Смекни!
smekni.com

Место и роль ислама в конституции Турецкой республики (стр. 2 из 3)

10 апреля 1928 г. депутаты ВНСТ единогласно приняли следующие поправки к Конституции: из статьи 2 было изъято положение: «религия государства – ислам»; в статьях 16 и 38 была изменена присяга депутатов и Президента республики с шариатской на гражданскую. Из статьи 26 был исключен пункт, в котором говорилось, что ВНСТ проводит в жизнь предписания шариата20. Турецкие историки отмечают, что Турция обеспечила этим вхождение в число лаицистских современных стран21.

Среди реформ, имевших целью приобщение Турции к современной культуре и просвещению, важное место занимала реформа алфавита. ВНСТ приняло 1 ноября 1928 г. постановление о введении нового турецкого алфавита (латинского вместо арабского). Этой реформе Кемаль придавал столь большое значение, что сам проводил показательные уроки по новому алфавиту. Она способствовала подъему грамотности населения, «отходу от темного прошлого».

В стране продолжались реформы с целью снижения влияния ислама. К ним относится закон ВНСТ 3 декабря 1934 г. о запрете служителям всех культов ношения духовной одежды вне церковной службы22. 26 ноября 1934 г. ВНСТ приняло закон об упразднении титулов, званий, как-то эфенди, бей, паша и др.

Страна была подготовлена к официальному принятию принципа лаицизма, о котором Мустафа Кемаль говорил ранее, в частности в его «Речи» в 1927 г. В принятой в 1931 г. программе правившей Народно-республиканской партии в качестве основы развития Турции были изложены 6 принципов: республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм, революционность.

5 февраля 1937 г. в Закон об основах организации (Конституции) 1924 г. было внесено дополнение, в результате чего статья 2 была приведена в соответствие с задачами страны: «Турецкое государство республиканское, националистическое, народническое, этатистское, лаицистское, революционное. Официальный язык – турецкий. Столица – Анкара»23.

«Эти изменения 1937 г. заложили основные черты государства», отмечают турецкие историки. Во время перехода к многопартийной системе в 1945 г. в Конституцию изменения не вносились.

На страже основных принципов конституционного строя Турции стоит армия, офицерство которой традиционно и непреклонно хранит кемалистские республиканские принципы. С 20-х годов двадцатого столетия армия является защитником и гарантом осуществления лаицизма, как одной из основ Республики. Важно, что подготовка армии не ограничивается учебными заведениями самой Турции. Осуществляется она и на Западе, а с середины 20-го века особенно в США. В «Известиях» отмечалось: «Турция, самая цивилизованная страна того (мусульманского) мира, держится на контроле армии – офицеров, поголовно закончивших Вест-Поинт»24.

Армия принимала решительные меры, когда в стране обострялась внутриполитическая борьба, дестабилизировалась обстановка из-за разгула терроризма крайне правых и крайне левых организаций, из-за сепаратизма, а также когда правящие политические партии способствовали развитию влияния ислама, поощряя массовое строительство мечетей, религиозное образование, принимали другие меры с целью обеспечения поддержки широких слоев мусульман на выборах. К этим мерам широко прибегала Демократическая партия, пришедшая к власти в середине 1950 г., 27 мая 1960 г. она была отстранена от власти в результате вмешательства армии. Армия способствовала роспуску партий, в том числе происламских, деятельность которых выходила за рамки конституционных принципов.

Вмешательство армии приводило к смене руководства страны также в 1971 и 1982 г.

После военного переворота 1960 г. в Турции в 1961 г. была принята новая Конституция. В ней, как и в предыдущей, отмечался лаицистский характер государства. В главе 2 говорилось: «Турецкая Республика – националистическое, демократическое, светское и социальное государство…»25. В конституции подчеркивался принцип отделения церкви от государства, в статье 19 говорилось о запрете отдельным личностям или партиям использовать религию в политических целях: «Никому не может быть разрешено эксплуатировать религию или злоупотреблять ею для даже частичного установления фундаментального социального, экономического, политического или правового порядка в стране на религиозных догмах»26. Предусматривались жесткие санкции в отношении индивидуумов и политических партий, нарушающих Конституцию.

Конституция и соответствующие законы использовались для запрета партий, обвинявшихся в нарушении принципа лаицизма. Партии подлежали роспуску по решению Конституционного суда.

В 1971 г. была запрещена исламистская Партия национального порядка по обвинению в нарушении принципа лаицизма как одного из основных положений Конституции.

Ее заменила Партия национального спасения (ПНС), созданная в 1972 г. Ее популярность быстро росла, чему способствовало тяжелое экономическое состояние страны.

12 сентября 1980 г. в Турции произошел военный переворот. Предпосылкой его было чрезвычайное осложнение обстановки в стране из-за резкого обострения внутриполитической борьбы, особенно разгула политического террора и правых и левых террористических организаций, неэффективности государственного руководства.

В результате переворота был распущен парламент, запрещены все политические партии, подверглись преследованию и экстремистские, и демократические силы. Лидерам политических партий и депутатам ВНСТ на длительные сроки была запрещена политическая деятельность. Власть в стране перешла в руки сформированного военными Совета национальной безопасности.

Под наблюдением военных Консультативным меджлисом была разработана ныне действующая Конституция Турецкой Республики 1982 г., принятая в результате референдума 7 ноября. В ней подобно тому, что имелось в двух предыдущих, важна специальная статья 4 о «неизменных постановлениях», в которой говорится о том, что не могут быть изменены, а также не могут вноситься предложения об изменении статей: 1-й – Турецкое государство – республика; 2-й – Турецкая Республика является демократическим лаицистским и социально-правовым государством…, исповедующим национализм Ататюрка…; 3-й – Турецкое государство, страна и нация – единое целое. Его язык – турецкий…*27.

В конституции нашло отражение беспокойство усилением влияния исламистских кругов. Уже в Преамбуле Конституции раскрываются включенные еще в 1937 г. в Закон об основах организации (конституцию) 1924 г. 6 основных принципов развития общества, говорится, что никакие взгляды и соображения, в том числе религиозные верования, не могут противопоставляться турецким национальным интересам…, принцип лаицизма не может допускать вмешательства священных религиозных чувств в государственные дела и политику**28. На лаицистский характер государства указывается и в ряде статей и, естественно, во 2-й статье Конституции. Что касается религии, то в Конституции признается право граждан на свободу совести, религиозной веры и убеждений. Но особое внимание отводится запрету на вмешательство религии в дела государства.

По сравнению с предыдущей Конституцией нынешняя в большей мере детализирует все сферы государственной жизни, в которые вмешательство религии не допускается. В статье 24 говорится: «Никому не может быть разрешено эксплуатировать религию или злоупотреблять ею или религиозными чувствами или тем, что освящено религией, любым образом для целей личного или политического влияния или для установления, даже частичного, фундаментального социального, экономического, политического или правового порядка в стране на религиозных догмах»29.

Таким образом, в Турции четко запрещается использование религии в целях изменения государственного строя*. После принятия Конституции в 1983 г. было разрешено создание политических партий, что осуществлялось путем воссоздания партий, бывших до военного переворота, в том числе происламских.

Положения Конституции, запрещающие антилаицистскую антигосударственную деятельность, и законы, принимавшиеся в развитие соответствующих положений Конституции, использовались для прекращения деятельности исламистских партий, нарушавших лаицистский фундамент государственного устройства Турции, провозглашавших прямо или косвенно цель – установление в Турции правления на основе шариата. Конституционный суд (статья 149 Конституции) по предложению Совета национальной безопасности (статья 118), в котором определяющую роль играют военные, запрещал происламские партии за деятельность, противоречащую Конституции.

В апреле 1983 г. была создана происламская Партия благоденствия (ПБ). Она заменила, по существу, ПНС и выступала за «сохранение исламских ценностей». ПБ считала, что лаицизм не противоречит свободе совести и религии. Однако она по-своему понимала свободу совести и религии. Ее политика выходила за рамки конституционного определения. Одним из средств укрепления ее позиций было обращение к религиозному образованию в обычных учебных заведениях. На парламентских выборах 1991 г. ПБ добилась значительного успеха, получив 16,8% голосов избирателей. А на выборах 1995 г. ПБ получила уже наибольшее число голосов – 21,3%. Такой успех ПБ объяснялся рядом факторов: возросшим влиянием в стране исламистов, к тому же исповедовавших национализм, острым социально-экономическим кризисом, ростом безработицы, очень высокой инфляцией. Перед выборами 1995 г. генеральный председатель ПБ Н.Эрбакан во имя привлечения голосов исповедующей ислам подавляющей части населения страны выступил против статей 2 и 24 Конституции, в которых говорится о светском характере государства и о запрете использования религии в антигосударственных целях. После выборов, произнося присягу, он вынужден был сказать, что Турция – светское государство. Политика ПБ и ее представителей в образованном в 1996 г. коалиционном правительстве свидетельствовала о том, что партия считала ее основой «сохранение исламских ценностей», что находило отражение в ее деятельности.