Смекни!
smekni.com

Место и роль социнтерна в урегулировании арабо-израильского конфликта (стр. 8 из 9)

15 января 1997 г. в Эреце представители Израиля и Палестинской национальной автономии подписали соглашение о передаче последней 80% территории города Хеврона и выводе оттуда большинства израильских войск[69]. Премьер–министр Израиля Б. Нетаньягу вынужден был сделать то, чего он клялся не делать никогда.

Хеврон стал седьмым городом на Западном берегу р.Иордан, который Израиль передал ПНА в рамках второго этапа реализации Декларации о принципах, начавшегося с подписанием 28 сентября 1995 г. израильско–палестинского соглашения о расширении Палестинской автономии. По нему Палестинской автономии, как отмечалось выше, были переданы ранее шесть городов.

В соответствии с соглашением от 15 января 1997 г. 20% территории Хеврона до выработки полного соглашения о еврейских поселениях на Западном берегу р. Иордан оставлены за еврейскими поселенцами. В еврейский квартал города передислоцированы 2 тыс. солдат и офицеров из числа израильских войск, стоявших в Хевроне.

Соглашение сопровождается "гарантийным письмом" США, одного из коспонсоров мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В письме, в частности, подтверждено обязательство Израиля вывести свои войска из сельских районов Западного берега к 31 августа 1998 г., начиная с 28 декабря 1997 г.[70] (по соглашению от 28 сентября 1995 года Израиль обязался вывести войска к сентябрю 1997 г.).

Наблюдатели отмечают большую роль в достижении соглашения от 15 января 1997 г. США, Иордании и Египта. Безусловно позитивное значение в этом деле имели четко выраженные позиции России, Социнтерна, Франции, Германии и других стран.

Подписанное 15 января 1997 г. соглашение одобрено израильским правительством 16 января. Из 18 членов правительства за соглашение проголосовали 11, против – 7, в том числе министр науки Б. Бегин, подавший в отставку в знак протеста против подписанного соглашения[71].

Соглашение ратифицировано кнессетом Израиля 87 голосами "за" при 17 "против"[72]. Палестинская национальная администрация одобрила соглашение единогласно[73].

Израиль и ПНА договорились продолжить переговоры до 1999 г. по оставшимся нерешенным вопросам, в особенности по определению окончательного статуса Палестинской автономии.

В числе этих вопросов – вопрос о патрулировании Гробницы патриархов, находящейся в еврейском квартале Хеврона и являющейся общей святыней иудеев и мусульман (по библейской легенде в ней захоронены праотцы Авраам, Исаак, Яков и их жены Сара, Ребекка и Лея), а также расположенной рядом с ней святыни мусульман – мечети Эль–Ибрахим. Палестинцы выступают за совместное патрулирование, а Израиль – за патрулирование только своими силами.

Ждет своего решения и вопрос о судьбе еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан (их насчитывается 144), а в связи с этим и вопрос о пребывании там израильских войск. Наблюдатели отмечают, что если территории поселений с находящимися на них воинскими частями сохранятся за Израилем, то Палестинской автономии всего будет передано 50–60% территории Западного берега р. Иордан, ПНА же требует передачи ей 90%.

Будет обсуждаться и вопрос об Иерусалиме. Этот вопрос – один из самых трудных. В этой связи представляется, что новое предложение Я. Арафата от 18 января 1997 г. о размещении в Иерусалиме столиц и Израиля, и Палестины[74] может послужить нахождению компромиссного решения. Пока что Израиль продолжает считать Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

Тем временем некая тайная "Еврейская организация мстителей" распространила заявление, в котором она угрожает физической расправой над Б. Нетаньягу и его коллегами по правительству за подписание соглашения по Хеврону[75]. При этом она добавила, что Б. Нетаньягу ожидает судьба "предателя еврейского народа Ицхака Рабина", убитого в ноябре 1995 г.

Известно, что ярые противники курса на мирное урегулирование имеются и у Я. Арафата.

Комиссия Социнтерна по Ближнему Востоку выразила удовлетворение по поводу возобновления мирных палестино–израильских переговоров и достижения соглашения по Хеврону, и пожелала сторонам найти взаимоприемлемые решения и по другим вопросам на основе взаимного уважения законных прав и интересов.

Из арабских стран Машрика, которые находились в состоянии войны с Израилем, после Мадридской конференции, мирный договор с ним заключила только Иордания. Договор, заключенный 24 октября 1994 г., официально положил конец 46–летнему состоянию войны между ними[76]. Вслед за ним был заключен ряд договоров и соглашений, регулирующих к взаимной выгоде проблемы водопользования, экономического развития и туризма.

Комиссия Социнтерна по Ближнему Востоку, которая в меру своих сил оказывала содействие примирению сторон, выразила им поздравления и пожелания успешного делового сотрудничества и добрососедства[77].

Сравнительная легкость достижения между Израилем и Иорданией мирного договора объясняется в значительной мере тем, что после 1974 г. из иордано–израильских отношений выпала территориальная проблема. Иордания не могла претендовать на Западный берег после того, как в том году Конференция глав арабских государств в Рабате объявила ООП в качестве единственного представителя палестинского народа.

Что касается отношений Израиля с Сирией и Ливаном, они продолжают оставаться враждебными. В первую очередь это объясняется тем, что Израиль продолжает удерживать захваченные у Сирии Голанские высоты и у Ливана его южную часть, называемую "зоной безопасности".

израиль палестинский социалистический интернационал


Заключение

В первой половине 90-х годов, в отличие от 60–80–х годов, Социнтерн оказывал активную и действенную поддержку мирному урегулированию израильско–палестинского конфликта.

При этом линия Социнтерна основывалась на решениях СБ ООН 242 и 338, отвергающих использование силы, на признании прав на самоопределение для еврейского и палестинского народов и побуждении этих народов и их лидеров к взаимному признанию этих прав.

Главные формы деятельности Социнтерна состояли в организации международных форумов в виде регулярно созываемых заседаний его Комиссии по Ближнему Востоку, сессии его Совета и его Конгрессов с приглашением представителей конфликтующих и заинтересованных сторон, а также представителей различных государств, в том числе США и СССР, а после распада последнего – России, и выработке и принятии на них резолюций, учитывающих интересы конфликтующих сторон на основе идеи исторического компромисса.

С принципами и идеями, содержащимися в этих резолюциях, активно перекликались принятые позже решения Мадридской международной конференции, положения осло–вашингтонских соглашений, включая Декларацию принципов. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что Социнтерн осуществлял активный вклад в выработку интеллектуальной базы израильско–палестинских и израильско–иорданских соглашений. Можно предположить, что услуги Социнтерна скажутся и на будущих урегулированиях между Израилем и Сирией, Израилем и Ливаном.

В таком же примирительном и конструктивном духе действовал и официальный орган Социнтерна "Соушиэлистаферз", заслуги которого в распространении выработанных идей огромны.

Большой вклад в развитие мирного процесса вносили партии–члены Социнтерна, действующие в Египте, Тунисе и Израиле, в европейских странах, в частности Германии, Норвегии, Испании, Португалии и Франции.

В деятельности Социнтерна по оказанию содействия мирному процессу на Ближнем Востоке с 1994 г. появилось новое направление, а именно привлечение внимания правительств, общественности стран мира и международных экономических организаций и банков к оказанию экономической поддержки мирному процессу в Палестине, к координации международных усилий в этом деле. Без экономического обеспечения мирный диалог между Израилем и ООП был бы еще более затруднен.

Деятельность Социнтерна, направленная на оказание содействия ближневосточному урегулированию в рассматриваемый период, протекала в обстановке прекращения холодной войны между двумя сверхдержавами – США и СССР и его правопреемницей Россией и их сотрудничества в данном регионе, что создало благоприятную международную ситуацию для разблокирования накопившихся острых противоречий.

Яркими примерами того, как трезво мыслящие силы в регионе воспользовались сложившейся ситуацией, явились подписание левым правительством Израиля и руководством ООП Декларации принципов в сентябре 1993 г., заключение этим же правительством и Иорданским Хашимитским Королевством мирного договора в октябре 1994 г. Иордания стала вторым после Египта арабским государством, с которым Израиль полностью установил дипломатические отношения. В направлении мирного урегулирования конфликтов шли переговоры Израиля с Сирией и Ливаном, к сожалению, прервавшиеся и до сих пор не возобновившиеся.