Смекни!
smekni.com

Казахская диаспора в Китайской Народной Республике (стр. 10 из 19)

Что касается вопросов образования, то национальное правительство проявило интерес к созданию на провинциальном уровне отделов образования, в частности, во Внутренней Монголии и Тибете, которым поручалось осуществить надзор за развитием образования среди всех национальных меньшинств в Китае.

В 1912 г. первое китайское республиканское правительство назначило губернатором Синьцзяна Ян Цзэнсиня, который правил без оглядки на центральные власти до его убийства в 1928 г. Ян правил в соответствии с традиционными китайскими принципами, упомянутые выше (использование варваров против варваров), искусно сочетая иностранные и национальные интересы. Положение не изменилось также и при его преемнике Цзинь Шурене, который правил недолго и неумело с 1928 по 1931 гг., когда он был смещен в результате переворота, совершенного русскими белогвардейцами в столице провинции.

Цзинь, в свою очередь был заменен военачальником – Дубань Шен Шикаем, который не был официально губернатором Синьцзяна, тем не менее был единоличным правителем в регионе с 1933 по 1944 гг. В первые годы правления политика Шена характеризовалась сравнительно прогрессивным влиянием советской модели.

Одним из первых шагов Шена по отношению к национальным меньшинствам Синьцзяна была поддержка роста национального самосознания отдельных неханьских этнических групп в регионе. Население Синьцзяна теперь делилось на 14 отдельных национальностей: уйгуры, таранчи, казахи, киргизы, узбеки, татары, таджики, маньчжуры, сибо, солоны, ханьцы, дунгане, монголы и русские.

В своем решении проводить этническое размежевание Шен опирался на советскую национальную политику, проводимую в советской Средней Азии. Примечательно, что «14 национальностей» были признаны также Гоминьданом, взявшим власть в Синьцзяне в 1940-х годах.

Шен также был сторонником принципов демократического управления, изложенных им в «политике 8-и пунктов» и позже в его «6 основных политических линиях».

Реформы Шена привели к кратковременному росту национального сознания в Синьцзяне и, несомненно, способствовали этому росту среди городского мусульманского населения. Так, например, для углубления чувства национального равенства Шен способствовал изданию газет на языках различных национальных меньшинств, а также на китайском языке. Далее, были созданы культурные объединения для каждой этнической группы, и эти организации функционировали по всей провинции до 1949 г. Они широко использовались в политической и культурной деятельности.

Сопротивление казахов китайскому контролю над Синьцзянем было постоянным элементом в современной истории северного Синьцзяна. Свободно перемещавшиеся казахские отряды нападали на поселения уйгур и ханьцев, что явилось частью общего сопротивления китайскому господству, но являлось также актами грабежа.

Шен рассматривал казахов как препятствие на пути мирного развития и строительства Синьцзяна, а также его постоянной дружбы с СССР. Во время правления Шена тысячи казахов вынуждены были покинуть традиционные пастбища для своего скота.

После его перевода в Пекин, губернатором стал Ву Чжунсинь, но началось восстание в Илийском районе, граничащим с Советским Союзом. Восставшие состояли из уйгур, казахов и других национальных меньшинств. Члены повстанческого движения образовали в 1944 г. Восточно-Туркестанскую республику. Эта коалиция провела в Синьцзяне менее одного года.

Политика КПК провозглашенная после 1949 г., отражала традиционный китайский интерес к интеграции всех пограничных районов и их некитайского населения в китайское государство с целью обеспечения национальной безопасности и целостности страны.

До 1949 г. по изучению неханьских народов было сделано очень мало, но после образования КНР многие этнические группы впервые стали объектом исследования небольшой группы китайских ученых. Под руководством антрополога Фэй Сяотуна в районы проживания этнических меньшинств были направлены группы ученых с целью изучения языка, истории и культуры, для того чтобы определить, какие группы следует отнести к национальным меньшинствам Китая. В итоге 54 этнических меньшинства были официально признаны таковыми.

Осенью 1957 г. Дян Сяопин объявил, что национальные меньшинства Китая могут теперь участвовать в национальной «кампании исправления»; что означало начало периода нетерпимости по отношению к меньшинствам по всей стране, что привело к массовой миграции; тысячи людей уходили в Советский Союз [10, 35-50].

Это подтверждают кампании «Пусть расцветают сто цветов» (1956-1958) и «большого скачка» (1958-1959). Эти кампании имели своей целью «нивелировать исламскую общину политически и экономически, растворить мусульман в массе китайских граждан, никак не выделяющихся своими бытовыми особенностями и спецификой общественного сознания». Кампания «Пусть расцветают сто цветов» сопровождалась преследованием тех представителей мусульманского духовенства, которые не разделяли политических установок КПК (Коммунистическая партия Китая).

Для мусульман «культурная революция» явилась подлинным бедствием. Хунвейбины («красные охранники») создали организацию «Группа революционной борьбы за ликвидацию ислама». Объектом их нападок стали духовенство, культовые учреждения, обычаи, восходящие к исламу. Так, в Синьцзян -Уйгурском автономном районе мечети превращались в «Музеи классовой борьбы», а некоторые использовались как свинарники. Были запрещены Коран и паломничество к святым местам Мекки и Медины [35, 132].

Перед карательным походом на северо-запад Цзо Цзунтан заявил: «...без большого превосходства сил и без беспощадных убийств невозможно умиротворение мусульман» [67, 38].

В первые годы КНР китайский историк Люй Чжэньюй с негодованием писал о зверствах армии Цзо Цзунтана: «Все постройки сжигались, скот и имущество подвергались разграблению, а жители без различия пола и возраста убивались. Везде валялись трупы и лилась рекой кровь» [68, 117].

Казахи были вытеснены из предприятий, из городов. Для них устраивались бесконечные исправительные, воспитательные мероприятия с издевательствами и применением физически мучительных воздействий. Их не отпускали на свою историческую Родину. Бежать они тоже не могли. Им ничего не оставалось, кроме как податься далеко в степь, высоко в горы. Но только на китайской земле под наблюдением местной власти и армии [52, 220].

Изменения отношения к мусульманам наметилось в конце 70-х годов. В 1978 году III Пленум ЦК КПК осудил крайности «культурной революции», пересмотрели политику в отношении религии, в том числе ислама. Мусульмане получили право справлять религиозные обряды в мечетях, создавать свои религиозные организации. Власти провозгласили «политику уважения и защиты религиозной веры»[34.152]

Были реставрированы мечети, среди них, старинная мечеть Нюнцзе. Она одна из старейших в Китае. Построена была в 996 году арабским богословом Насриддином [35].

Мусульман – 770 тыс. человек. Мусульманство исповедуют более 10 наций, а именно казахи, уйгуры, киргизами, таджиками, узбеками, татарами, сала, боань и т.д. [23, 22] Имеется 23 тыс. мечетей. Действуют 8 институтов исламской теологии [30, 270]. Китай проводит политику свободного вероисповедания, что полностью обеспечивает нормальную религиозную деятельность всех наций [23, 22].

Однако проблема межобщинных отношений, в данном случае мусульман и ханьцев, остается очень сложной. Общественное сознание обеих сторон по-прежнему несет груз вековых представлений собственной исключительности. Что касается мусульман, то с их стороны наблюдаются претензии на особое отношение со стороны властей, которые воспринимаются не как представители общенародной администрации, но как только ханьской. Последнее обстоятельство дает повод мусульманам полагать, что руководители – ханьцы сознательно игнорируют их интересы.

Социально-экономические мероприятия китайских властей в Синьцзяне дали повод ортодоксальным мусульманам объявить государству, что оно не считается с заповедями ислама. По законам шариата употребление спиртного запрещено. Однако в СУАР алкогольные напитки продаются свободно.

Как противоречащее заповедям веры воспринимают мусульмане СУАР решение властей о регулировании рождаемости. «Бог дал – Бог взял», такова расхожая философия мусульман относительно появления и смерти ребенка. [36, 21-22]

В Китае имеется 5 автономных районов, 30 автономных округов, 124 автономных уезда, в которых проживает 56 национальностей и народностей (см. Приложение № 5). Численность национальных меньшинств составляет 91 млн. человек или 8,04% от всего населения. Среди них: 15 национальностей насчитывают свыше миллиона, 13 – до 1 млн. и 18 – до 100 тыс. человек. Самой многочисленной национальностью являются чжуаны – 13 млн. человек, у 740,9 тыс. человек национальность пока не установлена, в настоящее время проводится идентифицирование их нацпринадлежности. Наибольше число национальных меньшинств представлено в провинции Юннань.

Национальные меньшинства проживают на территории, занимающей около 64,3% площади страны, особенностью размещения является их окраинное положение. Почти все сухопутные границы Китая (более 21 тыс. км) проходят через районы этнических меньшинств [4].

Общая сумма народонаселения в Синьцзяне – 19,25 млн. (по 5 переписи по всей стране, 2000 г.).являясь одним многонациональным районом, Синьцзян-Уйгурский район обладает 47 нациями. Народонаселение уйгур более 8 млн., составляет 46% от общего народонаселения в Синьцзяне. Народонаселение казахов приблизительно 1,2708 млн., составляет 7,4% от общего народонаселения всего Синьцзяна.

В настоящий момент межнациональные отношения в Китае приобретают все более сложный и напряженный характер. Несмотря на предпринимаемые правительством меры, межнациональные конфликты продолжают иметь место в китайской действительности и порой принимают форму открытого противостояния правящему режиму. На сохранение и обострение «факторов нестабильности» немаловажное значение играют диспропорции и заметное экономическое отставание национальных окраин от районов Центрального и Южного Китая. Им по-прежнему отводится роль сырьевых придатков [4].