Смекни!
smekni.com

Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом (стр. 7 из 11)

Распад Советского Союза, а также крах коммунистических режимов в Восточной Европе остро ставили на повестку дня международных отношений проблему суверенизации и демократизации. В связи с этим, значимость ближневосточного конфликта и нерешенность палестинской проблемы значительно возросла. Поэтому неудивительно, что Ватикан из года в год возвращался к этой проблеме, уточняя и подтверждая свою позицию. Отношения Ватикана с арабскими странами также накладывали свой отпечаток на развитие его отношений с Израилем. Наиболее острой в отношениях Израиля и Ватикана оставалась все та же проблема Иерусалима. Ватикан считал необходимым решить палестинский вопрос и обеспечить гарантии для Иерусалима как города, священного для трех великих религий – иудаизма, христианства и ислама, прежде чем согласиться на полное дипломатическое признание Израиля. Ватикан также выражал опасения, что установление дипломатических отношений с еврейским государством может создать проблемы для христианских меньшинств в некоторых арабских странах.

Прогресс на переговорах по вопросу об установлении дипломатических отношений стал возможным благодаря подписанию в сентябре 1993 г.договора между Израилем и ООП о соблюдении "ограниченной палестинской автономии". Рабочие группы передали свои выводы высокопоставленным лицам в Министерстве иностранных дел Израиля и в Государственном секретариате Ватикана. Основополагающее соглашение, выработанное рабочими группами, состояло из 14 пунктов, которые охватывали вопросы, представлявшие взаимный интерес, такие, как юридический статус Церкви в Израиле и на его территориях, налогообложение, передвижение верующих и отношение к антисемитизму. Более широкие проблемы, такие, как палестинский вопрос и международные гарантии в отношении Иерусалима, не затрагивались и предполагалось, что они будут рассмотрены на мирных переговорах по Ближнему Востоку в Вашингтоне. Одним из 14 пунктов соглашения было установление дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом.

Следует отметить, что одним из главных действующих лиц в переговорах, предшествовавших подписанию соглашения об установлении дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом был отецДавид–МарияЕгер,когда–то религиозный еврей, носивший вязаную кипу и учившийся вгимназии им. Цейтлина в Тель–Авиве. Отец Егер сердился, когда его называли бывшим израильтянином или бывшим евреем. "Я прожил здесь большую часть моей жизни, – говорил он. – Голосовал на выборах и до сих пор читаю израильскую прессу. У меня здесь много друзей и родственников".

В 1981 г. Давид Егер стал монахом–францисканцем. В 1986 г. защитил в Ватикане докторскую диссертацию, которая была посвящена взаимоотношениям между государством и христианской церковью в Эрец–Исраэль. Он стал главным экспертом Ватикана по вопросу юридических отношений с Израилем. Когда начались переговоры, его назначили советником, а затем он стал главойватиканской делегации."Меня назначили на этот пост не потому, что я еврей, а потому, что я – специалист в этой области," – говорил Егер[77].

Подписание в Иерусалиме соглашения ознаменовало торжественныйфинал "двух тысяч лет недоверия" между католиками и евреями. Соглашение признавало исключительное значения Святой Земли для представителей обеих конфессий, т.е. христиан и иудеев, а также для всего мира.[78]

Высокие договаривавшиеся стороны брали также на себя моральное и правовое обязательство давать отпор антисемитизму, расизму и религиозной нетерпимости[79].

Церемония подписания соглашения, состоявшаяся 29 декабря 1993 г. в Ватикане, определяла порядок установления дипломатических отношений между СвятымПрестолом и Государством Израиль.

Сразу после подписания соглашения между Израилем и Ватиканом должен был произойти обмен специальными посланниками, а четыре месяца спустя стороны должны были обменяться послами и установить между собой дипломатические отношения в полном объеме.

По соглашению в начале 1994 г. должна была приступить к работе совместнаяизраильско–ватиканская комиссия, в задачи которой должно было войти поощрение христианского паломничества в Святую Землю[80].

Таким образом соглашениепродемонстрировало сближение двух государств. От этого соглашениявыигрывали не только представители трех мировыхрелигий.Израиль принимал во внимание тот "моральный авторитет, который имелся у Католической Церкви" и рассчитывал, учитывая, что он в течение долгого времени подвергался международному бойкоту, на получение от Ватикана "неоспоримого благословения". В свою очередь Святой Престол воспринимал происходящее как "возвращение на Святую Землю"[81].

Характерно, что Иоанн Павел II неоднократно высказывал пожелание совершить молитву на Святой Земле во имя мира между евреями и арабами, между иудеями и мусульманами[82].

В итоге 1994 г. характеризовался беспрецедентной дипломатической активностью: 19 января Папа Римский послал в Израиль своего представителя; 11 февраля специальный представитель Израиля в Ватикане посетил Папу Римского; 17 марта премьер–министр Израиля Ицхак Рабин посетил Ватикан; 15 июня между Израилем и Ватиканом были установлены официальные дипломатические отношения[83]; 28 июня Святой престол назначил посла в Израиле. В августе 1994 г. первый посол Ватикана в Израиле архиепископ АддреДи–Монтезимелло вручил верительные грамоты президенту ЭзеруВейцману.Ди–Монтезимелло заявил, что Ватикан рассчитывал на свое участие в определении статуса Иерусалима[84].