Смекни!
smekni.com

Средства мирного разрешения споров (стр. 4 из 8)

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным обра­зом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересован­ных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обя­заны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и ар­битражи, споры с участием международных организаций и отдель­ных граждан.

Международный Суд ООН (местопребывание — Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осущест­вление международного правосудия. Его состав и компетенция опре­делены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все де­ла, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмот­ренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дает­ся в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Государства — участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем право­вым спорам, категории которых перечислены в ст. 36, п. 2: толко­вание договора; любой вопрос международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В на­стоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 госу­дарств, причем из постоянных членов Совета Безопасности — толь­ко Великобритания.

Ряд универсальных международных договоров содержит положе­ние о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых из них Рос­сийская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ[5] 1956 года, б Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. В 1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих договоров: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о политических правах женщин 1952 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Для образования судебного присутствия достаточен кворум в де­вять судей. Однако, как правило, суд заседает в полном составе. Вмес­те с тем предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел,. например дел, касающихся транзита и связи, Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех и более судей. Суд так­же может по мере надобности создавать камеры и для разбора отдель­ных дел (ст. 26 Статута). В практике Суда такая камера впервые была создана в 1982-1984 годах по спору между США и Канадой о разгра­ничении морских пространств в заливе Мэн. Кроме того, в целях ускорений разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разре­шать дела в порядке упрощенного судопроизводства (ст. 29 Статута).

Судопроизводство вСуде ведется на французском или английском языке. По ходатайству любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться другим языком (ст. 39 Статута). Дела в Суде воз­буждаются двумя способами: нотификацией специального соглаше­ния, заключенного между сторонами в споре, либо подачей секрета­рю Суда одностороннего письменного заявления, В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны (ст. 40, п. 1, Статута),

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году.

Суд имеет право указать, какие, по его мнению, меры должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН. Так, получив жалобу Никарагуа против США 9 апреля 1984 г., Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, постановив, что США должны немедленно пре­кратить минирование никарагуанских портов и какие-либо посяга­тельства на территориальную целостность или политическую неза­висимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий, применения силы или угрозы силой в нарушение принци­пов международного права.

Судопроизводство делится на две части: письменную и устную. Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморанду­мов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адво­катов. Слушание дела производится публично, если Суд не решил иначе или если стороны не потребовали, чтобы публика не была допущена.

По окончании слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в за­крытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос Председателя считается решающим. Решение должно быть аргументировано, и в нем должны быть указаны имена судей, участвующих в его принятии.

Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение (мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констата­ция несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обя­зательную силу лишь для участвующих в деле сторон и лишь по дан­ному делу. Решение окончательное и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре может быть заявлена на основании вновь от­крывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут ока­зать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пере­смотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения.

Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании между­народного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспо­могательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справед­ливости.

В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязатель­ства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет Безопасности ООН, который может сделать ре­комендации или решить, какие принять меры для приведения реше­ния в исполнение (ст. 94, п. 2, Устава ООН).

За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года Международный Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских прост­ранств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г, по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны­ми военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и органи­зациям на постоянной основе, При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд от­казался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ[6] в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государ­ством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения между­народных судей по тому или иному юридическому вопросу и в прин­ципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консуль­тативное заключение Международного Суда. Так поступали, напри­мер, ФАО[7], ЮНЕСКО[8], Административный трибунал МОТ[9] и др.