Смекни!
smekni.com

Межэтнические и межконфессиональные конфликты в Судане (стр. 1 из 3)

Для внутриполитической жизни полиэтнического и поликонфессионального Судана характерно наличие в постколониальный период ряда конфликтов и трений, трудно поддающихся урегулированию. В прошлом они не раз являлись причиной широкомасштабных вооруженных столкновений, гражданской войны между мусульманским Севером, где преобладает арабское население, и Югом, где большинство жителей составляют представители негроидной расы, часть из которых - христиане либо язычники. Своими корнями вооруженные конфликты в Судане, как и в ряде других африканских стран, уходят не только, а во многих случаях не столько в колониальное прошлое, сколько в постколониальный период истории. На это, в частности, указывает то обстоятельство, что многие конфликты и войны на Африканском континенте возникали на протяжении последнего полувека уже после обретения африканскими странами политической независимости.

Эти конфликты, гражданские войны (и внутрисуданские не являются исключением) сопровождаются огромными человеческими жертвами, дезорганизацией общественной и хозяйственной жизни, невосполнимыми материальными потерями. Межэтнические и межконфессиональные трения и вооруженные столкновения, принимающие затяжной характер междоусобные войны создают угрозу утраты государственности, формируют огромный конфликтогенный потенциал, который чреват тяжелыми последствиями для самих этих стран, соседних государств и близ расположенных регионов, для Африканского континента и, наконец, для человеческой цивилизации в целом. Достаточно сказать, что в ходе внутрисуданских конфликтов за последние более чем три десятилетия погибло свыше 2 млн. человек, примерно 4 млн. суданцев стали беженцами, из которых около 1 млн. вынуждено было бежать за пределы страны. Каждый день внутрисуданских конфликтов обходился Судану, относящемуся к наименее развитым государствам мира, более чем в 1 млн. долл. И без того неблагополучная во многих отношениях, эта страна в условиях искусственно проводившейся правившими режимами исламизации стала превращаться в один из центров международного терроризма, выступившего под знаменем религии.

Факторы, послужившие основой для вспышки вооруженных конфликтов в Судане уже в условиях политической независимости, имеют как историко-цивилизационный, в том числе этнический и религиозный, так и экономический характер. Но главным образом они порождены социально-политическими причинами.

Как и во многих странах Африки, в Судане границы сложились в колониальный период, в известной мере искусственно и пролегли по районам проживания и миграции нескольких этносов и поселенческих общностей. Новейшая история народностей Судана была наполнена конфликтами за контроль над естественными природными источниками существования - пахотными угодьями, пастбищами, караванными путями, источниками воды и т.д. Отсутствие уже в постколониальную эпоху заметного прогресса в экономическом развитии консервировало высокую, почти полную зависимость численно быстро растущего местного населения от природных факторов существования и служило мощной подпиткой накопления в стране конфликтогенного потенциала.

Непосредственными и главными причинами вооруженных конфликтов в этой крупнейшей африканской стране явились неэффективное управление, широкомасштабная коррупция, губительная политика авторитарных режимов, осуществлявших насильственную исламизацию районов, населенных христианами и последователями языческих религий (анимистами). Негативную роль сыграла и непопулярная, если не сказать авантюристическая, экономическая политика, проводившаяся центральными властями, которые нередко сознательно раздували конфликты между различными этносами и конфессиями, партиями и политическими движениям и ради сохранения своего контроля над различными регионами страны.

Основные современные конфликты в Судане - порождение губительной политики правивших в стране режимов, следствие других вышеотмеченных внутренне взаимосвязанных факторов. Центральная власть на Севере страны своей политикой насильственной исламизации Юга, произвола и грубого давления на оппозиционные силы и мятежные племена и территории с использованием армии и других силовых структур не раз провоцировала подъем антиправительственных вооруженных движений и противостояния. Их активизация, наблюдаемая с середины 50-х годов, сопровождалась вспышками гражданской войны - в 1983 г., неоднократно в 90-е годы ХХ в., происходила на фоне затяжного экономического кризиса и обострения социальных проблем (низкий, полунищенский уровень жизни подавляющей массы населения, гиперинфляция, безработица в городах и т.п.). В этих условиях в различных регионах Судана на протяжении последних десятилетий сложилась массовая социальная база для организации всевозможных антиправительственных протестных движений и групп, а также полуанархических и даже откровенно бандитских вооруженных формирований.

На протяжении второй половины ХХ - начала ХХIв. в Судане оформилось несколько очагов открытого противостояния между населением отдельных регионов и провинций и центральным правительством страны. Длительное время крупнейшим из этих очагов был христианский Юг страны. В последний период, в основном в этом десятилетии, вооруженное сопротивление охватило ряд других провинций и территорий на западе и востоке страны, в том числе с преобладанием арабского населения - Дарфур, провинции Южный Кордофан/Нубийские горы и Голубой Нил, особую территорию Абьей. Носившие в основном латентный характер конфликты обострились и приняли форму вооруженного противостояния не без влияния на него того успеха, которого добились южане на переговорах по урегулированию конфликта между южной и северной частями страны.

Антиправительственные движения постепенно структурировались политически и в условиях размаха, близкого к гуманитарной катастрофе, приобретали массовый характер. Причем наряду с политическим ядром, выступающим в качестве лидера движения, существуют и периферийные политические организации, процесс становления которых еще в полной мере не завершен. Это касается главным образом относительно новых очагов сопротивления - на западе и востоке Судана, для которых характерна достаточно острая внутренняя борьба за лидерство, продолжающаяся и поныне.

Несмотря на значительное число и масштабы новых очагов антиправительственных движений в Судане, острейшим остается конфликт между Севером и Югом, от решения которого во многом зависит судьба всех прочих.

В ходе наиболее ожесточенного и длительного конфликта - между Севером и Югом - ни одна из противоборствующих сторон не добилась силовыми методами поставленных целей. Центральные власти не смогли подавить вооруженное сопротивление южных провинций. В свою очередь, южанам не удавалось достичь признания Хартумом их права на широкую автономию (включая право на выход из состава Судана) и принудить центральные власти к его практической реализации.

Сложившаяся тупиковая ситуация не устраивала ни одну из сторон противоборства, так как вела к еще большему углублению кризиса, принявшего системный характер, и к полномасштабной гуманитарной катастрофе. В этих условиях центральным властям и их оппонентам не оставалось иной разумной альтернативы сложившемуся положению кроме политических переговоров об урегулировании. Тем более, что их проведения все более настойчиво требовали ведущие мировые державы, авторитетные международные организации, Африканский союз (АС), лидеры многих африканских стран.

Начавшиеся при участии международных посредников на рубеже 60-70-х годов ХХ в. переговоры между Хартумом и южносуданскими повстанцами в течение продолжительного времени не давали ожидаемого результата. Хартум использовал переговорный процесс для затяжки решения вопроса, ключевым элементом которого являлось удовлетворение права южносуданских повстанческих движений на широкую автономию. И хотя представители южносуданских повстанцев неоднократно заявляли, что отделение Южного Судана и образование самостоятельного государства не является их целью, центральные власти рассматривали практическую реализацию требования о широкой автономии как шаг в направлении раздела Судана на северную (мусульманскую) и южную (христианскую) части с последующим провозглашением независимости последней. Преобладание в Хартуме подобной оценки являлось одним из основных факторов, блокировавших подвижки в позиции правящих режимов, значительно ослабленных постоянными распрями в политических кругах страны, переворотами, в целом внутриполитической нестабильностью, глубоким, по сути, системным социально-экономическим кризисом.

Показательно, что Хартум был все же вынужден пойти на признание права южных провинций Судана на автономию, но в рамках единого Судана, подписав в 1972 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе соглашение с повстанцами.

Однако за этим и другими соглашениями и следовавшими за ними временными мирными передышками, сопровождавшимися интеграцией вооруженных и политических структур повстанцев в общесуданские институты власти и политические организации, следовала очередная вспышка еще более ожесточенного вооруженного противостояния: достигнутые промежуточные соглашения, в частности в 1972 г., не вели к окончательному урегулированию проблемы. Такое развитие событий было связано главным образом с позицией центральных властей, опасавшихся реально происходившего после достижения договоренностей и начала их выполнения укрепления роли и влияния повстанцев и нараставшей угрозы последующего раздела страны, провозглашения независимости южных провинций3.

Провал многочисленных попыток решения главной внутрисуданской проблемы политическими мерами показал, что поскольку конфликт имеет комплексный характер, его ликвидация нуждается в системе мер и четко спланированных действий, учитывающих природу конфликта, длительный опыт попыток урегулирования, а также гарантий выполнения сторонами принятых на себя обязательств при сохранении инициативной роли международных посредников.