Смекни!
smekni.com

Последствия интифады "Аль-Акса" для экономики Израиля (стр. 8 из 9)

Что касается вероятного роста объемов экспорта в ближайший период (2003 г.), то обусловлен он будет, по-видимому, отнюдь не активизацией израильской промышленности, а пробуждением, хотя и медленным, международных рынков и дальнейшим ослаблением шекеля по отношению к доллару.

Данные социологических опросов и экономических прогнозов, а также значения объективных экономических индикаторов, приведенные выше в хронологическом порядке, дают представление о тревожной динамике народного хозяйства Израиля. Несмотря на наблюдаемые отдельные месячные и квартальные колебания некоторых показателей экономики страны в позитивном направлении, в целом эти данные указывают на общий негативный вектор ее развития в период, прошедший с начала интифады до конца 2002 г., и на 2003 г. Предпринимаемые в течение этого периода парламентом и правительством меры жесткой экономии осуществляются в основном за счет населения страны (рост налогов, сокращение льгот и пособий) и ведут к ухудшению его социально-экономического положения.

Существенное замедление ухудшения состояния израильской экономики или ее стабилизация на нынешнем уровне развития, по-видимому, могут быть достигнуты путем принятия более эффективных экономических мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата для частного сектора. Однако при сложившемся составе правительственного кабинета разработка подобных мер пока не просматривается. И дело даже не в этом.

Радикальное и эффективное решение экономических проблем Израиля лежит скорее не в экономической, а в политической плоскости – в скорейшем прекращении военного противостояния с палестинцами и интифады вообще, возобновлении процесса мирных переговоров по решению вопроса о создании независимого палестинского государства.

Однако этот процесс – улица с двусторонним движением, которая пока закрыта. Для того, чтобы это движение возобновить, необходима добрая воля и решимость конфликтующих сторон, в особенности палестинской. Руководство ПНА должно осознать, наконец, что интифада наносит значительный экономический ущерб прежде всего самим палестинцам, и со всей решительностью прекратить террористическую деятельность своих граждан против Израиля, обеспечить создание условий, при которых два государства смогли бы приступить к переговорам об их мирном цивилизованном сосуществовании.

До тех пор, пока такие условия еще не созданы, Израиль вынужден решать проблемы своей безопасности военными средствами.

Израильский экономический обозреватель профессор Анатолий Поляк отмечал: «Без коренного изменения ситуации в сфере безопасности чрезвычайно трудно возродить экономику. Конечно, лучше решать проблемы безопасности политическим, переговорным путем. Но, имея в качестве партнера Арафата, этого достичь не удается. Соответственно, пока остается силовой, военный путь, опять-таки приводящий к увеличению нагрузки на экономику через возрастание расходов ЦАХАЛа, полиции, разведки и др. В этом навязанном нам порочном круге израильская экономика и продолжает находиться».

Лидер «русской» партии «Наш дом Израиль» (НДИ), депутат Кнессета Авигдор Либерман высказался в этом контексте еще резче: «Излишне говорить о том, что восстановить экономическую сферу может только обеспечение безопасности и окончание военного противостояния между Израилем и ПА. Необходимо провести быструю операцию по устранению режима Арафата и установлению полного военного контроля над ПА. Мы должны быть хозяевами в собственном государстве, а не колонией, политически зависящей от внешних источников. Война на истощение, которую ведет против нас автономия, грозит нам крахом со всех сторон, а мы жертвуем нашей безопасностью, нашими жизнями ради того, чтобы ублажить мировое сообщество. К сожалению, нынешнее правительство, лавирующее между политическими рифами и проявляющее беспомощность и нерешительность в принятии серьезных стратегических решений, оказалось неспособно наладить ни политическую, ни экономическую ситуацию».

Неспособность прежнего правительства Шарона решить проблемы нынешней кризисной ситуации в Израиле, отмеченная сторонниками военно-политического подхода к разрешению израильско-палестинского конфликта, привела в начале ноября 2002 г. к правительственному кризису, в результате чего из него вышли представители партии «Авода» министр иностранных дел Шимон Перес и министр обороны Беньямин Бен-Елиэзер, место которых заняли бывший премьер-министр Израиля Беньямин Нетанияху и начальник Генерального штаба ЦАХАЛа Шауль Мофаз соответственно.

Очередные выборы в ПНА намечены также на начало 2003 г. По всей видимости, лидером автономии вновь станет Ясир Арафат, который пользуется примерно такой же практически абсолютной поддержкой населения, как и Саддам Хусейн и Ираке. Хотя под давлением мирового общественного мнения (главным образом США) Арафат и решился на смену кабинета и проведение новых выборов, вряд ли курс его политики по отношению к Израилю радикально изменится в обозримый период.

При этом возможны следующие сценарии развития израильско-палестинских отношений.

Сценарий 1: продолжение нынешней политики «ни мира, ни войны», поддержание Арафатом интифады в тлеющем режиме с ее периодической интенсификацией или ослаблением в зависимости от конъюнктуры международной обстановки, внутриполитической и экономической ситуации в Израиле и ПА. Это будет означать дальнейшее сохранение конфликта как основного фактора ухудшения экономического положения Израиля. Такая его роль может измениться в связи с возможностью физического ухода Арафата с политической сцены либо в связи с естественными причинами из-за преклонного возраста и слабеющего здоровья, либо устранения в результате военной акции Израиля путем захвата и принудительной депортации из региона.

В случае ухода Арафата просматриваются два возможных варианта. Вариант первый: возобновление новым палестинским руководством мирных переговоров с Израилем об образовании независимого палестинского государства в обозримом будущем при условии прекращения террористической деятельности против Израиля. Вариант второй: одностороннее провозглашение независимого палестинского государства преемниками Арафата без подписания мирного соглашения с Израилем. Это вариант представляется более вероятным в силу инерции доминирующих в ПНА антиизраильских общественных настроений, наличия неподвластных руководству автономии сил, заинтересованных в продолжении вооруженной борьбы с Израилем, а также ввиду практического отсутствия в Палестине и за рубежом потенциальных палестинских лидеров, способных возобновить мирный процесс, остановить интифаду и придерживаться в дальнейшем бесконфликтных отношений с еврейским государством. Этот вариант предполагает дальнейшее развитие экономической ситуации в Израиле по второму возможному сценарию.

Сценарий 2: экономическое размежевание Израиля и Палестинской автономии. В настоящее время их связывают общие системы энергоснабжения, водоснабжения, канализации, транспортных коммуникаций, связи, а также финансов и прочие. Одностороннее провозглашение независимого палестинского государства приведет к разрыву и обособлению этих систем, прекращению совместного использования и разделу многих хозяйственных объектов, замораживанию реализации ряда важных общих проектов (таких, например, как строительство установки по опреснению морской воды) и другим разграничительным мерам, вплоть до сооружения защитного забора по всему периметру территории автономии.

Кроме того, этот сценарий может уменьшить, но не исключить полностью угрозу безопасности Израиля со стороны палестинских террористов, в результате чего основная причина негативных процессов в израильской экономике будет по-прежнему сохраняться. В этом случае на передний план могут выступить соображения военно-политического характера. Тогда события могут начать развиваться по третьему возможному сценарию.

Сценарий 3: решительная и быстрая масштабная военная акция Израиля против ПА. Она предполагает установление полного военного контроля над автономией, разгром всех террористических организаций на ее территории и уничтожение их командных структур (в том числе и вовне), арест и суд Арафата и его депортацию из страны, оперативное укрепление израильских армейских, пограничных и полицейских формирований. Вопрос о создании независимого палестинского государства при этом откладывается на неопределенный срок.

При реализации третьего сценария потребуется мобилизация дополнительных средств, которые впоследствии могут быть компенсированы полным устранением угрозы безопасности еврейского государства со стороны ПА и постепенным восстановлением прежних темпов развития израильской экономики. Вряд ли возникнет реальная возможность внешней угрозы со стороны мусульманских соседей Израиля в виде региональной войны из-за отсутствия среди них политического единства, а также благодаря полному военному превосходству Израиля над ними.

Однако развитие событий по этому сценарию маловероятно, поскольку подобные действия со стороны Израиля едва ли будут одобрены его стратегическим партнером – США, опасающимися дальнейшего обострения отношений с мусульманским миром на фоне возможных последствий силовой акции против Ирака. Кроме того, широкомасштабная военная кампания Израиля против ПА несомненно вызовет очередной всплеск антиизраильских настроений в мире, прежде всего в арабских странах, с соответствующей политической и пропагандистской реакцией, показной демонстрацией возможного применения экономических санкций, посылки в регион миротворческих войск ООН или НАТО.