Смекни!
smekni.com

Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии (стр. 14 из 64)

Внесение в культуру лимфоцитов человека многих из выше­приведенных химических веществ и их соединений вызывает по­явление хромосомных аберраций у значительного количества (до 20%) клеток культуры. Грубые хромосомные нарушения, инду­цированные химическими агентами, приводят к нестабильности генома, появлению клеточных мутантов, что создает риск воз­никновения опухолевого роста. Мутагенный эффект химических агентов (формальдегид, бензол, пестициды) в конечном итоге ре­ализуется повышенной частотой новообразований кроветворной и лимфоидной ткани (лейкозы и лимфомы).

Спектр токсического и иммунного действия химических ве­ществ на кроветворную и иммунную системы не имеет строгой направленности. Перечисленные химические факторы характери­зуются не только мутагенным действием, важным также является их свойство вызывать гемо- и иммунодепрессии. Производные бензола и толуол вызывают депрессии кроветворения вплоть до аплазии, лимфопению, снижение фагоцитоза и продукции интер­ферона. Угнетение иммунной системы возникает при производст­венном контакте с полиэфирными волокнами, хлоропромовым ка­учуком, многосернистой нефтью, контакте с хлорорганическими и мышьяксодержащими пестицидами, акрилонитрилами, произ­водными хлорфенилуксусной кислоты. Подобными особенностя­ми обладают соединения никеля, молибдена, ртути, свинца, серо­водорода. Интоксикация бериллием вызывает некробиотические процессы в костном мозгу, вольфрамом — снижение уровня имму­ноглобулинов. Соединения никеля вызывают сенсибилизацию иммунной системы с развитием аллергических реакций.

К физическим факторам, оказывающим вредное воздействие на иммунную систему, относятся все виды излучения, электро­магнитные поля, метеорологические, климатические, географи­ческие и космические факторы.

Особой формой загрязнения сред жизни служат радиоактив­ные вещества и создаваемые ими ионизирующие излучения, ко­торые являются реальным мощным экологическим фактором, воздействующим на все живое. Радиоактивное излучение облада­ет наряду с общебиологическим и локальным действием на им­мунную систему организма, угнетая гуморальный и клеточный иммунитет, что провоцирует отсроченное возникновение лейко­зов и лимфом. Практически важной является установленная связь между концентрацией радона в жилых помещениях с часто­той возникновения лейкозов — считается, что 20—25% случаев лейкозов возникает именно по этой причине. Источником ради­ации, воздействующей на человека и все живое, является не толь­ко естественное (земное и космическое), но и искусственное из­лучение, создаваемое источниками, используемыми в медицине, испытания ядерного оружия, атомная энергетика.

Радиационный эффект трудно выделить из комплекса экопатологических факторов, оказывающих неблагоприятное и во многом сходное влияние на организм ребенка, особенно в критические периоды его развития. Сведения о действии малых доз ионизирующей радиации на систему иммунитета у детей крайне недостаточны и нередко противоречивы. При определе­нии риска для здоровья детей, создаваемого постоянным дейст­вием низких доз радиации, превышающих естественный уровень излучения не больше чем на один порядок, необходимо учиты­вать ряд условий: 1) количественные и функциональные сдвиги, установленные при действии высоких доз радиации (1 грей = 100 бэр) не могут быть непосредственно экстраполированы на более низкие дозы, так как реакции организма не подчинены ли­нейной зависимости от дозы облучения;

2) низкие дозы радиа­ции, действующие в течение длительного периода, теоретически менее опасны для клеток, чем аналогичная суммарная доза, по­лученная однократно, так как при дробном облучении включа­ются механизмы репарации и другие виды защиты; 3) абсолютно безопасных доз радиации не существует (в том числе и в пределах естественного уровня радиации), ибо всего даже несколько де­сятков беккерелей (беккерель — 1 распад в 1 мин) может вызвать генную мутацию клетки-предшественника (например, стволовой клетки костного мозга, которая в последующем даст начало про­лиферации мутантного клона). Таким образом, прогнозирование риска для здоровья на основе экстраполяции влияний от макси­мальных значений радиации, угрожающих жизни, до фонового излучения Земли представляет в настоящее время крайне слож­ную задачу.

Известно, что лимфоциты отличаются наиболее высокой чув­ствительностью к воздействию ионизирующей радиации. В отли­чие от других клеток, радиочувствительность лимфоцитов прояв­ляется не только в фазе деления (митозов), но и в фазе покоя (интерфазе). В зависимости от мощности дозы и радиочувствите­льности организма облучение может вызвать радиационную ги­бель клеток, функциональные отклонения — нарушение коопе­рации клеток в иммунном ответе, иммунодепрессию или даже активацию отдельных клеточных клонов. Еще более существен­но для формирования патологических реакций генотоксическое действие радиации, которое проявляется в лимфоцитах перифе­рической крови как хромосомные аберрации и генные мутации. Проявления различных типов мутаций в зависимости от дозы радиации зависят в каждом конкретном случае от факторов на­следственного (семейного) предрасположения к определенным реакциям организма на ионизирующую радиацию. Характер генотоксического эффекта может зависеть и от наличия дополни­тельных факторов: экологическое неблагополучие по ксенобио­тикам, неадекватное питание, дефицит витаминов А, Е, С, вызывающий недостаточность систем антиоксидантной защиты. Кроме того, должен быть принят во внимание возрастной фак­тор: при одних и тех же дозах облучения у детей число хромосом­ных аберраций лимфоцитов на 20% превышает их уровень в лим­фоцитах у взрослых.

Особенность радиационного воздействия на иммунную сис­тему заключается в одновременном развитии иммунологической недостаточности и склонности к аутоиммунным процессам. У части детей снижение специфического противовирусного имму­нитета сочетается с повышенной концентрацией в крови цирку­лирующих иммунных комплексов, склонных фиксироваться в сосудистой стенке и вызывать местную воспалительную реак­цию, что подтверждает вероятность развития у этих детей ауто­иммунных процессов. Однако риск развития аутоиммунной па­тологии при воздействии радиации невысок, так как усиление образования аутоантител происходит на фоне нарушения кооперации клеток в иммунном ответе, что скорее ведет к состоянию толерантности. Развивающаяся под действием радиации толе­рантность к чужеродным антигенам (аллергенам) объясняет от­сутствие заметного роста заболеваний атонического генеза (бронхиальная астма и другие респираторные аллеризы) у детей, проживающих в зонах особого контроля.

Как известно, мутации лимфоидных клеток, наступающие под влиянием ионизирующей радиации, и иммунологическая то­лерантность сопровождаются развитием лимфолейкозов, причем риск их возникновения возрастает на 0,7—1,3% на каждые 100 бэр. Так, в 60-е годы был отмечен подъем заболеваемости де­тей лейкозами в С.-Петербурге до 10 на 100 000 детского населе­ния, когда производились испытания атомного оружия в атмо­сфере. Запрет на такие испытания снизил величину «пика» заболеваемости лейкозами, хотя тенденция к ее росту сохраня­лась и в последующие годы.

При исследовании функционального состояния фагоцитиру­ющих клеток, выполняющих в организме важнейшую элиминационную (удаление) функцию, у детей из зон «жесткого контро­ля» были выявлены значительные нарушения функции нейтрофилов и моноцитов, снижение миграции клеток в зону воспаления, их высокая разрушаемость — все это свидетельству­ет о дезорганизации клеток ретикуло-эндотелиальной системы.

Необходимо подчеркнуть, что иммунная система ребенка раз­вивается относительно медленно, причем в процессе ее станов­ления существуют критические периоды, когда чувствительность иммунных клеток по отношению к воздействию факторов внеш­ней среды изменена. Помимо возрастной реактивности сущест­вуют конституционные и индивидуальные ее вариации, поэтому проявления различной патологии возможны спустя весьма отда­ленный период после воздействия радиации, что требует длите­льного и постоянного наблюдения за детьми из контролируемыхтерриторий.

Важным показателем реагирования организма человека на воздействие электромагнитного излучения в последние годы считается наличие реакций иммунной системы (как показателя резистентности). Электромагнитные поля вызывают повышен­ный риск уменьшения всех видов лимфоцитов, развития лейко­зов, дисмикроэлементозов, анемий.

У людей, у которых ультрафиолетовое облучение не вызывает заметной пигментации кожи, оно приводит к ряду положитель­ных физиологических сдвигов, усиливает фагоцитоз, изменяет состояние симпатико-адреналовой системы, повышая ее работо­способность и совершенствуя рефлекторные реакции. Пигмента­ция кожи является защитной реакцией на избыточное воздейст­вие солнечной радиации, особенно ультрафиолетовых лучей, которые при их избыточной интенсивности вызывают снижение активности антигенпрезентирующих клеток (макрофагов), подав­ление Т-клеточного иммунитета и нарушение отторжения изме­ненных и больных клеток кожи. В то же время ультрафиолетовое облучение только крови (как лечебная процедура) повышает ак­тивность как Т-, так и В-системы иммунитета, фагоцитоза, анало­гично эффектам от кровопусканий и переливания крови.