Смекни!
smekni.com

Знаменское-Садки (стр. 4 из 5)

В 1920-х гг. в "службах" Знаменского, то есть конном и скотном дворах, находился совхоз, а в основных усадебных постройках - детский дом. "И молодые звонкие голоса новых обитателей усадьбы оживляют самые укромные уголки старого парка", - сообщал путеводитель "Вокруг Москвы", изданный в 1930 г. Затем всю усадьбу до 1959 г. занимал сельскохозяйственный техникум с подсобным хозяйством при нем.

Впоследствии в Знаменском находился Научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии. С начала 1970-х гг. его сменила Центральная лаборатория охраны природы Министерства сельского хозяйства СССР, со временем преобразованная во Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны природы и заповедного дела (с 1993 г. - Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы). Поскольку усадебные постройки не догадались приписать к каким-либо современным магистралям, название усадьбы до сих пор является юридическим адресом этого института.

В результате деятельности всех этих организаций усадьба понесла значительный ущерб. Ряд усадебных построек, в том числе церковь, были уничтожены, сохранившиеся существенно пострадали, сильно зарос усадебный парк, в большей части превратившийся в лес. На территории усадьбы начато строительство пансионата Министерства сельского хозяйства, около двух десятилетий остающееся незавершенным, возведены и другие поздние сооружения. Все пруды, кроме одного на речке Битце, устроенные на территории усадьбы, спущены.

Памятники архитектуры

От автобусной остановки "Зона отдыха "Битца"", расположенной на Московской кольцевой автодороге, кратчайший путь в усадьбу идет по грунтовой дорожке через бывшее поле. Только ближе к лесу, в зоне отдыха, под ногами появляется привычный асфальт. Сама зона отдыха названа по начинающейся на территории Москвы речке Битце, на которой находятся два живописных пруда. Участок Битцы между зоной отдыха и усадьбой в настоящее время имеет статус памятника природы. Территория зоны отдыха вместе с прудами - часть бывших земель села Ясенева, отрезанных от него прокладкой кольцевой автодороги. Аллея, соединявшая Ясенево со Знаменским, частично сохранилась только по другую сторону кольцевой автодороги (улица Инессы Арманд), здесь она полностью вырублена.

В самой зоне отдыха асфальтированная дорога раздваивается. Повернув налево и миновав детскую площадку, достаточно скоро мы оказываемся перед решетками длинного современного забора, ограждающего основную часть Знаменского, с устроенными в нем воротами и проходной.

Сразу за забором, налево от дороги, стоят два невыразительных, квадратных в плане, двухэтажных домика из красного кирпича. Это то, что осталось от усадебной оранжереи. Не существует находившееся между зданиями большое остекленное помещение, в котором непосредственно выращивали различные фрукты и цветы. Какие-либо документальные материалы об усадебной оранжерее пока не выявлены. На основании стилистического анализа ее можно отнести к концу XIX - началу XX в., однако такая датировка достаточно условна. К сожалению, на государственной охране оранжерея не стоит и юридически памятником архитектуры не является.

То же можно сказать и о следующем объекте усадьбы, к которому приводит дорога. В книге "Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы" оно условно названо его зимним садом, по сути, это также оранжерея, но только более ранняя. В настоящее время от нее остались два отдельно стоящих сооружения, перемычка между которыми утрачена. К западному из них в советское время были сделаны две двухэтажные пристройки, что окончательно исказило облик памятника.

О времени сооружения этой оранжереи также нет четких документальных данных. Классицистическая обработка ее восточной части, украшенной огромным треугольным фронтоном, позволяет предположить, что все это сооружение было выстроено в последней четверти XVIII - начале XIX в. В описи Знаменского-Садков 1908 г. оранжерея значится каменным флигелем, что свидетельствует об утрате ее первоначальных функций к тому времени. Совсем близко от нее находится большой господский дом, выполненный в формах зрелого классицизма. Двухэтажное здание с мезонином, сооруженное примерно в 1780-х гг., расположено в северной части усадьбы и обращено главным южным фасадом к прудам, а северным - к сильно заросшему травяному партеру. Более высокая за счет мезонина центральная часть выделена лоджиями с балконами над ними. Первый этаж проработан горизонтальным рустом. В середине XIX в. внешние формы здания были частично изменены в стиле псевдоренессанса, при этом оно лишилось портика со стороны южного фасада, замененного балконом, в то же время были устроены дополнительные входные проемы.

Первоначальный внешний вид здания можно представить только по малоудачной акварели из принадлежавшего Трубецким альбома, ныне хранящегося в Российской государственной библиотеке. К сожалению, ни один из фасадов дома на ней не зафиксирован полностью. Неизвестный художник ограничился только фрагментом со стороны прудов, а именно юго-западным углом, показав колонны несуществующего ныне портика. Перед домом с этой стороны тогда также существовал партер с круглой зеленой лужайкой, окруженной песчаной дорожкой. Поодаль изображен одноэтажный флигель - один из шести аналогичных зданий, находившихся между господским домом и прудами (ни одно из них не сохранилось). За решетчатой оградой парадного двора виднеются зелень сада и еще одна, также не дошедшая до нашего времени, небольшая служебная постройка. В центре рисунка изображена небольшая сценка: человек выводит оседланную лошадь.

Другая акварель из этого же альбома, изображающая одно из помещений господского дома в Знаменском-Садках - будуар дочери владельца Аграфены Ивановнь, Трубецкой, впоследствии по мужу Мансуровой (1795-1861), выполнена с более тонким художественным вкусом в духе традиций интерьерного жанра. В этом камерном помещении собраны вещи, отражающие вкус и пристрастия богатой молодой женщины: письменный столик, небольшое бюро и диван у стены, цветущие розы в горшках и окантованные рисунки на стенах. Голубая шелковая драпировка окна является как бы фоном для них.

В значительной степени в доме сохранились старая планировка и первоначальная декоративная отделка некоторых помещений. Типичен для зрелого классицизма двусветный, хороших пропорций зал с хорами для музыкантов. Зал оформлен парными колоннами коринфского ордера, над антаблементом которых возвышаются украшенные акантами лепные кронштейны, как бы несущие живописный плафон перекрытия зала, поддуги которого расписаны под кессоны. В центральном овальном медальоне плафона изображена колесница бога войны Марса (в ряде изданий он ошибочно назван Аполлоном). Хотя искусствовед В.В. Антонов считал, что эту работу "из-за отсутствия документов и свидетельств современников можно пока с большой осторожностью отдать Джермано Скотти", итальянскому декоратору, расписавшему интерьеры господского дома в Люблине, но качество живописи не позволяет согласиться с этим предположением.

Во 2-й половине 1960-х гг. здание реставрировано и частично реконструировано трестом "Мособлреставрация" по проекту архитектора В.П. Беркута: боковые части второго деревянного этажа заменены каменными; при этом была проведена частичная внутренняя перепланировка; фасадам возвращены формы классицизма. Однако работы не затронули центральную часть здания, сохранившую внешние художественные формы 2-й половины XIX в., что делает проведенную реставрацию весьма спорной.

В интерьерах долгое время сохранялись отдельные вещи от обстановки времен Катковых. Так, в паспорте на господский дом 1948 г. отмечено: "На лестнице второго этажа сохранилось настенное зеркало в резной деревянной оправе с позолотой по левкасу. В вестибюле 1 этажа сохранились два зеркала (модерн) невысокого художественного качества". Кроме того, оставались четыре большие вазы императорского фарфорового завода 2-й четверти XIX в. К настоящему времени зеркал уже нет, остались только две вазы. Еще не так давно они находились в нишах Марсова зала, но теперь, к сожалению, убраны в один из кабинетов.

На площадке лестницы стоят большие напольные часы конца XVIII - начала XIX в., изготовленные фирмой "Братья Устиновы", и старинный диван с высокой спинкой. Эти вещи любопытны сами по себе, но, по-видимому, происходят не из Знаменского, а привезены сюда одной из организаций, занимавших усадьбу в советское время.

У входа в дом установлена мемориальная доска в память Л.К. Шапошникова -руководителя созданной в середине 1950-х гг. Центральной лаборатории Комиссии по охране природы при Президиуме Академии наук СССР, со временем преобразованной во ВНИИ охраны природы.

Западнее господского дома, на одной оси с ним, стояла сооруженная на средства Е.И. Трубецкой в 1754-1756 гг. небольшая каменная одноглавая церковь Знамения Богородицы типа "восьмерик на четверике" с трапезной и двумя колоколенками над ней и алтарем. Этот интересный памятник позднего елизаветинского барокко, столь редкого в подмосковных усадьбах, своей типологией, объемно-пространственной структурой и конструктивными приемами восходил к традициям рубежа XVII-XVIII вв. Недаром церковь, по мнению специалистов, носила "провинциальный характер", то есть была достаточно архаичной. Влияние новых стилевых форм было ощутимо преимущественно в ее декоре.

После Октябрьского переворота церковь в Знаменском-Садках была закрыта, а в 1 929 г. разобрана. Несмотря на это, в учетной карточке, составленной 15 мая 1941 г., церковь в Знаменском-Садках значится как существующая и отмечено, что "памятнику в настоящее время ничего не угрожает", что наглядно демонстрирует традиционную "осведомленность" органов охраны памятников относительно состояния подведомственных им объектов.