Смекни!
smekni.com

Идеология, структура и деятельность ливанской организации "Хизбаллах" на Ближнем Востоке (стр. 1 из 5)

Реферат: Идеология, структура и деятельность ливанской организации "Хизбаллах" на Ближнем Востоке


Сейчас, когда проблема терроризма не сходит со страниц периодических изданий, весь мир внимательно следит за развертыванием антитеррористической кампании США. Американскими спецслужбами опубликован новый список 22 террористических групп, большинство из которых исламского толка. Принимаются меры в отношении стран, поддерживающих терроризм, в частности против Ирана, отнесенного президентом Бушем к числу стран "оси зла". Одновременно мы стали свидетелями очередного обострения палестино-израильского конфликта, где многочисленные исламские движения обвиняются в препятствовании процессу мирного урегулирования. Безусловно, понятию экстремизма трудно дать однозначное определение. При этом следует, во-первых, не полагаться только на сообщения о террактах, ежедневно появляющиеся в СМИ, и, во-вторых, понять соотношение между средствами и подлинными целями тех, кто стоит за подобными группами.

Данная статья посвящена "Хизбаллах", ливанской исламской организации, чья деятельность является отражением глубинных процессов, протекающих как в Ливане, так и на Ближнем Востоке в целом. "Хизбаллах" известна на Западе только как террористическая организация, могущая в определенных случаях считаться тождественной "Аль-Каиде". Еще в октябре 1999 г. Госдепартамент США отнес "Хизбаллах" к категории 28 наиболее опасных зарубежных террористических организаций. Действительно, первые шаги движения на пути его становления говорят сами за себя: взрывы казарм американских войск в Бейруте, захват базы ливанской армии в Баальбеке, угон самолетов и взятие заложников в 80-е гг. Однако подобные устрашающие по замыслу их организаторов действия относятся скорее к PR-акциям, призванным привлечь внимание к главной ливанской проблеме того времени - оккупации Израилем южной части страны. Несмотря на дословный перевод названия - "Партия Аллаха", деятельность "Хизбаллах" не сводится к претворению в жизнь каких-то религиозных принципов, а направлена на противостояние Израилю и имеет скорее политические цели. Арабское слово "Хизб" не совсем соответствует русскому переводу "партия" и подразумевает скорее движение, политическое течение. Поэтому, считаясь организацией ливанских шиитов (и ее возникновение, действительно, имело место в шиитской среде), "Хизбаллах" называет своей целью выражение интересов всего ливанского народа. К сфере деятельности движения относится проведение социальной политики - восстановление пострадавших от израильской оккупации зданий, строительство школ, больниц, супермаркетов. Члены "Хизбаллах" являются также депутатами в ливанском парламенте.

Несомненно, Израилю выгодно доказать экстремистский характер "Хизбаллах", для того чтобы придать легитимность своим действиям. Поэтому самое распространенное определение для нее, встречающееся на израильских Интернет-сайтах, звучит примерно как "террористическая исламистская организация шиитского толка, находящаяся под контролем Сирии и Ирана". В нескольких словах нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть правильность подобных утверждений. Масштабы влияния этой организации на Ближнем Востоке довольно значительны. Главным результатом ее деятельности стал вывод Израилем в одностороннем порядке своих войск с территории южного Ливана после почти 20 лет оккупации. Иран оказывает финансовую помощь "Хизбаллах" в целях распространения собственного идеологического влияния. Сирия же видит в организации орудие давления в переговорах с Израилем для возврата Голанских высот в границах 1967 г. Палестинцы рассчитывают на помощь "Хизбаллах" в поддержке новой волны интифады, начатой в сентябре 2000 г. От решения палестинской проблемы зависит судьба около 400 тысяч беженцев, находящихся в лагерях на территории Ливана.

Что представляет собой "Хизбаллах" на самом деле, и каковы ее собственные интересы на Ближнем Востоке? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку с момента своего создания "Хизбаллах" пережила ряд переломных моментов, отразившихся на ее деятельности. История движения тесно связана с историей Ливана, начиная с конца 70-х гг., когда в условиях отсутствия твердой государственной власти, разгула анархии, часть ливанских мусульман, разочарованная в способности своих партий выработать эффективный план урегулирования внутреннего кризиса, увидела путь решения проблем в возврате к истинному исламу. Вторжение Израиля на территорию Ливана в 1982 г. стало главным толчком для формирования "Хизбаллах" как движения сопротивления. Подписание Таифского соглашения способствовало включению организации в политическую жизнь Ливана. Вывод израильских войск в 2000 г. явился еще одним переломным моментом, поставив вопрос о перспективах движения и его дальнейших целях. Правда, ее лидеры считают оккупированные земли освобожденными не полностью, указывая на спорный участок земель на границе Израиля, Ливана и Сирии (мазариа Шебаа), и заявляют о своей готовности продолжать борьбу вплоть до полного освобождения Ливана. Если "Хизбаллах" и дальше будет продолжать атаки на израильские войска на границе, то этим она рискует спровоцировать ответные действия, в ходе которых пострадают мирные жители (что явно повлечет за собой потерю поддержки "Хизбаллах" среди населения).

Есть и другой вариант для организации - переключиться на чисто политическую деятельность. В мирных условиях она сохранит свой статус партии сопротивления, но население уже не будет так же, как и раньше, нуждаться в ее деятельности. Однако, по словам одного из членов организации Муххамеда Раада, неопределенность (ваадих) является своего рода позицией "Хизбаллах", рассчитанной на то, что Израилю будет нелегко предсказать дальнейшие ее шаги. Можно лишь отметить, что со своей ролью "Хизбаллах" справляется прекрасно, поскольку, несмотря на огромное количество книг и статей, посвященных этому движению, его феномен по-прежнему вызывает все новые вопросы. При этом не вызывает сомнения одна из главных особенностей движения - способность гибко реагировать на ситуацию, что позволяет ему сохранять политический вес в условиях быстро меняющейся политической среды. Является ли "Хизбаллах" марионеткой в руках внешних сил или просто подстраивается под обстоятельства, осуществляя собственные цели? Для ответа на эти вопросы предлагается рассмотреть предпосылки возникновения движения, трудности на пути его становления и роль в процессах, протекающих на Ближнем Востоке в настоящее время.

"Хизбаллах" известна как ведущая сила сопротивления израильской оккупации в Ливане. Однако это событие, равно как и еще один внешний фактор - Исламская революция в Иране, лишь послужило катализатором тех процессов, которые протекали в шиитской общине Ливана.

На основе существовавшей тогда системы конфессионального представительства, отдававшей преимущества христианам-маронитам и мусульманам-суннитам, шииты оказались лишены политического влияния в Ливане. Активизации некогда пассивной шиитской общины способствовала деятельность Сайда Мусы ас-Садра, который возглавил так называемое "Движение обездоленных", а в 1974 г. перед началом гражданской войны в Ливане создал движение "Полки исламского сопротивления", впоследствии ставшее известным, как "Амаль". Имеет смысл сказать несколько слов о деятельности "Амаль", поскольку она играла значительную роль в процессах, сопровождавших становление "Хизбаллах". Хотя в ходе войны этому движению не удалось в значительной мере проявить себя, позднее несколько событий способствовало увеличению его политического влияния. Во-первых, таинственное исчезновение Мусы ас-Садра во время его визита в Ливию позволило, согласно шиитской доктрине, считать его новым Сокрытым Имамом3. Кроме того, накалившаяся обстановка на юге Ливана, когда в ходе столкновений между израильской и палестинской сторонами страдало местное население, увеличила потребность в боеспособных формированиях для защиты ливанцев. Еще в марте 1978 г. израильская армия провела операцию "Литани", в результате которой была оккупирована часть страны, превращенная в 1985 г. в так называемую "зону безопасности", задуманную как препятствие для проникновения в Израиль палестинских партизан. В 1982 г. Израиль, в рамках уже другой операции "Мир в Галилее", вторгся в Ливан, расширив площадь оккупированной территории до Бейрута. США, Франция, Италия, Великобритания послали в Ливан для обеспечения безопасности в регионе межнациональный контингент вооруженных сил, который был впоследствии в 1984 г. частично выведен. Под давлением образовавшихся сил ливанского сопротивления Израиль освободил центральные районы Ливана, но усилил свое присутствие в его южной части, сохранив таким образом контроль над 10% ливанской территории.

Еще одним фактором послужила и Исламская революция в Иране, а также поддержка "Амаль" Сирией, для которой движение стало единственным на тот момент проводником влияния в Ливане. Однако после исчезновения ас-Садра во время его поездки в Ливию пост руководителя "Амаль" занял Набих Берри, юрист, человек светский и не пользующийся таким харизматическим влиянием, как его предшественник. Это назначение ознаменовало собой дальнейший поворот движения к политической деятельности. Более того, создаваемая как альтернатива существующей власти, "Амаль" со временем превратилась в силу, могущую быть отождествленной с этой властью. В частности, Набих Берри не выражал открытого протеста деятельности президента Башира Гамаиля, проводящего курс на сотрудничество с Западом, а главное, - с Израилем. Эта политика "Амаль" способствовала потере авторитета движения среди той части шиитского населения, которая требовала радикальных мер - вывода израильских войск и межнационального контингента западных держав. Сирия также не поддержала все более склонявшуюся к прозападной ориентации "Амаль". Политика Набиха Берри как лидера движения не вызвала одобрения и у иранского духовенства.