Смекни!
smekni.com

Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска) (стр. 6 из 19)

Показатели душевого денежного или совокупного дохода образуются в результате внутрисемейного перераспределения и, естественно, зависят от типа и размера семьи, соотношения в ней работающих и иждивенцев. Однако с развитием рыночных отношений, в частности фермерского хозяйства и малого предпринимательства, возможно придется по опыту зарубежных стран переходить к учету в качестве доходной ячейки домохозяйства, независимо от того, является ли оно семейным, или его члены объединены только совместным проживанием.

Естественно, что в условиях ограниченных ресурсов социальная политика направлена в первую очередь на поддержание уровня жизни нетрудоспособных. Однако нельзя упускать из виду необходимость создания для трудоспособных благоприятных условий для самообеспечения.

Слабость распределительной политики заключена и в самой системе назначения социальных выплат, из-за чего нарушается принцип адресности и происходит распыление ресурсов. В этом повинно в первую очередь несовершенное законодательство. Чтобы оценить масштабы необоснованных расходов, достаточно отметить выплату пенсий в полном размере работающим пенсионерам, индексацию общего размера пенсии, а не прожиточного минимума в ее составе, выплату надбавок к пенсиям, компенсации на удорожание товаров для детей, без учета материального положения семей.

Система социальной защиты не определяется только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает в себя защиту и лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охраны труда и др.) и его оплаты (установление минимальных ставок заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнение.

1.2 Определение, методы измерения и оценки уровня бедности

Социальная политика, прежде всего, имеет в виду проблему бедности, определяя пути ее ограничения и предупреждения, институты и формы помощи нуждающимся, поскольку бедность рассматривается государством как кризисное состояние в области уровня и образа жизни, преодолеть которое индивид не может полностью собственными силами.

Развитие научного подхода к изучению бедности начинается с момента смены традиционного общества индустриальным, когда она становится проблемой, связываемой с процессами индустриализации и социального реформирования. С этого момента происходит смена установок по отношению к бедным и бедности вообще в массовом сознании и социальной мысли, выделение проблемы в особую сферу познания и поиск научных методов ее видения и разрешения. Законченную формулировку нового видения бедности индустриальной эпохи представила социальная мысль XIX века, заложившая фундамент современной теории бедности и считавшая бедность либо нормой, либо отклонением от норм.

Признание функциональной связи капитализма и бедности привело к рассмотрению явления либо через экономические факторы, сквозь призму экономических отношений и универсальных критериев нужды, выраженных в количественных показателях (сумма дохода, стоимость средств существования и т.д.); либо через физиологические факторы, представленные в виде количества средств существования, необходимых для поддержания физической дееспособности; либо через социальные факторы. Исследователи, обозначив проблему бедности, искали универсальные, абсолютные и количественные характеристики ее проявлений. Общим принципом было рассмотрение бедности через определение ее причины. А в зависимости от точек зрения по этому вопросу предлагалось либо реформировать общество и его социальную структуру, либо изменить человека, самих бедных и их семьи. Качественное изменение восприятия и объяснения бедности происходит с середины XX века, когда оказались тщетными все попытки преодолеть ее экономическими и политическими методами. Было признано, что бедность — это системное, многомерное явление и постоянно меняющаяся величина. [5, С.15]

Критериями ее определения стали признавать возможность и способность следовать преобладающим стандартам потребления и образу жизни большинства населения, а также удовлетворенность своим социальным положением. Очевидно, это более сложная характеристика бедности, чем материальные ресурсы или экономические отношения, или социальные факторы. В 90-ые годы XX века восприятие бедности все более соотносится со стилем (образом) жизни. Образ жизни бедного человека представляется как наличие проблемной связи с первичной группой (семьей), профессиональной группой, социальными службами и местом обитания, вследствие чего наступает невозможность или (и) неспособность включиться в динамику изменений, происходящих в обществе. Ряд авторов в последние годы относит бедность в обществе к этическим категориям. В рамках традиционной культурной семантики, быть бедным — значит быть менее способным, неудачником. Бедный — неудачник с точки зрения естественного отбора. А значит, современное государство не должно включать бедность в свою культуру, оставляя ее в собственном замкнутом пространстве. Бедный для автора этой концепции — носитель культуры, которая не может быть включена в другую культуру.

Следует признать, что современная бедность имеет, в самом деле, широкое многообразие форм, специфических для разных социальных групп, проживающих в зонах бедности и в этом смысле, очевидно, возможно формирование и функционирование субкультуры бедных. Но это означает, что для изучения современной бедности нужны теории и измерительные инструменты, адекватные ее сложной структуре. Россия, с точки зрения проблем бедности, в научном плане представляет особый интерес. Специфика, степень распространенности и длительность бедности населения советского государства придают этой проблеме особый оттенок. Очевидно, что применительно к территории бывшего СССР бедность нельзя рассматривать вне контекста особенностей сложившейся социально-политической системы. Для бывших социалистических стран проблема бедности сегодня, как представляется, в значительной степени не экономическая, а общественно-политическая и социально-психологическая. Несомненно, также, что бедность — это состояние общества, которое, наряду с экономическими, социальными, психологическими характеристиками, имеет исторические корни.

Российскими социологами определение понятия бедности наиболее продуктивно рассматривается во взаимосвязи с понятием богатства, где бедность и богатство трактуются в рамках теории социального развития и благосостояния общества. При этом, благосостояние общества есть совокупность материальных, духовных и социальных благ, находящихся во владении, распоряжении и пользовании отдельных субъектов, социальных групп, общества в целом, предназначенных для удовлетворения потребностей личности. В любом обществе складывается обусловленное представление об уровне и качестве благосостояния, достаточных для нормальной жизнедеятельности человека, для обеспечения условий его физиологического, нравственного и социального воспроизводства. Это представление выступает как социальная норма, а обеспеченность благами ниже нормы, принятой данным обществом, рассматривается как малообеспеченность.

Таким образом, состояние бедности — это несоответствие уровня потребностей и возможностей их удовлетворения. При этом, это несоответствие может наступать в силу разных причин: из-за нарушения социальных связей или из-за неразвитости потребления. Но тогда единственно возможным механизмом установления соответствия между возможностями и потребностями в данной модели будет наличие "третьей" силы. В роли последней может выступать государство, партия, церковь или все вместе, либо в разных комбинациях. Однако, к примеру, государство может представлять группы, которые не заинтересованы в преодолении такого несоответствия, но таким образом преодоление бедности в таком обществе становится невозможным. Следует признать, что главным ресурсом и фактором социального развития любого общества является личность. В том случае, когда интересы личности деформируются (например, подавляются государством, партией или социальной группой), когда она не имеет возможности формировать собственное благосостояние, потому что не имеет доступа ко всей совокупности материальных, социальных и духовных благ, которыми располагает в данный момент данное общество, для нее наступает состояние социального дискомфорта. При этом, последнее трансформируется вначале в чувство социальной несправедливости, а затем состояние социальной напряженности.

Таким образом, бедность — это состояние, которое характеризуется отсутствием доступа личности к совокупности материальных, социальных и духовных благ, имеющихся в данном обществе в данное время, и на основе которого формируются чувства социальной несправедливости, социальной напряженности. И в этом смысле, бедность — это социально-психологическое состояние.

При этом, представляются очевидными внешние формы такого социального явления как бедность. Основными проявлениями бедности как социально-психологического состояния будут являться социальное самочувствие, и социальная напряженность личности во всех ее модусах: семья, социальная группа и т.д.

Основных методов измерения бедности в мировой практике несколько: [5, С.25]

¾ нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора) иначе — минимальной потребительской корзины;

¾ статистический, когда в качестве бедных рассматриваются либо 10-15% в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов, либо часть этого ряда;