Смекни!
smekni.com

Невроз как этиопатогенетический механизм гипертонической болезни (стр. 9 из 10)

Вегетативные расстройства при астеническом синдроме выражаются
в лабильности пульса и артериального давления, часто отмечаются головные боли. П.К. Анохин в своей теории функциональных систем отмечает особую роль астенической симптоматики в развитии психосоматических расстройств.

Основная концепция психосоматических расстройств, разработанная на основе теории функциональных систем, указывает на то, что всякая эмоция представляет собой единство «внешнего» и «внутреннего» компонента, а потому подавление «внешнего компонента» эмоций, характерное для большинства больных, оказывается существенной проблемой поддержания соматического благополучия, поскольку, в конечном счёте, происходит своеобразный «перевод» выражения эмоции с одних эффекторных аппаратов (обеспечивающих «борьбу» или «бегство») на другие, в результате явно начинают доминировать вегетативные и соматические компоненты эмоции над собственно психическими её проявлениями.

Разъясняя существенное разнообразие психосоматических страданий, П.К. Анохин указывал, что длительное вмешательство в целостный эмоциональный комплекс и переадресовка всей силы эмоционального выражения на внутренние, внешне не констатируемые процессы, создаёт стойкое патологическое повышение тонуса ряда внутренних органов, и, прежде всего – сердечно-сосудистой системы. Физиологически закономерным результатом последовательного культивирования так называемых задержанных эмоций (подавления или вытеснения одних компонентов эмоций и чрезмерной активации других) становится при известных условиях различная висцеральная патология.

Стоит отметить, что в исследовании приняли участие больные гипертонической болезнью II-й и III-й стадии. Вероятно это связано с тем что незначительное и нечастое повышение артериального давления не вызывает сильного беспокойства за свое здоровье. К тому же по началу связь эмоционального напряжения и повышение АД представлена человеку достаточно четко. В дальнейшем соматические нарушения могут приобретать более стойкий характер, развивается психосоматическое заболевание, а психологическая их составляющая, (внутренний конфликт) отходит на второй план. В результате все внимание человек сосредотачивает на своем физическом состоянии, начинает беспокоится за свое здоровье, обращается за помощью к врачам с жалобами на высокое давление. Однако медицинская помощь в данном случае не является достаточно эффективной, так как не устраняется истинная причина заболевания.

Как уже было отмечено в результатах, в ходе проведенной беседы были выделены две основные группы причин возникновения невроза. В первом случае имела место сильная психотравмирующая ситуация (чаще всего, потеря близкого человека), во втором – многократно действующие слабые раздражители (напряженная работа, неприятности на работе, напряженная обстановка в семье). В первом случае говорят об острых, а во втором об хронических психических травмах. Наличие психотравмирующих обстоятельств в этиологии данного заболевания является еще одним доказательством того, что таким больным наравне с медицинской помощью должна оказываться и психологическая.

Например, при лечении таких больных может применятся гипнотерапия. С ее помощью наряду с уменьшением невротических и неврозоподобных нарушений, отмечается снижение или даже нормализация артериального давления. Подчеркивается целесообразность длительного лечения. Считается, что наиболее выражена зависимость эффективности гипнотерапии больных гипертонической болезнью не от глубины гипнотического сна и его продолжительности, а от ее длительности (10).

Кроме того, при лечении гипертонической болезни используется аутогенная тренировка, с помощью этого метода удается достичь быстрого парасимпатического эффекта. Широко применяется при лечении гипертонической болезни методы релаксации и психологического воздействия. Психотерапия при этом не должна ограничиваться освоением лишь методов релаксации, что ее следует направлять также на изменение неправильных позиций в отношениях больного к разным сферам жизни, используя различные формы групповой психотерапии, что содержанием психотерапевтической работы с больными должны быть психотерапевтические воздействия, имеющие симптомо-, личостно- и социо-ориентированную направленность (9).

Так как в этиопатогенезе гипертонической болезни важную роль играют невротические нарушения, для больных гипертонией характерны астенические расстройства, ухудшение общего самочувствия, слабость, расстройства в сфере пищеварения и сердечно-сосудистой деятельности, аффективная лабильность, расстройства сна. В связи с этим в первую очередь должен использоваться метод релаксации с целью достижения общего самочувствия, повышения общего энергетического потенциала человека, уравновешивания нервной системы. В тексте должны использоваться фразы направленные на нормализацию работы сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, а также на уменьшение напряжения, возникновения состояния покоя.

В процессе психотерапии человек должен осознать причинно-следственные взаимосвязи своего заболевания, изменить отношение к болезненным проявлениям и к болезни в целом, у человека должно появиться желание жить дальше без соматического расстройства. Возможно, применение аутогенной тренировки с целью обучения человека приводить себя в оптимальное состояние и закрепление этого состояния. Важно, что бы человек научился адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, пытался продуктивно разрешать ее, а не действовать по принципу «уход в болезнь».

Патогенетическая психотерапия, которую применяют при лечении невроза, может быть применимой также и к гипертонической болезни, так как в ее этиопатогенезе невроз играет существенную роль. Она может проводиться с целью выявления индивидуальных особенностей личности, которые могли повлиять на развитие именно гипертонии в результате невротических расстройств. Важно понять, что именно из жизненного опыта, из пошлого больного могло повлиять на возникновение этого заболевания, какова природа стрессовой ситуации, которая послужила запуском развития невротических расстройств, так как наиболее важным для лечения является устранение не симптомов, а истинных причин невротических и соматических расстройств.


Заключение

Для данной группы больных характерно наличие внутреннего конфликта. Пассивное отношение к конфликту, его подавление, уход от решения проблем, приводят к возникновению невротической симптоматики, которая проявляется в психической, социальной и биологической сферах жизни человека.

Внутренняя конфликтность больного неврозом и его неразрешенная эмоциональная проблематика находят свое выражение в нарушении отношений с ближайшим социальным окружением. Вследствие искажений в области социального восприятия (возникших в результате конфликтной самооценки) больной неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредотачивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представления о значимости своего «я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Для больных гипертонией характерна чрезмерная ориентация на социальные нормы, социальная пассивность, робость и зависимость, сдерживание поведенческих реакций и в то же время отмечается высокая потребность в самореализации и самоконтроле.

Невротические расстройства сопровождаются нарушением эмоциональной сферы человека. Преобладают в основном негативные эмоции, человек становится тревожным, неуверенным в себе, раздражительным, напряженным. Эмоции, как бы, находятся на границе между психическими явлениями и соматическим. Физиологическими коррелятами негативных эмоций становится преимущественно повышение системного артериального давления, а так же повышение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта. Это выражается в жалобах больных на расстройства сердечно-сосудистой деятельности и пищеварительной системы.

Нужно отметить особую роль астенической симптоматики, которая предшествует развитию психосоматических расстройств. Для данной группы больных она характеризуется нарушением сна, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, вегетативные расстройства при астении выражаются в лабильности пульса и артериального давления, часто отмечаются головные боли.

Следует подчеркнуть, что всякая эмоция представляет собой единство «внешнего» и «внутреннего» компонента, а потому подавление «внешнего компонента» эмоций, характерное для большинства больных, оказывается существенной проблемой поддержания соматического благополучия. Длительное вмешательство в целостный эмоциональный комплекс и переадресовка всей силы эмоционального выражения на внутренние, внешне не констатируемые процессы, создаёт стойкое патологическое повышение тонуса ряда внутренних органов, и, прежде всего – сердечно-сосудистой системы. Центром тяжести психосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый и важный в представлении индивида для жизнедеятельности организма и его существования вообще.


Выводы

1. В ходе проведенного исследования по данным СМИЛ, было установлено наличие невротической симптоматики у больных гипертонической болезнью. Невроз преимущественно проявляется в форме неврастении и истерического невроза. В первом случае человек в ситуации стресса реагирует по типу «бегство в болезнь». Во втором вытеснение из сознания внутреннего конфликта, связанного с противоречивой структурой мотивации, происходит неосознанно, как невротическая зашита от стресса. Это приводит к различным вегетативным реакциям.