Смекни!
smekni.com

Пупочная грыжа (стр. 3 из 4)

Первый способ Оливкова. Грыжевой мешок захватывают пинцетом Пеана, перекручивают по продольной оси на 360° и на вершину его накладывают шелковую лигатуру, концы которой проводят иглой через края грыжевого кольца. Концы лигатуры стягивают до полного закрытия грыжевого кольца и завязывают между собой. При необходимости на края грыжевого кольца дополнительно накладывают два узловатых шва. Кожную рану закрывают обычным узловатым швом.

Способ Гутмана. После того как грыжевой мешок будет отделен от окружающих тканей, его вправляют в брюшную полость, а на края грыжевого отверстия накладывают несколько (обычно 3 – 5) шелковых стежков по способу Ламбера. Нитки шелка проводят экстраперитонеально. Затем грыжевой мешок выводят из брюшной полости, сдавливают его шейку кишечным жомом, после чего непосредственно ниже последнего прошивают шейку мешка кетгутом. После наложения шва отрезают грыжевой мешок ножницами на 2 – 3 см ниже шва, снимают жом и стягивают ранее наложенные на кольцо лигатуры, закрывая грыжевое кольцо. Кожную рану зашивают узловатым швом.

Грыжи, имеющие широкое грыжевое кольцо, оперируют по третьему способу Оливкова, по способу Тарасевича или применяют аллопластику, при которой грыжевые кольца закрывают лавсановыми или капроновыми сетками.

Третий способ Оливкова. При этом способе широкие грыжевые кольца закрывают путем гофрировки грыжевого мешка. Для получения последней грыжевой мешок прошивают несколькими длинными нитками на одинаковых расстояниях одна от другой, концы которых проводят через края грыжевых ворот. При стягивании концов лигатур грыжевой мешок собирается в складки (гофрируется) и закрывает просвет грыжевого кольца.

Способ Тарасевича. Для закрытия широких грыжевых колец используют утолщенные складки грыжевого мешка, из которых образуют двойную складку.

Операция с ампутацией грыжевого мешка.

При некрозе или абсцессах грыжевого мешка, резком утолщении его стенки последний ампутируют. Операцию начинают с обнажения и отпрепаровывания грыжевого мешка. Эти этапы операции выполняют. Затем циркулярным разрезом на расстоянии 1,5-2 см от края грыжевых ворот иссекают отпрепарованный грыжевой мешок, содержимое его вправляют в брюшную полость. Грыжевое кольцо зашивают под контролем пальца, введенного в брюшную полость, петлевидными швами. П. А. Алексеев считает, что при напряжении брюшного пресса стенка живота растягивается в стороны от белой линии. Поэтому он предлагает соединять края грыжевого кольца не в продольную, а в поперечную складку. Кожу зашивают узловатым швом.

При выполнении герниотомии мы использовали метод с ампутацией грыжевого мешка. Я считаю недостатком то, что при зашивании грыжевого кольца мы использовали непрерывный скорняжный шов, когда необходимо было наложить петлевидный для профилактики выпадения петель кишечника, сальника и др. органов под кожу.

Дифференциальный диагноз.

Вправимую пупочную грыжу легко диагностировать по клиническим признакам. Невправимые грыжи нужно дифференциро­вать с абсцессами, гранулемами и кистой.

Абсцесс нередко бывает одновременно с грыжей, но локализуется в стенке кожного грыжевого мешка. При этом грыжа часто остается вправимой. Абсцесс ха­рактеризуется плотной ограниченной, иногда болезненной припухлостью, легко смещается по плоскости грыжевого мешка. Может появиться флюктуация, что говорит о со­зревании абсцесса. В дальнейшем образуется гнойный свищ.

Киста в пупочной обла­сти характеризуется безбо­лезненной, флюктуирующей, без повышенной температу­ры припухлостью размером от ореха до гусиного яйца. При надавливании не умень­шается, грыжевое отверстие не прощупывается, поэтому напоминает невправимую грыжу. При пункции выделяется соломенно-жел­тая жидкость. Общее состояние животных не нарушено. Пупочная гранулема — это плотная припухлость, без­болезненная и без повышенной температуры. В нижней части ее на коже часто имеются изъязвленные места. В своем основании имеет плотный тяж диаметром до 2— 3 см, который соединяется с пупком.

При надавливании размеры не изменяются и пупоч­ное кольцо не прощупывается, поэтому легко дифферен­цировать с грыжами.

На основании анамнестических данных и клинических признаков поставлен следующий диагноз - пупочная грыжа.

Прогноз.

Зависит от сложности заболевания. В ли­тературе есть сообщения о случаях самоизлечения пупоч­ных грыж (И. И. Шантырь и др.). А. Пранте описал самоизлечение пупочной грыжи у лошади. Наблюдали случаи самоизлечения маленьких (3X3 см) пупочных грыж у щенков.

Принято считать, что при вправимой пупочной грыже прогноз благоприятный, если ее своевременно оперируют. При ущемленной грыже прогноз всегда сомнительный. Если такую грыжу своевременно (до наступления явле­ний некроза грыжевого содержимого) оперируют — делают резекцию кишечника, то у собак и свиней может на­ступить выздоровление. Неблагоприятный прогноз при ущемленных грыжах у крупных животных и особенно у лошадей. А. Ф. Бурденюк и В. М. Власенко рекомендуют выполнять операцию в раннем периоде уще­мления, до наступле­ния некроза кишеч­ника.

В данном случае ввиду своевременно проведенное операции прогноз благоприятный.

Обоснование послеоперационного лечения

После операции на протяжении 5 дней через день ставятся следующие инъекции:

Травматин – ранозаживляющий, противовоспалительный, обезболивающий препарат (3х-кратно, через день, 1 р/д);

Амоксоил – антибактериальный препарат пролонгированного действия (2х-кратно, через день, 1р/д);

Гамавит – комплексный иммунностимулирующий препарат (3х-кратно, через день, 1р/д).

Во время операции ставились следующие лекарства:

Кофеин – сердечный препарат;

Дексафорт – антиаллергический, противовоспалительный препарат;

Лиарсин – гомеопатический препарат.

Профилактика осложнений и комплекс мероприятий по профилактике заболевания

Осложнения в постоперационный период могут наблюдаться после любой операции, но чаще они развиваются после обширных, травматических оперативных вмешательств на грудной и на брюшной полостях. Различают ближайший и отдаленный послеоперационный периоды. В ближайшем послеоперационном периоде наиболее ответственным и критическим является ранний период – первые 2-3 дня. В это время в максимальной степени проявляются изменения, которые являются прямым следствием операционной травмы и общего наркоза. Это зависит от особенностей патологического процесса, общего состояния организма до операции, а так же от наличия сопутствующих заболеваний, возраста, характера вмешательства, осложнений в ходе операций, от течения наркоза и т.д. основными задачами терапии в ранний период являются: поддержание сердечно-сосудистой деятельности, функции внешнего дыхания, борьба с гипоксией, нарушениями водно-электролитного баланса, метаболизма и кислотно-щелочного равновесия.

Послеоперационный период при операциях на органах брюшной полости и молочной железе имеет три особенности: развитие бронхолегочных осложнений, возникновение пареза желудочно-кишечного тракта и большая вероятность развития сердечной недостаточности.

Бронхолегочные осложнения обусловлены гиповентиляцией легких за счет ограничения брюшного дыхания на фоне метеоризма, послеоперационных болей. Из осложнений со стороны дыхательной системы встречаются ателектазы легкого и пневмонии с преобладанием симптома дыхательной недостаточности которая, как правило, развивается на 3-4 день. Решающим для постановки диагноза является рентгенологическое исследование. Лечение комплексное: антибиотики, сульфаниламиды, оксигенотерапия и прочее.

Сердечная недостаточность как послеоперационное осложнение начинается с левожелудочковой недостаточности, которая быстро переходит в недостаточность обоих желудочков. Провоцирующим фактором обычно бывает внутривенное введение больших количеств жидкости, особенно на фоне имеющихся патологий сердечно-сосудистой системы (кардиосклероз, аортального порока и пр.). Клинически сердечная недостаточность проявляется цианозом видимых слизистых оболочек, тахикардией, выделением кровянистой мокроты, болезненным увеличением печени и тд. При возникновении этого осложнения назначают сердечные гликозиды и диуретики. В качестве профилактики необходимо проводить предоперационную подготовку (премедикацию) пациентов с учетом имеющейся патологии и индивидуальное определение объемов внутривенных инфузий.

Дисфункции желудочно-кишечного тракта как правило развиваются в первые дни после операции, при этом наблюдаются тошнота и рвота. Однократная рвота не требует специальных лечебных мероприятий, при повторной рвоте используют противорвотные препараты фенотиазинового ряда (аминазин, пипольфен и др.), производят зондирование желудка для эвакуации его содержимого. В случае упорной рвоты в желудок вводят тонкий зонд для постоянной аспирации содержимого. Для предотвращения развития гиповолемии и нарушения водно-электролитного баланса необходимо проводить внутривенную инфузию солевых растворов (0,9% раствор натрия хлорида, раствор Рингера-Локка)

Симптомами пареза желудочно-кишечного тракта являются срыгивание или рвота застойным желудочным содержимым, вздутие живота, задержка стула, неотхождение газов, резкое ослабление перистальтических шумов. Парез развивается на 2-3 сутки после операции. Для профилактики и лечения такого рода патологий на следующий день после операции проводят зондирование желудка 2-3 раза в день. Применяют лекарственную стимуляцию моторной функции желудочно-кишечного тракта. Используют ганглиоблокаторы: димеколин, прозерин, питуитрин. Хорошие результаты дает внутривенное введение электролитов, особенно калия, который стимулирует перистальтику. В экстренных случаях производят гастростомию на фолиевском катетере или различные варианты интубации кишечника.