Смекни!
smekni.com

Детоксикация (стр. 4 из 6)

В подавляющем большинстве наблюдений отмечался выра­женный клинический эффект, заключающийся в купировании болевого синдрома, уменьшении интоксикации и явлений инток­сикационного психоза, уменьшении желтухи, нормализации ге­модинамики. Гемосорбция способствовала значительномусни­жению или нормализации показателей уровня трипсина и боль­шинства других биохимических показателей, а также коррекции гемокоагуляции. Она была неэффективна лишь у 5 больных с то­тальным геморрагическим панкреонекрозом, у которых впослед­ствии наступиллетальный исход.

При сравнении способности различных сорбентов авторы установили, что максимальную селективность по извлечению из крови протеаз имеет катионит “Гемосорб К-6”, однако он не об­ладает способностью поглощать свободные фенолы. Свойством преимущественной сорбции свободных фенолов обладает анио-нит “Гемосорб А-12”. При интоксикационных психозах, сопро­вождающихся повышением концентрации фенолов, также пока­зано применение анионита “Гемосорб А-12”.

Наиболее эффективно для извлечения из крови токсических продуктов последовательное применение ионита и активирован­ного угля.

Таким образом, гемосорбция является эффективным мето­дом в комплексном лечении деструктивных форм острого панкре­атита и позволяет в большинстве случаев прервать патологиче­ский процесс до развития тотального некроза поджелудочной же­лезы, что способствует снижению летальности.

Увеличение случаев септицемии, высокая летальность при сепсисе требуют более совершенных методов лечения.

В клинической картине сепсиса ярко выражены симптомы тяжелой интоксикации организма, дистрофии внутренних орга­нов, обусловленные действием на организм микробов, их токси­нов и продуктов распада тканей. Поэтому патогенетически оправданным является включение в комплекс лечебных меро­приятий при сепсисе сорбционной детоксикации (В. И. Грищен-ко, В. П. Шаповал и др., 1981).

В. И. Грищенко и соавт. (1982) у больных с сепсисом (гной­ная инфекция мягких тканей, урологический сепсис, послеродовый сепсис) наряду с антибактериальной терапией, внутривен­ным введением жидкостей, оперативным вмешательством в об­ласти ворот и вторичных очагов проводили гемосорбцию на аппарате ЮМ УЭГ-1. В качестве сорбентов использовали КАУ и СКН. Перфузия крови составляла 3 ч при скорости 80— 120 мл/мин в количестве 3—4 ОЦК. Эффективность гемосорбции оценивалась по клиническим данным, морфологическому составу крови, белков и их фракций, состоянию гуморального имму­нитета.

В результате проведенных гемосорбции у всех больных уже на второй день наблюдались улучшение общего самочувствия, нормализация сна, аппетита, снижение температуры. Снизилось количество лейкоцитов, нормализовалась лейкоцитарная форму­ла, улучшилась функция печени, стабилизировался белковый со­став крови, уменьшилась анемия. Раны быстро очищались от некротических тканей, появлялись свежие грануляции, нормали­зовались и показатели гуморального иммунитета.

Е. А. Вагнер и соавт. (1982) провели гемосорбцию в ком­плексе с интенсивной терапией у 30 больных с генерализованной инфекцией (перитонит, сепсис). В качестве сорбентов примени­ли активированные угли СКТ-6А, А-4, АР-3.

Показанием к проведению гемосорбции послужили клиниче­ские проявления выраженной интоксикации и высокая степень токсичности плазмы крови по данным экспресс-теста на параме­циях. Кровь считалась токсичной при времени жизни параме­ций в ней менее 20 мин и очень токсичной при времени жизни менее 10 мин. Летальность в данной группе больных составила 20,4 % и была связана с прогрессированием основного заболе­вания.

После гемосорбции улучшилось общее состояние больных, заметно снизились клинические проявления интоксикации, отме­чалось снижение или полная ликвидация интоксикационных пси­хозов, уменьшились в 1,7—2 раза токсичность плазмы крови, сте­пень метаболических расстройств, показатели кислотно-щелочно­го равновесия. Авторы считали возможным прекращение гемо­сорбции при токсичности плазмы крови более 20 мин и ликви­дации выраженных проявлений интоксикации.

Снижение количества форменных элементов крови в процес­се детоксикации не является жизнеугрожающим, легко воспол­няется трансфузиями, а положительный клинический эффект яв­но превышает эти осложнения. Таким образом, применение гемо­сорбции в комплексной терапии больных с генерализованной инфекцией значительно расширяет возможности лечения этих больных.

Полученные Г. А. Баировым и И. Г. Цибулькиным (1982) данные свидетельствуют об эффективности гемосорбции при сепсисе и о необходимости ее включения в комплексное лечение это­го заболевания у детей любого возраста. Эффект метода зависит от формы течения заболевания и характера возбудителя инфек­ционного процесса.

Гемосорбция дала возможность существенно снизить ле­тальность при септическом шоке, даже при декомпенсированном состоянии, когда адекватную центральную гемодинамику удает­ся поддержать лишь постоянным введением фармакологических препаратов.

Был получен быстрый и стабильный положительный результат при септикопиемяи. Особенно перспективным оказа­лось лечение сепсиса стафилококковой этиологии.

Н. Е. Савченко, В. С. Пилотович и др. (1982) применили гемосорбцию, часто совмещаемую с гемодиализом, при уремии. При помощи данного способа детоксикации непосредственно из крови можно удалять уремические токсины различной молеку­лярной массы. Анализ проведенных 118 гемосорбций 46 больным с терминальной стадией хронической почечной недостаточности показал, что оптимальным вариантом внепочечного очищения крови является сочетание в одном сеансе гемосорбций и гемодиализа. Таким образом за 3 ч удалось снизить кон­центрацию мочевины в крови на 34,6 %, креатинина — на 43,2, а мочевой кислоты на 49,1 %. При трехчасовом гемодиализе (диализатор kii)эти показатели снизились соответственно на 17,7 15,4 и 21,6 %, а при трехчасовой гемосорбцин на 9, 32,1 и 37,8 %.

Важным положительным качеством экстракорпоральной ге­мосорбций является высокая степень элиминации среднемолекулярных пептидов. Так, если при 6-часовом гемодиализе их кон­центрация снижалась в среднем на 12 %, то при сочетании его с гемосорбцией — на 70,9 %. Кроме того, у ряда больных наблю­далось снижение полинейропатии, уремических перикардитов, улучшалось общее состояние.

Другим важным свойством гемосорбций явилась сорбция продуктов септических реакций и микробных тел. Из 6 больных с хронической почечной недостаточностью и шунтовым сепсисом включение гемоперфузии в комплекс лечебных мероприятий ока­залось успешным у 4.

Таким образом, применение гемосорбций в нефрологическом стационаре показало ее эффективность в ликвидации ряда осложнений при терминальной стадии хронической почечной не­достаточности.

И. А. Беличенко и соавт. (1982) применили гемосорбцию у больных с острой артериальной непроходимостью конечностей на почве тромбоза, эмболии и травмы сосудов. Гемосорбция вы­полнялась до и сразу после устранения причины острой артериальной непроходимости, по вено-венозному способу или же с по­мощью артериовенрзного шунта Скрибнера и 2—3 .раза после,операции в зависимости от тяжести интоксикации. Гемосорбция проводилась в течение 45—60 мин со скоростью 150 мл/мин. В качестве сорбента использовали активированный уголь СКТ, СКН,ИГИ.

Для профилактики ретромбоза артерии осуществлялась ка­тетеризация нижней надчревной или глубокой артерии, окружа­ющей подвздошную кость, с последующими длительными внутри-артериальными инфузиями гемодилютантов, антикоагулянтоз, спазмолитиков.

Е. Б. Горбоаицкий и соавт. (1982) применили гемосорбцию у больных с неспецифическими нагноительными заболеваниями легких и плевры. Так, нескольким больным, не поддающимся комплексной медикаментозной терапии, из-за тяжести состояния и сопутствующих заболеваний не смогли провести активную са­нацию гнойника. И только после гемосорбций у них значительно улучшилось самочувствие, появился аппетит, нормализовалась температура, уменьшилось гнойное отделяемое и т. д. Рентгено­логически в короткие сроки (по сравнению с контрольной группой) отмечалась положительная динамика процесса, выра­жающаяся в быстром уменьшении гнойников, исчезновении пери-фокальной инфильтрации, полости становились “сухими”. Лабо­раторные методы исследования также подтвердили нормализа­цию состояния больных с тяжелыми деструктивными процессами в легких и плевре в более короткие сроки, чем в контрольной группе.

Применение гемосорбций у данной группы больных позво­лило значительно сократить сроки выздоровления, койко-дни больных, не подлежащих оперативному лечению, количество ле­карственных препаратов. Кровохарканья и внутриплеврального кровотечения отмечено не было.

В клинике военно-полевой хирургии гемосорбция применяет­ся в комплексе с другими лечебными мероприятиями как метод коррекции гомеостаза у больных с осложнениями тяжелой меха­нической травмы (И. И. Дерябин, Б. В. Шашков и др., 1982). При данной патологии сроки проведения гемосорбций играют решающую роль для стабильности эффекта операции. Для выяв­ления показаний к гемосорбций И. И. Дерябин, Б. В. Шашков и другие разработали и внедрили в практику метод определения токсемии, основанный на морфологических признаках деструк­ции лейкоцитов. Они применили оригинальную методику перфу-зии с использованием трансфузионного аппарата AT, коммуни-кантных магистралей и флакона колонки одноразового пользо­вания, а в качестве гемосорбентов — угли марки СКН. Систему с забором .и возвратом крови в бассейн верхней полой вены под­ключали вено-венозным методом.