Смекни!
smekni.com

Место и роль ислама в конституции Турецкой республики (стр. 3 из 3)

Лидер ПБ Н.Эрбакан, занявший на 2 года пост премьер-министра, отдавал предпочтение происламскому курсу во внешней и внутренней политике, хотя в программе правительства, отразившей позиции других парламентских партий, говорилось о сохранении курса на вступление Турции в Европейский союз, о светском характере страны, о верности военно-политическим союзам.

В феврале 1997 г. Совет национальной безопасности призвал к «обузданию» исламистов. В январе 1998 г. Конституционный суд запретил ПБ по обвинению в том, что она намерена ввести исламское правление в стране.

Премьер-министр, лидер ПБ Н.Эрбакан и четыре его соратника были обвинены в «попытке свергнуть конституционное правительство и заменить его режимом, основанным на религиозных принципах». Эрбакану и ряду парламентариев политическая деятельность была запрещена на пять лет.

В декабре 1997 г. была создана происламская Партия добродетели (ПД), которая была в сущности преемницей ПБ. Она удачно участвовала в парламентских выборах 1999 г. – набрала 15,5% голосов. ПД заменила лозунг прежних происламских партий относительно «исламской миссии» на современные понятия, отражавшие состояние общества: демократия, гуманитарные права, свобода личности. Однако в позиции и поведении ПД наблюдались фундаменталистские традиции. В июне 2001 г. Начальник Генерального штаба Турции выразил беспокойство в связи с угрозой, которую представляет собой политический ислам для лаицистской демократии в Турции, а 23 июня было сообщено, что Конституционный суд запретил ПД за исламистскую деятельность, за подрыв лаицистского строя в стране30.

Лидеры пришедшей к власти в 2002 г. происламской умеренной Партии справедливости и развития (ПСР) в отличие от своих предшественников заявляли о том, что партия не ставит под сомнение лаицистский характер государства. Лидер ПСР Эрдоган после победы его партии на выборах даже заявил, что его партия не основана на религии. В Программе Правительства ПСР подчеркивается уважение к Кемалю Ататюрку, отмечается его роль в становлении Республики. Она начинается словами: «Во всех наших усилиях основой будет цель достижения уровня современной цивилизации, на что обращал внимание основатель нашей Республики великий вождь Мустафа Кемаль Ататюрк»31.

Что касается сохранения лаицистского характера государства, то гарантом этого по-прежнему является армия. В мае 2003 г. начальник генерального штаба Турции генерал Хильми Öзкöк заявил, что правительство привлекает на ответственные посты исламистов, и предупредил, что возможно вмешательство военных, защитников лаицистских принципов32. В марте 2004 г. Второй начальник Генерального штаба Турции генерал армии Илькер Башбуг, находясь в США, сказал, что Турция – «лаицистское, демократическое, социальное и правовое государство, как оно характеризуется во 2-й главе Конституции… Лаицистское государство и государство умеренного ислама не могут существовать одновременно. Какой была создана Турция, такой она и будет»33. Это прозвучало, как предупреждение и совет властям сохранять принципы лаицизма.

ПСР, имеющая определяющие позиции в ВНСТ, стала вносить поправки в Конституцию. Предпосылкой при этом была необходимость гармонизировать ряд статей Конституции с условиями вступления Турции в ЕС, осуществление чего нынешние руководители страны приняли как задачу, унаследованную от предыдущих правительств, в течение десятилетий готовивших страну к ее решению.

Естественно, поправки, вносившиеся в Конституцию, не касались принципов государственного устройства страны, которые по статье 4 Конституции о «неизменных постановлениях» неприкосновенны.

Первая поправка, принятая сразу после парламентских выборов 2002 г., имела особое предназначение. Она была внесена в статью 76 Конституции, в которой говорится о том, кто не может быть избран депутатом ВНСТ. В их числе те, кто имел судимость за различные преступления, в том числе, за участие в идеологических и анархических выступлениях либо за подстрекательство и поощрение к таким действиям, даже если эти лица были амнистированы. Это положение было изъято из статьи 76 Конституции. Поправка была принята для того, чтобы Эрдоган мог бы участвовать в довыборах. В выборах 2002 г. он не мог участвовать, так как был осужден в 1998 г. на 10 месяцев по обвинению в подстрекательстве к религиозной нетерпимости.

Реджеп Эрдоган был избран депутатом ВНСТ. Но существо дела не в этом, а в том, что из Конституции было изъято положение, препятствовавшее разгулу подстрекательства к анархическим, идеологическим, антиконституционным выступлениям. В такой ситуации возможны антилаицистские выступления, пресечение которых без вмешательства армии проблематично. Президент Ахмет Сезер накладывал вето на законопроект. Однако ВНСТ преодолело вето президента.

Под давлением обстоятельств, связанных с требованиями ЕС, приняты поправки в Конституции, которые относятся главным образом к правам человека. Среди принятых в 2004 г. поправка (к статье 10), впервые признавшая равенство прав мужчин и женщин. В статью добавлена фраза: «Мужчины и женщины имеют равные права. Государство обязуется гарантировать эти права». Значение ее трудно переоценить, хотя реальное осуществление прав женщин в Турции – дело не близкого будущего.

Были приняты поправки (статьи 15, 17, 87), в которых речь идет об отмене смертной казни, что требуется в ЕС. В статью 90 внесено весьма важное для Турции положение о преимуществе международных соглашений по правам человека перед национальными законами. Эта поправка уместна, так как с правами человека в Турции большие проблемы.

В поправке к статье 131, где речь идет о формировании Совета по высшему образованию, исключено участие в этом руководства Генерального штаба, что является предметом разногласий между военными и правящей ПСР.

Из Конституции была исключена ст. 143, в соответствии с которой создавались суды государственной безопасности. Функции этих судов заключались в рассмотрении дел, «связанных с преступлениями… против… единства государства и нации, … демократического строя и республики, … затрагивающих внутреннюю и внешнюю безопасность государства».

Суды государственной безопасности рассматривали временами преступления, которые должны были бы рассматриваться обычными судами, и использовались для преследования оппозиции. Их функции были переданы судам по уголовным преступлениям, которые также могут быть использованы против оппозиции. Эта поправка не означает ослабления преследования за преступления против интересов государства и нации и безопасности страны. Но ее принятие отвечает требованиям ЕС.

За время нахождения у власти ПСР внесла в Конституцию большое число поправок, однако, что касается религии, то лишь возникли дискуссии между правительством, с одной стороны, и Генеральным штабом и президентом, с другой, по вопросу о предоставлении прав выпускникам мусульманских школ поступать в любые Высшие учебные заведения34 и продолжилась дискуссия относительно запрета находиться в тюрбанах (головных платках) в университетах. В дискуссии о тюрбанах принимали участие президент Турции Ахмет Сезер и премьер-министр Реджеп Эрдоган, занимающие противоположные позиции35.

Реджеп Эрдоган напоминал, что Мустафа Кемаль ввел «разделение религии и государственных дел» и разъяснял свою позицию: «Мы хотим этого (снятия запрета на появление в тюрбанах в определенных помещениях) не для того, чтобы ослабить принцип разделения религии и государственных дел, мы хотим обеспечить гражданам Турции религиозную свободу»36.

В связи с 68-летием включения в Конституцию принципа лаицизма (в составе 6 упоминавшихся принципов) влиятельная газета «Джумхуриет» выражала мнение, что «защищать лаицизм, который является наследием Ататюрка, значит защищать демократию». По поводу 68-летия лаицизма Ахмет Сезер сказал: «Лаицизм во имя общечеловеческих интересов обеспечивает верховенство современных принципов общественной жизни и государственного устройства, охраняет общество от людей, имеющих дурные намерения по эксплуатации религии…»37.

Дискуссия о тюрбане как атрибуте ислама продолжается.

турецкий правительство тюрбан ислам


Список литературы

1) Ismail Soysal. Türkiye′nin siyasal andlaşmaları. I.Cilt. Ankara, 1983, c. 15–16.

2) Мустафа Кемаль. Путь новой Турции. Т. 3. М., 1934, с. 185.

3) Известия, 10.02.2006.

4) Türkiye Cumhuriyeti Anayasası. Cumhuriyet’in Okurlarına Armağanıdır. 1995, c. 8.

5) Ислам на современном Востоке. М., 2004, с. 60–61, 69.

6) Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005, с. 331–344.


* Перевод Конституции Турецкой Республики опубликован в книге: «Турецкая Республика. Справочник». М., 1990. В переводе Конституции (статья 3) фраза о языке страны упущена30a. О других ошибках в переводе далее.

** В упомянутом переводе Конституции 1982 г. в Преамбуле допущено искажение политического характера – турецкое layiklik – лаицизм переведено как национализм30b. Это искажает существо основ политики Турции.

* В упомянутом переводе нынешней Конституции допущено искажение ее положения о запрете вмешательства религии в дела государства. В переводе это представляется как запрет на приспособление религии к делам государства во всех перечисленных в статье областях, чем искажается политический и юридический смысл Конституции30c. Устремление к установлению в стране порядка на религиозных догмах, что запрещено, вовсе не приспособление религии к делам государства30d.