Смекни!
smekni.com

Анализаторы как рецепторная система. Их устойчивость и функции (стр. 2 из 10)

С материалистических позиций подходили к решению вопросов о характере ощущений представители отечественной физиологии. И. М. Сеченов считал, что ощущения дают нам правильное пред­ставление о предметах и явлениях окружающей действительности. Он говорил о том, что сходства и различия, находимые человеком между чувствуемыми предметами и действительно существую­щими, являются реальными. Научную и практическую деятельность И. М. Сеченов считал критерием правильности показаний органов чувств. Он писал, что если бы люди оперировали понятиями, в кото­рых нет ничего объективного, то достижения науки не могли бы блистательно оправдываться на практике. Все учение И. П. Павло­ва является естественнонаучным экспериментальным обоснованием марксистского философского материализма. Им с помощью строго объективного метода были изучены основные закономерности деятельности материального субстрата психических явлений — коры головного мозга. Современные точные и тонкие методы исследова­ния блестяще подтверждают все положения ленинской теории отра­жения, подтверждают учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова. В настоящее время установлена причина большинства «ошибок» органов чувств, дано им физиологическое объяснение. Действие на сетчатку световых волн, электрического и механического раз­дражения далеко не однозначно. Так, при электрическом раздра­жении сетчатки для возникновения ощущения вспышки света тре­буется в 5 млн. раз больше энергии, чем при действии светового раздражения, при этом электрическое раздражение никогда не мо­жет дать того богатства световой гаммы, которое возникает при действии естественных световых раздражителей.

Прогресс, который достигнут на сегодняшний день во всех областях знаний, успехи в области техники, медицины, в области освоения космического пространства являются результатом позна­вательной деятельности человека, основанной на показаниях наших органов чувств.

Классификация рецепторных образований. В зависимости от структурной организации рецепторные образования делят на пер­вичные и вторичные. Рецепторные образования обонятельного, кожного и двигательного анализаторов относят к первичным. Они образуются волокном сенсорного, или чувствительного, нейрона, которое непосредственно подвергается раздражению (рис. 55). К вторичным рецепторам относят вкусовые, зрительные, слуховые, вестибулярные. Для них характерно, что раздражение действует

Рис. 55. Схематическое изображение первичных и вторичных рецепторных обра­зований:

А — первичное рецепторное образование; Б — вторичное рецепторное образование; РП — рецепторный потенциал; ГП — генераторный потенциал; ПД — потенциал действия; 1 — немиелинизированное нервное волокно; 2— миелинизированное нервное волокно; 3— рецептирующая клетка; 4— афферентное нервное волокно; 5 — эфферентное нервное волокно; 6 — синапс. Стрелками показано место формирования РП,

ГПиПД.

не непосредственно на окончание отростка сенсорного нейрона, а на особые структуры — специализированные рецептирующие клетки. В них под влиянием этого раздражения возникает целая серия различных процессов, являющихся причиной последующего возбуж­дения сенсорного нейрона. Отсюда и название этих рецепторов — вторичные или вторичночувствующие.

В зависимости от специфичности рецепторных образований к действию раздражителей их делят на мономодальные и полимодаль­ные. Мономодальные рецепторные образования приспособлены к восприятию какого-либо одного вида раздражителя. Так, рецеп­торные образования сетчатки приспособлены к восприятию лишь световых раздражений, т. е. являются мономодальными. В то же время некоторые рецепторные образования кожи обладают способ­ностью воспринимать и механические, и температурные раздраже­ния, соответственно их относят к полимодальным.

Если раздражитель вызывает возбуждение рецепторных обра­зований лишь при непосредственном соприкосновении с ними, их< называют контактными (например, рецепторные образования ко­жи). Если же они обладают способностью приходить в состояние] возбуждения при действии раздражителей, расположенных на рас-] стоянии, их называют дистантными. Например, рецепторные образования обонятельного анализатора относятся к дистантным.

В зависимости от характера действующих раздражителей, к которым рецептор обладает избирательной чувствительностью, различают фоторецепторы, терморецепторы, барорецепторы, механоре-цепторы, хеморецепторы.

ОБЩИЕ СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЦЕПТОРНЫХ ОБРАЗОВАНИИ

Рецептивное поле анализатора и чувствительность рецепторных образований. Для каждого анализатора характерно наличие цептивного поля. Им называют воспринимающий раздражения участок поверхности, в котором разветвляется афферентное нервное волокно одной нервной клетки. Площадь рецептивных участков различна не только для разных анализаторов, но широко варьирует в пределах каждого из них. Так, у кошки рецептивные поля воспринимающие давление, имеют размер 1—2 мм2, болевые раздражения — 9 мм2, в то же время встречаются осязательные рецептивные поля размером 4500 мм2. У обезьян в центре сетчатки рецептивные поля равны 20 мкм, а на периферии — 600 мкм. Чем больше рецептивное поле, тем большее количество рецепторных элементов приходится на одно нервное волокно и соответственно на одну нервную клетку.

С величиной рецептивного поля связана чувствительность действующему раздражителю. Экспериментально было показано, что для возникновения возбуждения в нейроне недостаточно активности одного рецепторного элемента. При действии раздражителя происходит суммация эффектов раздражения в элементах данного

Рис. 56. Схема зависимости различительной способности от перекрытия рецептив­ных полей.

От пункта А возбуждение идет по двум афферентным волокнам, а от пунктов Б и В — по одному. Это способствует различению двух раздражений, наносимых . одновременно в точках А и Б одного рецептивного поля или А и В второго.

рецептивного поля. Причем установлено, что интенсивность раздра­жителя в известных пределах взаимозаменяема с площадью раздражаемого участка. Чем боль­ше площадь суммации, тем менее интенсивным может быть разд­ражитель для вызова одного и того же эффекта. Таким обра­зом, величиной рецептивного поля определяется интенсивность возникающей реакции и способность к восприятию слабых раздра­жений. Способность различать две точки пространства как раздель­ные при увеличении рецептивного поля, наоборот, падает. При большом рецептивном поле одновременно нанесение раздражения на две его точки, даже далеко расположенные, воспринимается как одно, ибо они адресуются к одной и той же нервной клетке. Недостаточная различительная способность частично компенсирует­ся взаимным перекрытием рецептивных полей (рис. 56).

Различению способствуют разные латентные периоды и разная возбудимость центра рецептивного поля и его периферии. При од­новременном нанесении двух раздражений на различные участки воспринимающей поверхности быстрее проходит возбуждение из центра рецептивного поля, чем с периферии, которая характери­зуется большим латентным периодом и меньшей возбудимостью. Это способствует раздельному восприятию наносимых раздраже­ний.

Чувствительность рецепторных образований. Все рецепторные образования очень чувствительны к адекватным раздражениям. Для возбуждения одной палочки сетчатки достаточно одного кван­та света. Для возникновения зрительного ощущения необходимо одновременное раздражение нескольких палочек (для вызова поро­гового ответа — около 500). Порогом для раздражения слуховых рецепторов является интенсивность звука, равная 10-9 эрг/с • см2 при частоте 1000 Гц.

Чувствительность анализаторов настолько велика, что у некото­рых животных они могут улавливать изменения заряда поля, со­ставляющие 0,003 мВ/мм, вибрацию при амплитуде колебаний, не превышающей половины диаметра атома водорода, изменения t° в 0,001°. Поэтому не удивительно, что в технике пытаются ис­пользовать принципы устройства анализаторов для создания раз­личных механизмов с большой тонкостью восприятия сигнала, переработки

Рис: 57. Рецепторный потенциал.

его и использования для регуляции и управления. Этими вопросами занимаются бионика и кибернетика.

Рецепторный потенциал. При действии раздражителя на рецепторные образования органов чувств в них возникает целая цепь биофизических и биохимических превращений, под влиянием кото­рых возникает рецепторный потенциал. Он представляет собой сдвиг в величине мембранного потенциала, проявляющийся в де­поляризации (рис. 57). Рецепторный потенциал сохраняется в тече­ние всего времени раздражения, градуален, т. е. нарастает вместе с увеличением интенсивности раздражения, обладает способностью к суммации, не распространяется, затухая на некотором расстоянии от места своего возникновения. Когда рецепторный потенциал до­стигает определенной величины, на его фоне возникает распростра­няющийся ПД (рис. 58). Рецепторный и распространяющийся потенциалы возникают в первичных рецепторах в одних и тех же элементах. Так, в расположенных в коже окончаниях отростка сен­сорного нейрона при действии раздражителя сначала формируется рецепторный потенциал, под влиянием которого в ближайшем пе­рехвате Ранвье возникает распространяющийся потенциал. Сле­довательно, в первичных рецепторах рецепторный потенциал явля­ется причиной возникновения — генерации — распространяющегося ПД, поэтому его называют еще генераторным (рис. 55, А).