Смекни!
smekni.com

Архитектурный памятник как исторический источник (стр. 7 из 12)

1) В. И. Ленин. Лев Толстой как зеркало русской революции. Соч., т. 15, "тр. 184.

2) История ВКП(б). Краткий курс, стр. 120-121. (Разрядка моя.- Н. В.)

сивные начала. В то же время феодалы, не имея своего местного опыта классового господства, неизбежно будут обращаться к опыту других государств и их культура приобретет в какой-то мере "чуждый" характер, тогда как культура народа, эксплуатируемого большинства, окажется носительницей местных "национальных" начал. Характер развития и борьбы двух культур на заре феодализма будет, следовательно, иным, острота их противоречий будет резче.

Если в пору расцвета капитализма он несет в самой своей основе непримиримое противоречие - растущую силу пролетариата (могильщика капитализма и классов вообще), а культура пролетариата в корне противоположна культуре буржуазной, то вызревающая в недрах феодализма буржуазия является носителем лишь новых по форме отношений собственности, нового классового угнетения. Поэтому начальные этапы развития ее культуры могут протекать и в рамках старого общества. Сама эволюция феодальной ренты от барщины к продуктовой, а затем денежной форме создает условия для роста мелкобуржуазных элементов в крестьянстве. С переходом к продуктовой ренте "...еще при господстве натурального хозяйства, при первом же расширении самостоятельности зависимых крестьян, появляются уже зачатки их разложения" 1). Ростки нового могут уживаться со старым, видоизменяя и используя его условия, осваивая его культуру. В свою очередь класс феодалов, испытывая давление товарно-денежных отношений, может приспосабливаться к новой обстановке, изменять свое хозяйство, свою культуру, в нее могут проникать и иногда достигать значительной силы народные черты, ослабляющие или уничтожающие ранее освоенные чужеземные элементы.

Если в конце капиталистической формации буржуазной культуре противостоит в непримиримом антагонизме культура пролетарская, вестник социалистического бесклассового общества, то рядом с феодальной культурой в конце феодальной эпохи крепнет культура буржуазная, вестник нового этапа истории того же классового общества. Вырастающие из среды крестьянства и посада крупные представители торгового капитала очень тесно связаны с господствующими феодальными отношениями; разрушая их, они сами стремятся сблизиться с господствующим классом, освоить его культуру. Буржуазия, представляя на этом этапе революционную, прогрессивную силу, несет в своей культуре могучее национальное начало, опирается на народную культуру. В то же время новое властно лроникает в феодальную культуру изнутри, подрывая, в частности, безраздельное господство религиозной идеологии.

Таким образом, процесс развития культуры в феодальную эпоху представляется более сложным и своеобразным. Наиболее четко выступает господствующая культура господствующего класса, руководимая им и использующая в очень значительной степени культуру народных масс. Последняя выступает не столько в самостоятельной и четко определенной форме, сколько в отражении в культуре господствуюгфего класса и особенно в культуре, складывающейся на последнем этапе истории феодального общества буржуазии.

Одновременно процесс развития буржуазных связей ведет к созданию более широкой исторической общности - нации. Ее элементы, как указывает И. В. Сталин, вызревают еще в недрах феодального общества: "Конечно, элементы нации - язык, территория, культурная общность и т. д.- не с неба упали, а создавались исподволь, еще в период докапиталистический. Но эти элементы находились в зачаточном состоянии

1) В. И. Ленин. Развитие капитализма в России. Госполитиздат, 1952, стр. 139.

и в лучшем случае представляли лишь потенцию в смысле возможности образования нации в будущем при известных благоприятных условиях" 1). Этот процесс усиливает черты общности в культуре. Поэтому при наличии двух культур в культуре феодального общества - определившейся господствующей культуры феодалов и нарастающих элементов культуры, народных масс - культура каждого народа представляет и определенное-единство как культура данного народа - русская или немецкая, армянская или грузинская и т. п.

Таковы основные особенности развития и взаимоотношения двух. культур в условиях феодального общества.

Из этих особенностей вытекает весьма важное положение о формах проявления двух культур в области искусства феодальной эпохи и архитектуры в частности. Они будут выступать не только и не столько "отдельно" в особых памятниках, сколько будут проявляться в одном и том же памятнике, - народные черты будут проникать в большей или меньшей, мере в княжеско-боярское и церковное строительство, в строительстве верхов посада, и, наоборот, в строительстве деревни будет сказываться воздействие художественных взглядов господствующего класса, воздействие приемов его построек. Это положение не имеет ничего общего с "теорией" "единого потока", смазывающей реальную противоречивость развития культуры. Взаимопроникновение и борьба двух культур в феодальный период являются особенностью их развития в данных исторических условиях.

6

Вернемся теперь в этой связи к нашей теме. Что дает архитектурный памятник для освещения проблемы двух культур и - одновременно - как в свете этой проблемы следует оценивать тот или иной памятник или их группу?

В нашей науке наблюдались самые противоположные подходы к оценке архитектурных памятников русского средневековья. Не будем здесь говорить о формалистическом, антиисторическом направлении, в литературном наследстве которого было бы тщетно искать чего-либо хотя бы приближающегося к точным научным построениям истории искусства. Школа М. Н. Покровского нашла в истории русского искусства отклик в виде вульгарно-социологического течения, когда исследователя интересовала лишь "классовая аттрибуция" памятника, всегда рассматривавшегося только как выражение "своекорыстных" идей и взглядов "заказчика"; мысль же о том, что тот или иной памятник был в то же время памятником русского искусства, искусства русского народа, - совершенно выпадала из круга научных интересов. Представители этого направления напоминают тех "последователей Струве, желающих считаться марксистами", которые, встретив у Маркса понятие "народной революции", "...могли бы, пожалуй, объявить такое выражение у Маркса "обмолвкой". Они свели марксизм к такому убого-либеральному извращению, что кроме противоположения буржуазной и пролетарской революции для них ничего не существует, да и это противоположение понимается ими донельзя мертвенно" 2).

Во время Великой Отечественной войны, чрезвычайно поднявшей интерес к проблемам истории культуры и искусства великого русского

1) И. В. Сталин. Национальный вопрос и ленинизм. Соч., т. II, стр. 336.

2) В. И. Ленин. Соч., т. 25, стр. 388.

народа, в научной литературе появилась другая крайность - расширительного, очень расплывчатого и ненаучного понимания "народности" древнерусской архитектуры. Эта тенденция также имеет мало общего с наукой и много общего с народническими мелкобуржуазными взглядами, в основе которых лежала "теория" о "самобытности" русского исторического процесса, романтическое учение о докапиталистическом "народном производстве", об исконности "устоев" крестьянской общины и т. п. Фактически именно в этом плане до сих пор "по инерции" выделяется, например, "народное" или "крестьянское" деревянное зодчество, т. е. архитектура (жилищная и культовая) русской деревни, при этом, видимо, подразумевается, что остальное зодчество является "не народным". Известное основание для этого выделения есть - здесь и мастер и заказчик принадлежат к одной и той же крестьянской среде, здесь связь крестьянства с наиболее отсталой формой хозяйства - мелким производством определила устойчивость выработанных веками художественных взглядов. Верно также и то, что крестьянство составляет основную часть эксплуатируемого большинства при феодализме и крестьянское есть народное по преимуществу; посадское население городов также пополняется притоком новых людей из деревни: "... города растут за счет деревень, а деревня является хранительницей национальности..." 1). Однако во всяком случае для поры XVIII-XIX вв.,- времени расслоения деревни (начинающегося значительно раньше - уже с переходом к продуктовой ренте), - можно уверенно говорить, что "народного зодчества", как единого целого, нет, что и здесь при ближайшем историческом исследовании выступят, - может быть, с меньшей остротой, - две культуры, два искусства.

Что же следует разуметь под понятием "народности" в искусстве или других явлениях культуры? В этом понятии есть две стороны. Во-первых, народность есть выражение исторически обусловленных и развивающихся особенностей психического склада, национального характера данного народа; народность, писал В. Г. Белинский, есть "отражение индивидуальности, характерности народа, отражение духа внутренней и внешней его жизни, со всеми ее типическими оттенками и родимыми пятнами". Во-вторых, понятие народности включает в себя понятие прогрессивности, соответствия тех или иных идей или явлений интересам общественного развития, нуждам народа. Наличие или отсутствие этих признаков позволяет определить народность или антинародность явлений культуры со сравнительно большой точностью и объективностью. Учет этих признаков позволяет также понять, что при определенных условиях и культура феодалов может обладать качествами народности.

Теперь нужно дать себе отчет в том, что же представлял собой сам мастер-зодчий - творец архитектурного произведения? Здесь чрезвычайно ценны характеристики, данные В. И. Лениным при анализе строительного дела в XIX в.