психоорганических и неврологических синдромов (то есть возможна апраксия и другие расстройства).

Довольно часты делириозные состояния, которые развиваются на фоне астенических расстройств или при наличии интоксикации. Делирий сопровождается аффективной напряженностью, тревогой, страхом. Действия больных соответствуют психопатологическим переживаниям, отмечаются даже зрительные галлюцинации, и они носят защитный или агрессивный характер.

В отдаленном периоде черепно-мозговой травмы психопатологические и другие болезненные нарушения подвергаются нередко трансформации в психоорганический синдром различной степени выраженности. В нем преобладают: аффекты, нарушение памяти, ослабление восприятия. В его симптоматике характерны неустойчивый фон настроения, возбудимость, вспыльчивость, несдержанность, напряженность, быстрая истощаемость, слабая концентрация внимания, ухудшение памяти на прошлые и текущие события, забывчивость, сужение круга интересов, обеднение интеллектуальной жизни. Кроме того, в клинической картине последствий черепно-мозговых травм часты нейровегетативные расстройства, деформация личности, изменение ценностных ориентаций и способности правильно понимать общественное значение своих действий.