Смекни!
smekni.com

Не Москва ли за нами? (стр. 2 из 6)

Укрепленная Москва вселяла в ордынцев страх и ужас. В 1480 году хан Ахмат, заручившись поддержкой польско-литовского князя Казимира, предприняв поход к столице, так и не дошел до нее. Постояв некоторое время на Угре, близ Калуги, без видимых причин войско повернуло вспять, несмотря на то, что москвичами не предпринималось серьезных действий. Москва вновь была спасена Божьим промыслом.

Укрепившись духом, Иван III впервые отказывает ордынцам в уплате дани. Дабы защититься от последующих набегов и усилить кремлевские укрепления, изрядно обветшавшие и ослабленные пожарами, царь приказывает возвести новую кремлевскую стену, такую, как мы привыкли ее видеть - из красного кирпича.

"...И нарекошу граду имя Китай".

Но этого было уже мало. Западная граница находилась почти под боком, она проходила через Ржев, Волок, Можайск, Верею. Когда приближался враг, за стены пряталось не только население всего огромного города - вместе со всею живностью и имуществом, - но и люди из дальних мест, иногда пришедшие из сел под Можайском, Звенигородом, Коломенским, Тушином... Население устремилось вместе со всем скарбом под надежное кремлевское укрытие. Стены спасали людей, их достаток, духовные ценности - иконы, хоругви, книги.

Крепость не могла укрывать все возраставшее население от опасностей - город нуждался во вместительном укрытии. Не прошло и полвека после возведения краснокирпичного Кремля, как развернулось еще более обширное строительство.

В тридцатых годах шестнадцатого столетия были возведены стены Китай-города, окружившие и Кремль и посад единой каменной цепочкой.

Многим кажется непонятным: что за Китай в Москве? К Китаю, стране, название никакого отношения не имеет. Было старое слово "кита", означавшее ограду, плетень. Первоначально Великий посад - улицы вне Кремля - обнесли земляным валом, увенчав его вязкой жердей, своего рода заградительным плетнем. Случилось это при Елене Глинской, вдове Василия III. Но еще при последнем было решено защитить посад каменной стеной. Елена Глинская именем своего сына Ивана, как свидетельствует пискаревский летописец, повелела "град ставити Китай". Работы заняли три года и к 1538 году были завершены. Китай-город заключил в свои надежные объятия Великий посад став единой трехкилометровой крепостью с Кремлевским холмом. Так возникло крупнейшее в Русской земле, да и во всей Восточной Европе военно-оборонительное сооружение.

Особую гордость москвитян составляли разнообразные башни - их было четырнадцать - и ворота, закрывавшиеся железными решетками. Башни и ворота надолго вошли в московскую жизнь, став непременной частью городского пейзажа.

Китайгородские стены - их высота шесть с половиной метров - были значительно толще кремлевских и уходили глубоко в землю под башнями. В этом сказалось влияние артиллерии, широко распространившейся за те несколько десятков лет, что прошли со времени строительства Кремля. Толщина стен теперь была важнее их высоты, чтобы стены могли выдержать артиллерийский обстрел. А на верху стены была устроена широкая боевая площадка, на которой можно было разместить тогдашние заряжаемые с дула пушки. Из множества бойниц, расположенных в три яруса, можно было обстреливать противника даже в том случае, если ему удалось подойти совсем близко и даже спуститься в крепостной ров.

Были в крепости и специальные приспособления, чтобы предупредить подкоп противника: под некоторыми башнями археологи нашли специальные подземные камеры - слухи, обитые медными листами, которые при сотрясении почвы начинали греметь. В башняз были и хранилища воды, тайники с боеприпасами.

***

Мощь Московской Руси росла. После взятия Иваном Грозным Казани и присоединения к Руси Астрахани, отношения Москвы с крымскими татарами обострились. Крымский хан Девлет-Гирей, не желая мириться с тем, что у него под боком возрастает и укрепляется государство, недавно еще бывшее под пятой Бахчисарая и приносившее немалые дары. В 1571 году Девлет-Гирей решает предпринять поход против Москвы.

Попыток было несколько. Первый раз хан дошел до Рязани, и был отброшен от города. Второй - попытался пройти со стороны Болхова, но и здесь его постигла неудача. Но богатые просторы Руси не давали Девлет-Гирею спать спокойно, и он принялся готовиться к новому походу.

В Крыму собралось почти 100-тысячное войско. Русские также готовились к встрече. Приводился в порядок последний рубеж на пути к Москве - левый берег Оки. Там располагалось укрепление, состоящее из двух частоколов (с расстоянием между ними в 60 см, а высотой в 120 см), засыпанных землей, вырытой из расположенного непосредственно за ним окопа. Отсюда стрелки могли вести огонь по переправлявшимся через реку татарам.

Другим важнейшим укреплением была Большая Засечная черта, создание которой относится ко второй половине XVI века. Она проходила по лесной полосе южнее Оки от города Переславля-Рязанского через Венев, Тулу, Крапивну, Одоев и Лихвин до верховьев реки Жиздры в Брянских лесах. Это был весьма сложный комплекс, включавший в себя как естественные преграды - речки, болота, леса, так и искусственные - лесные завалы, валы, рвы, частоколы, крепости.

Как правило, татары шли хорошо знакомыми, старыми дорогами. Зная эти пути, русичи создавали систему предупреждения. В городах "на берегу" (Оке) - Серпухове, Коломне, Кашире, Калуге и "в Поле" - Дедилове, Пронске, Михайлове, Ряжске, Мценске, Болхове, Одоеве - собирались войска, устраивались заставы, сторожевые отряды… 1 января 1571 года Иван Грозный повелел боярам разработать правила пограничной охраны, а 16 февраля царем был утвержден "Устав сторожевой, станичной и полевой службы". Правда, все эти меры при первом набеге Девлет-Гирея оказались тщетными, однако именно этим уставом было положено начало пограничной службы.

24 мая войска Крымского хана подошли к Москве со стороны Серпухова. Стараясь посеять панику в рядах защитников города и, вероятно, не желая брать город приступом, татары подожгли город. "И произошел такой пожар, и Богом были посланы такая гроза и ветер, и молния без дождя, что все люди думали, земля и небо должны были разверзнуться. Татарский царь сам был поражен, что отступил немного со всем своим лагерем и должен был снова устраивать лагерь. И в три дня Москва так выгорела, что не осталось ничего деревянного, даже шеста и столба, к которому можно было привязать коня".

В "Никоновской летописи" рассказывается о большом количестве утонувших: "…И Москва-река мертвых не пронесла". Люди пытались спасаться от огня в воде. Многие имели с собой ценности и с ним утонули. Реку нельзя было очистить от трупов в течение 12 месяцев. По свидетельствам, от огня, давки, воды и татарских стрел погибло 800 000 человек.

Согласно той же "Никоновской летописи" крымский хан отошел в Коломенское и оттуда некоторое время смотрел на пожар Москвы, а после ушел в Крым. Однако, уже летом 1572 года Девлет-Гирей вновь собирается в путь на Москву. Хан был настолько уверен в победе, что уже заранее разделил русскую землю между своими мурзами.

Но в Москве к очередному крымскому набегу тоже готовились. Были составлены подробные списки "князем, и детем боярским, и немцом, и стрельцом, и казакам и всяком людем, в котором полку быти". Войска размещались в соответствии с предполагаемым путем следования татар. Поажалуй, это первый случай когда оборона столицы была организована на стратегическом уровне.

Кроме того, русскими была применена военная хитрость - татарам был подослан гонец, несший войскам весть о якобы надвигавшейся со стороны Новгорода помощи. Гонец был "перехвачен", подвергнут пыткам и казнен, однако не выдал себя. История, к сожалению, не сохранила имя этого героя.

27 июля основные силы хана переправились через Оку, пройдя по следам передового отряда, вылазка которого была достаточно успешной - ими был разгромлен отряд из 200 "детей боярских", охранявших Сенькин перевоз. Но уже следующий двенадцатитысячный отряд, посланный Девлет-Гиреем, был разгромлен полком под управлением боярина Воротынского, находившимся в подвижной крепости - гуляй-городе, и "многих татар побили". Испугавшись, хан отступил к Пахре.

Упомянутый гуляй-город, построенный по проекту воеводы Воротынского представлял из себя деревянную крепость, передвигающуюся на колесах. "По объему же внутри, - пишет о нем современник, - он имел такую величину, что и большую рать со всем для нее необходимым мог вместить в себе и затворить, и множество оружия, сколько было нужно". Воины, находящиеся внутри, благодаря открывающейся стене, могли делать вылазки и возвращаться назад, а деревянные стены предохраняли их от стрел.

30 июля произошло решающее сражение возле деревни Молоди, а 45 километрах от Москвы. Воротынский вновь приказал собрать гуляй-город и поставил в нем Большой полк, а другие полки разместил поблизости. Божией милостью и государевым счастьем крымского царя побили, и многих мурз его убили и взяли в плен. А еще через некоторое время, после сражения 2 августа, в котором были убиты сын хана и много знатных татар, Девлет-Гирей бежал в Крым.

Белый город

Город быстро оправился от незваного гостя, и начал расти с неописуемой быстротой, и в 1585 году начинается постройка нового кольца городских укреплений - Белого города, (ныне - Бульварного кольца).

Во многих топонимах центра Москвы встречается термин "Ворота" - Никитские, Яузские… Никаких ворот, однако, здесь нет. Большинство таких площадей расположено по линии бульваров. Несколько сот лет назад в этих местах действительно были ворота - проездные башни в громадной крепостной стене, тянувшейся по левому берегу Москвы-реки на 9 километров и огибавшей серпом Кремль и Китай-город. Таких башен-ворот было 11, а всего в этой стене, называвшейся Белым городом, или Царь-городом, было 29 башен. С внешней стороны стену опоясывал ров.