Смекни!
smekni.com

Организация работы руководителя учреждения культуры с персоналом (стр. 30 из 31)

Следующий компонент— эмблема, которая может иметь исполнение как на основе изобразительного сим­вола (привлекательный зверек, растение, здание, архи­тектурный или ландшафтный силуэт, фигурка, про­филь и т. п.) или специально выполненного написания; аббревиатуры, или как их комбинация.

На фирме могут быть приняты особые шрифты, неиспользуемые в документах, по которым легко распознаются материалы именно данной фирмы. Могут быть при­няты и определенные цвета, а то и цветовая гамма, ис­пользуемые в документации, рекламе, оформлении, одежде сотрудников и т. д. На некоторых фирмах принимаются также звуковой или музыкальный символ фирмы: звук, интонация, музыкальная тема. Они могут использоваться в организации распорядка рабочего дня, при проведении мероприятий, как позывные, в рекламе. Возможно также использование фирменных запахов, спе­циальных дезодорантов, освежителей и т. п.

За рубежом получили распространение лозунги фир­мы (слоганы)— фразы, в которых кратко выражены жизненная позиция и миссия фирмы – как бы «кредо», «символ веры» ее сотрудников от высшего руководства до рядового персонала.

Перечисленные-основные элементы информационно­го дизайна важны тем, что они создают систему знаков, информирующих о фирме, о ее существовании, о ее при­сутствии «здесь и сейчас», и которые могут участвовать в других, более сложных проявлениях фирменного сти­ля, в том числе и того же информационного характера. Так, на основе эмблемы, названия, шрифтов и цвета вы­рабатывается логотип – особое написание названия фир­мы и ее юридического адреса, которое используется в бланках – «шапка» документов (писем, приказов, инструкций и т. д.) на конвертах, визитках, сувенирах, знач­ках. Нередко разработкой логотипа, бланков, конвертов и визиток ограничивают выработку «фирменного сти­ля», заказывая такую разработку у специалистов-дизайнеров. Однако информационный дизайн, а тем более, фир­менный стиль – вещь и проблема более серьезная и ком­плексная. Например, компоненты информационного дизайна могут использоваться в оформлении рабочих мест, офиса фирмы, внешнего облика работников и т. д.

Архитектурный дизайн включает в себя внешний вид здания (или подъезда), размещение построек, их пла­нировку. Речь идёт не обязательно об архитектурном проекте, застройке и т. п. Но важно помнить, что для репутации фирмы важен и адрес офиса, здание (приспо­собленное или новострой), вид фасада, табличка с наиме­нованием, благоустроенность подхода и подъезда ко вхо­ду, оформление и чистота самого этого входа.

Оформительский дизайн (дизайн оформления) пред­полагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений, рабочих мест, приемных. Речь идет не только об интерьере, мебели, оборудовании и оргтехнике. Важ­но, например, чтобы посетитель или начинающий работ­ник легко ориентировались во внутренних помещениях. Поэтому очень полезно продумать систему указателей, с помощью которых можно было легко ориентироваться в коридорах и помещениях фирмы.

Внешний облик сотрудников, включая одежду, при­ческу и макияж, может иметь различную степень норма­тивности – от униформы, спецодежды до просто мелких деталей одежды, использующих фирменный стиль (гал­стук, нагрудный знак, цветок и т. д.). То же касается и прически. Не обязательно всем сотрудникам делать одну и ту же прическу или пользоваться одинаковым макия­жем. Может быть принята и система простейших запре­тов («как не принято») на внешний вид персонала.

Информационный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн оформления и внешний облик могут стать предметом специальной целостной разработки проекта сис­темного (программного) дизайна фирмы, что, разуме­ется, требует привлечения высококвалифицированныхспециалистов-дизайнеров. Важно только помнить, что никакой проект не может создать «с нуля», «из головы» фирменный стиль и организационную культуру. В конечном счете перечисленные дизайновые составляющие выражают и воплощают определенную культуру уп­равления, работы, общения и человеческих отношений, личную культуру руководства и работнике» фирма. Эти вопросы тесным образом связаны е проблемами психологии управления, культуры руководства и т. д. Назовем те их компоненты, которые определяют органи­зационную культуру и фирменный стиль.

Стиль управления выражает не только культуру руководства и подчиненных, но и определенную степень зрелости коллектива. Это к соблюдение ритмичности в работе, равномерность распределения заданий и сроков, и определенная работа по разрешению и профилактике конфликтов и т. д. и т. п. Хотя опыт показывает, что решающую роль здесь играет личность руководителя, накладывающая неповторимый отпечаток на стиль и культуру управления, режим работы, ее ритм, распреде­ление заданий и контроль исполнения.

Стиль деловых отношений – важнейший компонент, по которому партнеры, посетители ж другие судят об орга­низационной культуре фирмы. Обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность, оператив­ность – наилучшее свидетельство надежности фирмы, вызывающее доверие к ней и ее руководству, сотрудникам.

Стиль поведения определяет как характер общения, так и поступки работников фирмы (как в рабочее, так и в свободное время), Общение включает в себя как вер­бальные, так и невербальные аспекты. Поэтому для фир­менного стиля важны не только манеры ее сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, и культура их речи, их способность понятно выражать свои мысли инамерения, их поведение особенно публичное) во внерабочее время, личная жизнь.

Личная культура – наиболее полное и в то же вре­мя трудноуловимое выражение организационной культуры и фирменного стиля. Если руководитель не занима­ется сознательным выстраиванием собственного имид­жа, то особенности его личности, а нередко и патологии, переходят на организацию в целом. В связи с этим мож­но даже говорить об определенных типах патологичес­ких организаций:

• «Параноидальная» – фирма, в которой царит недо­верчивость, страх риска, боязнь происков вражеско­го окружения и т. д.;

• «Принудительная» – организация, в которой доми­нирует любовь к мелочам, все предписано, расписано и систематизировано, строится на иерархии власт­ных отношений, а необходимые решения постоянно откладываются;

• «Драматические» – организации, в которых рабо­та – непрерывная инсценировка и представление, импульсивные действия, целиком направленные на закрепление ореола гениальности самовлюбленного шефа. Принимаемые решения при этом оказываются внезапными озарениями руководства, а отношения сотрудников либо экзальтированно идеализируются, либо скатываются к демонстративному пренебрежению (опала со стороны шефа);

• «Депрессивные» – организации, в руководстве кото­рых вакуум власти, а деятельность сотрудников бесцельна и бессмысленна;

• «Шизоидная» – организация, руководитель кото­рой предстает холодным, отрешенным, замкнутым, даже страшноватым загадочным сфинксом. Он не дает четких и ясных указаний, говорит загадками, дистанцируется от подчиненных. В таких организа­циях почти отсутствует интерактивное начало, а ва­куум власти очень быстро заполняется игрой инте­ресов среднего звена.

В этом пункте мы доходим уже до требований к обра­зованию, особенностям личности сотрудников и менед­жеров, их нравственной культуре – к тому, с чего начи­нается и чем кончается любой менеджмент и любое чело­веческое дело – человеческой личности. Давно сказано: «Бытие коренится в сердце души человеческой», – эти слова в полной мере относятся и к менеджменту.

Приложение

Тест «мотивация к успеху»

(тест на оценку силы мотивации к достижению цели, к успеху предложен Т. Элерсом).

Приведенный тест используется в комплексе с приведенными ниже тестами «Какая у вас мотивация к успеху? и «Мотивация к избеганию неудач».

Вам предлагается 41 утверждение. Каждое из них подтвердите ответом «да» в случае согласия или «нет», если вы его не разделяете.

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами; то его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу полнос­тью выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на «карту».

4. Когда возникает проблемная, ситуация, я чаще всего при­нимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным челове­ком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.