Смекни!
smekni.com

Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом (стр. 4 из 11)

Среди приглашенных гостей были представители всех народов, находившихся в состоянии войны или конфликта на Ближнем Востоке. Впервые были представлены послы из Судана, Ливии, Ирака, Ливана, Иордании и ЛАГ. Присутствовали также представители Израиля и ООП. Во главе делегации Назарета был его мэр Тауфик Зайад. Присутствовал также и упоминавшейся выше архиепископ ИларионКапуччи.

М.Саббах по прибытии в Рим заявил, что он считает, что его назначение это чисто религиозное дело; этот пост сам по себе безусловно ко многому обязывает[41].

Ватикан стремился таким образом продемонстрировать символический жест доброй воли в отношении установления мира на Ближнем Востоке. Израильский представитель Мирон Гордон в обязанности которого входили поддержание неофициальных отношений Израиля (де факто) с Ватиканом, заявил газете "Джерузалем пост", что он находился рядом с польской делегацией и видел арабских представителей только издалека[42].

Ватикан подчеркивал, что назначение М.Саббаха не имело политического значения. Но он также отметил, что оно вызвало большой интерес и гордость со стороны арабов, потому что было своеобразным фактом, свидетельствующим о позиции Ватикана в отношения ухода Израиля с оккупированных территорий[43].

По мнению одного из представителей Ватикана большое значение имел тот факт, что на церемонии присутствовали послы почти всех ближневосточных стран и Папа Римский приветствовал их лично по окончании Мессы[44].

Следует подчеркнуть, что Израиль беспокоила позиция Ватикана по палестинской проблеме. 15 октября 1989 г. Папа Римский выступил с речью с балкона дворца на площади св. Петра, в которой высказал "свое глубокое сочувствие законным требованиям палестинского народа". В октябре того же года израильский министр без портфеля, ответственный за арабские проблемы, Эхуд Олмерт(Ликуд) заявил, что позиция Иоанна Павла II по отношению к палестинскому народу свидетельствовала о якобы "избирательном сочувствии", "высказывания Папы тенденциозны" и демонстрировали, что Ватикан по–прежнему равнодушно относился к судьбе еврейского народа. Израильский министр выразил пожелание, чтобы Католическая Церковь в будущем придерживалась более "справедливого" отношения к еврейскому народу.

Общеизвестно, что Израиль провозгласил себя не только чисто еврейским государством, но и центром собирания евреев, проживающих в различных странах мира. Эмиграция евреев в Израиль, поддержка евреями внешнеполитического и внутриполитического курса Израиля стала одной из основных задач еврейской диаспоры. Ватикан учитывал этот факт и считал целесообразным использовать еврейскую диаспору в своих отношениях с Израилем. Так, в начале 90–х годов Иоанн Павел II начал активно контактировать с евреями диаспоры. В марте 1990 г. Римский Папа встретился с Американским еврейским комитетом (АЕК). Во время встречи он подчеркивал важное значение для Римской Католической Церкви во всех странах развивать сотрудничество между христианами и евреями[45]. Представители ЛЕК выразили глубокую озабоченность евреев сообщениями о возрождении антисемитизма в Советском Союзе и странах Восточной Европы. Со своей стороны Ватикан подчеркивал, что Римская Церковь выступает против антисемитизма, считая это одним из путей сохранения демократических достижений в вышеуказанных странах[46].

В этой связи привлекает внимание встреча в конце 80–х годов тогдашнего главы СССР М.Горбачева с Иоанном ПавломII. Тогда особенно остро стоял вопрос об установлении официальных отношений между Ватиканом и СССР, постольку таким образом можно было напрямую вести переговоры о проблемах Католической Церкви в СССР. Президент СССР М.Горбачев заявлял, о своей готовности непосредственно познакомить Папу Римского с развитием перестройки и обсудить вместе с ним инициативы, которые необходимы были с целью создания в Европе "общего дома". Согласно оценкам Ватикана такие шаги главы СССР были вызваны несколькими причинами. Во–первых, стремлением добиться одобрения Ватиканом перестройки, что помогло бы сделать ее более притягательной для тех кругов на Западе, которые относились к ней с недоверием. Во–вторых, ощущалась потребность в сдерживающем начале Святого Престола, в частности в таких "горячих точках", как прибалтийские республики, где Католическая Церковь имела влияние в Национальных фронтах. В–третьих, желанием иметь прямую телефонную связь с Папой на случай чрезвычайных международных обстоятельств и внутренних конфликтов. И для уравновешивания действий американских представителей, часто довольно влиятельных в Папской канцелярии[47], а если брать шире, то и в странах Запада, а также на Ближнем Востоке.

Особенно привлекательными для Иоанна Павла II стали идеи экуменизма после краха коммунистического режима в бывшем СССР. При этом, по мнению Римского Папы, крах коммунизма не стал результатом прямого вмешательства Божественного проведения, это было бы большим упрощением. Коммунизм как система рухнул вследствие собственных ошибок и пороков[48]. Одновременно, по мнению Папы, христианство и его ценности являются вечными.

Следует учитывать, что в рассматриваемые годы шел процесс улучшения отношений Израиля с СССР.

Улучшение отношений христианства с иудаизмом шло параллельно со стремлением различных христианских концессий объединиться. Однако на вопрос, почему среди христиан нет единства Папа Римский отмечал два момента: первый, (негативный) – разделение является результатом грехов христиан; второй (позитивный) – подобное разделение позволило Церкви выявить все богатства, содержащиеся в Евангелии, которые иначе могли бы остаться неизвестными[49].

На развитие отношений Израиля и Ватикана имели влияние не только внешние и внутренние факторы, происходившие в христианском мире и на международной арене в целом, но и те изменения, которые произошли в позиции самого Израиля к проблеме ближневосточного конфликта. Израиль начал занимать более гибкую позицию, созревали предпосылки для начала интенсивных переговоров Израиля с арабами с целью урегулирования арабо–израильского конфликта.

В рассматриваемые годы Израиль стремился установить официальные дипломатические отношения с Ватиканом, но Папа Римский во время встречи в 1990 г. с АЕК не касался этого вопроса. В то же время Ватикан подчеркивал, что его усилия направлены на улучшение отношений с евреями и они "отражали общее желание улучшить взаимопонимание и добиться большей гарантии в отношениях". По мнению Ватикана улучшение отношений с евреями могло принести пользу как христианским общинам, так и усилить борьбу за справедливость и мир, особенно в Палестине и, в частности, в Иерусалиме, который считается Святым городом для миллионов верующих – евреев, христиан и мусульман[50].

Постепенное укрепление международного имиджа Израиля заставляло считаться с его политикой, весом на Западе и в третьем мире. Важное значение имело и то, что сотрудничество между христианами и евреями безусловно должно было внести свой значительный вклад в демократическое развитие Центральной и Восточной Европы[51].

Поэтому Папа Римский заявлял в рассматриваемые годы, что перед каждой местной церковью стоит задача развивать сотрудничество между христианами и евреями.

На встрече в Ватикане в конце 1990 г. Иоанна Павла II с еврейскими лидерами председатель Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям (МЕКМК) СеймурРейч призвал Папу установить дипломатические отношения с Израилем и выразил обеспокоенность вспыхнувшей новой волной антисемитизма в Польше – на родине понтифика[52].

Характерно, что встречи между еврейскими лидерами и римскими католиками происходили на самом высоком уровне в течение трех лет. Папа Римский высказал пожелание посетить Святую Землю.[53]