Смекни!
smekni.com

Российско-Латиноамериканское деловое сотрудничество (стр. 7 из 8)

Подчеркивалось, что Россия и Коста-Рика стремятся выйти на более эффективные и прямые торгово-экономические связи. Министры приветствовали недавнее заключение Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой России и Костариканским союзом палат и ассоциаций частного предпринимательства, а также активное участие, которое приняла в программе официального визита группа костариканских предпринимателей.

Евгений Примаков и Фернандо Наранхо высказались за дальнейшее развитие политического диалога между двумя странами, а также связей между парламентами и выразили удовлетворение визитом костариканских парламентариев в Россию в сентябре 1997 года[52].

В ходе первого за всю историю российско-коста-риканских отношений официального визита такого уровня министры иностранных дел России и Коста-Рики — Евгений Примаков и Фернандо Наранхо — подчеркнули важность более чем вековой традиции контактов и связей между двумя государствами, 125-летие которых широко отмечалось в этом году в обеих странах, говорится в подписанном министрами Совместном заявлении.

В документе подчеркивается, что Коста-Рика была первой среди стран Центральной Америки, которая установила и начала развивать отношения с Россией. Стабильность и зрелость этих отношений являются прочной основой для дальнейшего развития политического диалога и расширения сотрудничества между двумя государствами.

При рассмотрении положения в Латинской Америке стороны подчеркнули растущее геополитическое и мирохозяйственное значение, которое имеет регион в структуре формирующегося многополярного мира. Они отметили важность происходящих в регионе процессов — стабилизации политической обстановки, укрепления демократических начал, экономического подъема, активного развития региональной и субрегиональной интеграции. Российская сторона подтвердила свою линию на активизацию многосторонних и двусторонних связей со странами региона[53].

Министры выразили свое удовлетворение большими успехами, достигнутыми Центральной Америкой после завершения вооруженных конфликтов, и вновь призвали мировое сообщество продолжать оказывать содействие странам субрегиона с целью консолидации демократии и способствовать устойчивому развитию и интеграции.

В целях обновления и расширения договорно-правовой базы сотрудничества между Россией и Коста-Рикой Евгений Примаков и Фернандо Наранхо подписали ряд двусторонних документов.

Заключение

Таким образом, в результате всего вышерассмотренного мы можем сделать вывод, что в российско-латиноамериканских отношениях в последнее время наблюдается оживление.

В отношениях России со странами Латинской Америки наблюдается чуть ли не бум: два, в 1996 - 1997 годах, официальных визита министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова в семь стран этого региона, настоящий десант его латиноамериканских коллег в Россию, поездка вице-премьера Немцова в Чили, Венесуэлу и Мексику. В результате подписана целая серия важнейших договоров, соглашений, деклараций и других документов, охватывающих самый широкий спектр взаимоотношений. В 1998 год Москву посетили министры иностранных дел Колумбии и Кубы[54].

Такого оживления, причем не кратковременного, а продолжающегося длительное время, российско-латиноамериканские отношения не знали, в том числе даже в сопоставлении с советским периодом. В чем же причина? Ведь еще сравнительно недавно, в "козыревские" времена контакты с Латиноамериканским регионом оставались в глубокой тени в российской внешней политике, которую прежний хозяин высотного дома на Смоленской площади ориентировал в основном на США. Конечно, и в тот период проходили тоже отдельные визиты и встречи, подписывались отдельные документы, но заметного влияния на ход отношений обеих сторон они не оказывали. Сам Козырев лишь однажды собрался было в Южную Америку, но в последний момент отменил визит, что вызвало далеко не лучшие чувства у латиноамериканцев. Почти не оставили следа и поездки в Латинскую Америку в 1992 году тогдашнего вице-президента РФ А. Руцкого и парламентской делегации во главе с В. Шумейко. Каждому внимательному наблюдателю и специалисту было очевидно, что российско-латиноамериканские отношения находились тогда в застое и что первая половина 90-х годов была почти потеряна для их поступательного развития[55].

Перелом наступил в 1996 году, когда МИД РФ возглавил Е.М. Примаков, человек широких взглядов, не только твердо проводящий и отстаивающий международный курс России, но сумевший посмотреть на него с новых, нестандартных позиций. Их основой стали масштабное проведение в жизнь новой российской внешнеполитической концепции многополярного мира и отход от бытовавшей до этого практики биполярного миропорядка, от конфронтационного противостояния двух супердержав, двух систем. В результате, как подчеркивал в одном из своих выступлений Примаков, открылись "уникальные перспективы" для развития партнерских отношений между всеми государствами и укрепления безопасности в мире[56].

В этом контексте стали развиваться и отношения с Латинской Америкой, которые, отмечал Примаков, приобрели приоритетный для России характер. Результатом такого подхода стали весьма плодотворные результаты диалога двух сторон за восьмилетний период - с мая 1996 года до наших дней. Тогда, в мае 1996 года, ИЛ-62 с делегацией во главе с Примаковым приземлился в Мексике. Это был первый визит российского министра иностранных дел в страны Латинской Америки. После Мексики Е.М. Примаков отправился на Кубу и в Венесуэлу. Каждая из этих трех стран имела свою специфику отношений с нами: традиционно доброжелательные политические связи при слабой торговле - у Мексики; дружественно-союзнические отношения во времена СССР - у Кубы; скромные экономические и культурные связи - у Венесуэлы. В ноябре 1997 года эта дипломатическая инициатива была продолжена и Е.М. Примаков посетил две крупнейшие страны Южной Америки - Бразилию и Аргентину, затем Колумбию и, наконец, Коста-Рику, где встретился с министрами иностранных дел Центральноамериканских стран.

Итоги этих двух визитов трудно переоценить. Они позволили вывести отношения России и стран Латинской Америки не только на новый и более высокий, но и во многом на качественно иной уровень. Об этом говорит в первую очередь характер целого ряда подписанных документов - Декларации о принципах взаимоотношений (с Кубой). Договора о дружбе и сотрудничестве (с Венесуэлой), Декларации о принципах взаимодействия (с Бразилией), деклараций о принципах взаимодействия России на пути в XXI век - с Бразилией.

Список использованной литературы

1. Будущее мировой экономики: Доклад группы экспертов ООН по главе с В. Леонтьевым. - М.: Международные отношения, 1989. – 162 с.

2. Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. – 371 с.

3. Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – 395 с.

4. Всемирный банк: Отчет о мировом развитии 2002. – М.: Весь мир, 2002. – 278 с.

5. Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – 256 с.

6. Клуб ученых "Глобальный мир": Доклады 2000 - 2001 гг. - М., 2002. – 158 с.

7. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 1999. – 419 с.

8. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. (Освоение мирового экономического пространства). - М.: БЕК, 1999. – 319 с.

9. Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2000 году / Ежегодный справочник. – М., 1999. – 412 с.

10. Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – 429 с.

11. Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики / Под ред. А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова. - Новосибирск: Наука, С.О., 1999. – 273 с.

12. Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. - М.: Новый век, 2002. – 251 с.

13. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации: Путь разума. - М.: МНЭПУ, 1998. – 310 с.

14. Россия в цифрах. 2003. Краткий стат. сборник. - М.: Госкомстат России, 2003. – 381 с.

15. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. - М.: ИНФРА-М., 2003. – 296 с.

16. Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. - СПб.: Наука, 1999. – 482 с.

17. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999. – 418 с.

18. Hungtington S. The Clash of Civilisations and the Remarking of World Order. - N.-Y., 1998. – 381 р.


[1] Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 42 – 43.

[2] Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики / Под ред. А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова. - Новосибирск: Наука, С.О., 1999. – С. 89.

[3] Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999. – С. 36.

[4] Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. – С. 61.

[5] Клуб ученых "Глобальный мир": Доклады 2000 - 2001 гг. - М., 2002. – С. 56 – 58.

[6] Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – С. 67 – 69.

[7] Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой эконо­мики до 2015 г. - М.: Новый век, 2002. – С. 51.

[8] Сорос Д. Кризис мирового капитализма. - М.: ИНФРА-М., 2003. – С. 142.

[9] Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики / Под ред. А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова. - Новосибирск: Наука, С.О., 1999. – С. 68.

[10] Кочетов Э.Г. Геоэкономика. (Освоение мирового экономического пространства). - М.: БЕК, 1999. – С. 43 – 44.

[11] Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 52.