Смекни!
smekni.com

Психологические особенности людей, страдающих алиментарно-конституциональным ожирением (стр. 9 из 11)

· Средством самоутверждения. Пищевое поведение в этом случае направлено на повышение самооценки личности.

· Средством познания. Процесс принятия пищи всегда включает в себя познавательный компонент. Вкусовой, зрительный, обонятельный анализаторы оценивают качество пищи, безвредность и полезность ее для организма.

· Средством поддержания определенного ритуала или привычки. Пищевое поведение при этом направлено на поддержание национальных, семейных традиций, ритуалов и привычек.

· Средством компенсации, замещения неудовлетворенных потребностей личности.

· Средством награды. Пища за счет своих вкусовых качеств может служить поощрением за какое-то, оцениваемые положительно социальным окружением поступки. Особенно часто эта форма пищевого поведения встречается в детском возрасте.

· Средством защиты. Р. Конечный и М. Боухал указывают, что избыточное потребление пищи, а вслед за этим возникающее изменение внешности могут служить средством защиты от нежелательного замужества (женитьбы), оправданием неуспехов в спортивной и трудовой деятельности.

· Результатом недостатка любви и внимания со стороны близких.

· Средством ухода от социальных контактов.И. п. т.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует огромное количество психологических факторов лежащих в основе ожирения. В изученной мной литературе большее внимание уделяется именно наличию этих факторов и практически не описаны, механизм их влияния и способы устранения этих механизмов.

Исследование.

Организация, материалы, методы исследования.

1. Группа испытуемых с ИМТ более 29 (10 женщин, возраст от 22 до 45, образование от средне-специального до высшего, работающих, обратившихся за психотерапевтической помощью с целью снижения веса)

2. Контрольная группа испытуемых с ИМТ менее 25 (10 женщин, возраст от 22 до 45, образование от средне-специального до высшего, работающих, не страдающих избыточной массой тела)

3. Психодиагностические методики ОНР, ММРI в модификации Березина Ф. Б.

4. Метод определения индекса массы тела Кетля (степени ожирения).

Для диагностики ожирения и определения его степени применяется индекс массы тела (ИМТ, масса тела в кг/ рост в м2), который является не только диагностическим критерием ожирения, но и показателем относительного риска развития ассоциированных с ним заболеваний. Однако согласно рекомендациям международной группы по ожирению ВОЗ от 1997 года показатели ИМТ не являются для детей с незакончившимся периодом роста, людей старше 65 лет, спортсменов, для лиц с очень развитой мускулатурой и беременных женщин. Нормой признается ИМТ от 19 до 25. Все что менее 19 считается дистрофией, что касается ИМТ от 25 до 27 - это избыточный вес. ИМТ, который больше 27 уже признается ожирением, итак в зависимости от массы тела различают ожирение:

1-ой степени (увеличение массы по сравнению с “идеальной” более чем на 29%) ИМТ 27-29,5.

2-ой степени (избыток массы тела составляет 30-49%) ИМТ 29,5-35;

3-ей степени (избыток массы тела равен 50-99%) ИМТ 35-40;

4-ой степени (избыток массы тела составляет 100% и более) ИМТ более 40.

Предварительно проводилась беседа на предмет сопутствующих соматических или психических заболеваний. На основании анамнестических данных и заключений были отобраны женщины с различными типами нарушений пищевого поведения, приведшими к формированию алиментарно-конституционального ожирения, и желавшие снизить массу тела. В исследование не вошли больные с вторичным ожирением, которое встречается как синдром, развивающийся при патологии желез внутренней секреции, при заболеваниях ЦНС, больные с психическими заболеваниями.

Для изучения психологического состояния пациентов основным был выбран Миннесотский анкетный тест, обычно обозначаемый аббревиатурой ММРI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) в модификации Березина Ф. Б.: он может быть использован для суждения о значении личностных характеристик, актуального психического состояния в патогенезе и формировании клинической картины заболевания, для исследования особенностей психической сферы и психосоматических соотношений. Данный тест был принят за основу так называемого психологического профиля обследуемых лиц, так как количественная оценка выраженности психических изменений, возможность статистической обработки, абсолютная сопоставимость данных, полученных разными исследователями, позволяет считать применение данной психодиагностической методики средством, существенно повышающим надежность исследований, которые предполагают изучение больших популяций для оценки эффективности психической адаптации, изменения психического состояния в различных условиях (Л.Н. Собчик, 1990; Ф.Б. Березин, 1994).

Результаты.

В результате проведенного нами исследования, были получены следующие результаты. Для женщин, страдающих ожирением нарушение пищевого поведения по типу гипералиментации, как правило, сочетается с невротической симптоматикой, характерно повышение профиля по шкалам 4, 2, 1 и в меньшей степени - 5 и 7 (Рис.1). Для указанной группы характерна склонность к усилению поисковой активности в ситуации стресса. У данной группы пациенток механизм вытеснения тревоги не несет на себе отпечатков явной связи психосоматических расстройств с психогенными факторами. Для них характерен смешанный тип реагирования: мотивация достижения сочетается с мотивацией избегания неуспеха, склонность к активности сочетается со склонностью к блокировке деятельности в условиях стресса. Повышенное чувство собственного достоинства, стремление к доминированию сочетается с неуверенностью в себе, избыточной самокритичностью. С одной стороны, имеет место "внешняя" компенсация одних черт другими, с другой стороны - происходит нагнетание внутренней напряженности, так как блокируются и поведенческий, и невротический пути отреагирования. Внутренний конфликт канализируется, как правило, по психосоматическому варианту, либо - проявляется неврастенической симптоматикой, богатой соматическими жалобами.

ПРОФИЛЬ MMPI ПАЦИЕНТОВ С ПИЩЕВОЙ АДДИКЦИЕЙ. (рис.1.)

Люди, страдающие ожирением, склонны к жалобам на здоровье, у них повышено внимание к собственным соматическим процессам. Наблюдается "прислушивание" к своему организму; все трудности и ощущение угрозы переносятся с межличностных отношений на внутренние процессы; низкий эмоциональный контроль, раздражительность, требовательность, тревожность, ригидность; высока вероятность реагирования на психотравмирующие ситуации обострением заболеваний внутренних органов. В свою очередь, жалобы на здоровье, демонстрация своего физического неблагополучия позволяет истолковывать жизненные затруднения, а также неспособность оправдать ожидания окружающих, несоответствие собственному уровню притязаний с социально приемлемой точки зрения. Эти реакции могут осуществляться, во-первых, за счет аффектированной подачи имеющихся расстройств (наличие выраженного ожирения), что позволяет рационально объяснить затруднение, и, во-вторых, счет возникновения непсихотической патопсихологической симптоматики (жалобы на утомляемость, раздражительность, неспособность к концентрации внимания). Жалобы на состояние здоровья могут использоваться как средство удовлетворения эгоистических тенденций.

В зависимости от степени ожирения, наблюдается некоторая динамика шкал MMPI. В первую очередь, отмечается нарастание подъема по шкале 1, максимально выраженное у пациенток с 3 ст. и 4 ст. ожирения, что свидетельствует о большей степени их обеспокоенности соматическим состоянием, нарастанием ипохондрических тенденций и соматических жалоб (что вполне может быть связано с объективным ухудшением соматического состояния в связи с нарастанием массы тела). Отмечается также незначительный подъем по шкале 2, свидетельствующий о росте тревоги (говорить о явных депрессивных тенденциях в данном случае не имеет смысла, кроме 4 ст., когда одновременно с подъемом по шкале 2 наблюдается снижение профиля по шкале 9, свидетельствующее о появлении депрессивной симптоматики, проявляющейся ангедонистическими тенденциями (субъективное ощущение отсутствия удовольствия от ранее интересных видов деятельности, нарастание пассивности). Снижение социальной спонтанности, как реакция на избыточную массу тела, также выражается в снижении профиля по шкале 4 (более явно проявляется в различиях между 1 и 4 ст.). Также в направлении от 1ст. к 4 ст. наблюдается подъем по шкале 3, более выраженный при переходе от 1ст. к 2 ст. и от 3ст. к 4ст., что свидетельствует о включении дополнительных механизмов вытеснения, когда вытесняемая тревога проявляется не на поведенческом уровне, а канализируется по психосоматическому варианту с формированием “условной приятности”. С учетом подъема по шкале 1, можно предположить, что таким образом происходит своеобразная “адаптация” к избыточному весу, а также его использование с целью оказания давления на окружающих, либо - с целью “оправдания" своей неспособности соответствовать “общественно одобряемым” стандартам не только в телесной сфере, но и в сфере поведения. Изначальный подъем профиля по шкале 8 связан, предположительно, не с личностными особенностями, характерными для шизоидной личности, а с некоторой аутизацией, как реакцией на избыточный вес. По мере адаптации (переход к 2 степени) наблюдается снижение профиля по данной шкале.

Неумение самостоятельно разрешать кризисные ситуации нередко приводит психически здоровых лиц к парциальной психической дезадаптации, которая проявляется в субклинических формах с полиморфной слабовыраженной симптоматикой, которая в свою очередь под влиянием социально-стрессовых факторов может с высокой степенью вероятности привести к невротическим или психосоматическим расстройствам с клинически очерченными симптомами тревоги, депрессии, астении и т.д. (Александровский Ю.А., 1992). В целом мною отмечено, что у людей с пищевой аддикцией преобладают механизмы по типу отрицания, регрессии, компенсации. Менее выражены замещение, реактивное образование, интеллектуализация, проекция и вытеснение. Сочетание ведущих защитных механизмов и степень их напряжённости несколько отличаются у разных групп пациентов.