Смекни!
smekni.com

Понятие cамоменеджмента и успеха. История развития самоменеджмента (стр. 2 из 4)

2 История развития самоменеджмента

В истории существует достаточно документальных подтверждений о том, что все великие люди, которые потрясли мир, обладали определенными чертами характера и способностями. Все великие завоеватели, например, обладали непоколебимой верой в то, что поставленная ими цель будет достигнута. В частности, в этом им помогала вера в бога и в свою избранность. Сильнейшие лидерские качества вождей мировой истории позволяли им побеждать войска гораздо более многочисленные, потому что от вождя могла передаваться сила духа всему войску.

Если термин «самоменеджмент» достаточно новый, и пришел с Запада, то содержание предмета и технологии совершенствования человека были известны еще во времена Пифагора.

"Золотые стихи" Пифагора, содержат в себе ту часть его эзотерического учения, которую он и его последователи признали возможным открыть непосвященным. Сообразно трем степеням посвящения, стихи эти разделялись на три части: "Приготовление", "Очищение" и "Совершенствование".

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Должен бессмертным богам приносить ты законную жертву; Веру свою сохранять; чтить память великих героев; Духам земным воздавать обычное им поклоненье.

ОЧИЩЕНИЕ

Мать и отца уважай вместе с родными по крови.

Другом себе избери истинно-мудрого мужа;

Слушай советов его, следуй его ты примеру;

Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься.

Если в твоей это власти, ибо закон непреложный

Тесно связует возможность с необходимостью вместе.

Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,

Так обуздай же в себе мощным усилием воли

Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный.

Равно один и при людях, бойся дурного поступка;

Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.

Будь справедлив и в словах, и в поступках своих

неизменно,

Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона;

Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит,

Помни, что блага земные, как с легкостью людям даются,

Так же легко исчезают. Что же касается горя,

Данного людям Судьбою, - то должен его ты с терпеньем

Кротким сносить, но при этом, сколько возможно стараться

Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги

Мудрых людей не повергнут свыше их силы страданью.

Много путей существует для хода людских рассуждений;

Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде

Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них

настоящий.

Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой,

Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова.

Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни:

Да не смущают тебя поступки и мысли чужие;

Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям.

Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,

Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья;

Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет

И не послужит тебе причиной раскаянья злого.

За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,

Но научися ему; этим ты счастья достигнешь.

Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться

Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы

Тело твое укрепилось, не зная излишеств и лени.

В жизни своей соблюдай, сколько возможно, порядок,

Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает

Зависть людей неизбежно. Бойся скупым быть излишне,

Бойся добро расточать, как те, что не знают работы;

Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит

И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Да не сомкнет тихий сон твои отягченные вежды,

Раньше чем трижды не вспомнишь дневные свои ты поступки.

Как беспристрастный судья их разбери, вопрошая:

"Доброго что совершил я? Из должного что не исполнил?"

Так проверяй по порядку все, что с утра и до ночи

Сделал ты в день - и за все, что содеяно было дурного,

Строго себя обличай, веселясь на добро и удачу.

Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно

И постарайся к нему навсегда привязаться всем сердцем,

Ибо советы мои тебя к совершенству приблизят.

В этом клянусь тебе Тем, Кто вложил в нашу душу Тетраду,

Символ божественной сущности и добродетели высшей;

Но принимаясь за дело, прежде к богам обратися

С жаркой молитвой, дабы с помощью их ты окончил

Дело свое; а когда на пути ты своем укрепишься,

Все о бессмертных богах ты узнаешь, а также о людях,

О разделеньи существ; о Том, Кто в Себе их содержит,

Цепью единой скрепляя, а также о том, что Природа

Мира сего однородна и в Вечном мертвого нет вещества.

Это познав, ты надеждой тщетной себя не обманешь, -

Все тебе будет открыто.

Будешь ты знать еще то, что люди свои все несчастья

Сами своею виной на себя навлекают в безумьи

И выбирают свободно каждый свои испытанья.

Горе несчастным! В своем ослепленьи безумном не видят

Люди, что в их глубине таится желанное счастье.

Очень немного меж нами тех, что усилием могут

Сбросить несчастье с себя, ибо их Рок ослепляет:

Словно колеса они катятся с гор, за собою

Горестей бремя влача и раздоров, что с ними родятся,

Их управляя судьбой незаметно до самой кончины.

Вместо того, чтоб искать ссоры, где только возможно,

Люди должны бы ее избегать, уступая без спора.

Отче Зевес всемогущий! Ты один в силах избавить

Род весь людской от несчастья, Демона им показавши,

Что ослепляет их очи. Все же не должен надежду

Ты покидать на спасенье, ибо божественен корень

Рода людского и тайны Природа ему открывает.

Если же в них ты проникнешь, то скоро окончить ты

сможешь

То, что тебе предписал я. Так излечив свою душу,

Будешь вполне ты свободен от этих работ над собою.

Но воздержися от мяса, оно помешает природе

При очищеньи твоем. Если же хочешь избавить

Душу свою от земного, то руководствуйся свыше

Данным тебе пониманьем. Пусть оно правит судьбою!

После того как очистишь душу свою совершенно,

Станешь ты богом бессмертным, смерть раздавившим стопою.

В то же время, в Индии широкое распространение имели ведические знания о самосовершенствовании человека, тесно граничащие с религией, в основе которой лежит учение о реинкарнации. И на протяжении последних двух тысяч лет, эти знания передавались из поколения в поколение. Менялась форма их изложения, со сменой эпох, у человечества менялись тенденции и устремления, но принципы самосовершенствования в целом оставались прежними. Во все времена, человек стремился к счастью, но время меняло понимание у людей счастья. Если на Востоке, в основном люди стремились к духовным богатствам, развитию внутренних качеств личности, (26 качеств святой личности перечисленные в «Бхагавад-гите»: бесстрашие, чистота сознания, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, простота, ненасилие, правдивость, отсутствие гнева, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления искать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость (доброта), смиренность, решимость, целеустремленность, всепрощение, стойкость, чистота, отсутствие зависти, отсутствие стремления к почестям (скромность)). То на Западе, люди в основном стремились к накоплению материальных благ, развитию технических средств и усовершенствованию технологий уничтожения.

Одними из первых признаков практических применений технологий современного самоменеджмента, известны по трудам ученого и американского президента Бенджамина Франклина, которого еще называли «американским Ломоносовым».

В относительно молодом возрасте Франклин поставил себе цель: достижения морального совершенства. Он желал жить, никогда не совершая никаких ошибок, победить все, к чему могли толкнуть его естественные склонности, привычки или общество и разработал систему развития в себе 13 добродетелей.

Вот названия этих добродетелей с соответствующими наставлениями:

1. Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.

2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

3. Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.