Смекни!
smekni.com

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (стр. 2 из 3)

В 2005 году началась реконструкция Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие Президент России В. В. Путин и мэр Москвы Ю. М. Лужков.

Сегодня дворец, восстановленный из небытия, переживает второе рождение.

Ажурный декор здания выполнен на основе первых нереализованных замыслов Матвея Казакова.

Главный зал дворца — Екатерининский, площадью более 300 кв. метров, с парадной лестницей и примыкающими парадными гостиными, оформлен в стиле дворцового убранства XVIII века.

Его украшает мраморная статуя императрицы работы скульптора А. Опекушина.

В других залах развернулось шесть выставок при участии ведущих музеев Москвы.

Среди выставок:

«Екатерина Великая: созидание, вдохновение и просвещение», «Придворная охота», «Парадный стол эпохи Екатерины Великой: триумф искусства кулинаров», «Москва Первопрестольная», «Царицыно сквозь века», «Цветущая сказка Павловопосадской шали» и др.

Памятник Ф. Казакову и В. Баженову Малый Царицынский дворец 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Малый дворец — одно из немногих сооружений Царицынского ансамбля, сохранившее свое название со времен архитектора Баженова. Он был одним из трёх дворцов, предназначавшихся для императрицы Екатерины — самым маленьким и самым интимным. После постройки дворца начавшиеся внутренние отделочные работы были прерваны летом 1784 года.

В 1803-1804 гг., когда Царицыно стало доступно для публики, Малый дворец был перепланирован и сдан в аренду под кофейный дом француза Леканю, которого выслали из России в 1812 году как наполеоновского шпиона.

Без применения Малый дворец ветшал, и к середине XX века от него остались одни полуобрушенные стены.

В 1987-1996 годах дворец был восстановлен и открыт как выставочный зал музея-заповедника «Царицыно».

Хлебный дом (Кухонный корпус) Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. В середине XIX века в здании действовали крестьянская лечебница и Земское училище.

Позже комнаты стали сдаваться на лето дачникам, а после революции до конца 1970-х гг. здесь были коммунальные квартиры. В 2006 году завершились реставрация Хлебного дома. Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций.

Галерея с аркой Построена 1784 году. Архитектор В. И. Баженов. Соединяет Большой дворец с Хлебным корпусом. При постройке, галерея, вероятно, имела деревянные перекрытия, чтобы иметь возможность в любую погоду доставлять блюда и яства из «фабрики-кухни» в Большой дворец.

В 1985-1988 годах была проведена реставрация — арка-галерея стала первым отреставрированным объектом Царицыно. «Оперный дом» (Средний дворец, Приемный дворец) Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Средний дворец, позднее названный «Оперным домом» был предназначен для императрицы Екатерины II и является одним из первых значительных сооружений Царицынского ансамбля.

Исторически укоренившееся название — «Оперный дом» появилось впервые на одном из планов Царицына 1810 годов.

На протяжении XIX-XX веков здание не использовалось и превратилось в живописные руины.

Реставрация дворца проведена в 1988-1996 гг. В настоящее время Оперный дом используется как выставочный и концертный зал музея-заповедника «Царицыно». В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме (Среднем дворце) состоялись первые концерты.

Оперный дом в течение 10-ти последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника «Царицыно».

Первый Кавалерский корпус 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник», «Лакейский дом») 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Третий Кавалерский корпус (корпус с круглым залом) 1776-1779 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Третий Кавалерский корпус возвышается на пригорке перед церковью Иконы Божией Матери «Живоносный источник». Примечателен тем, что отсюда Екатерина II и Григорий Потёмкин 12 августа 1775 года смотрели фейерверк, который был устроен через месяц после рождения их дочери — Елизаветы. В 1800-1850-е гг. здесь размещалась гостиница, затем дача известного петербургского виолончелиста И. Давыдова. В советские годы — краеведческий музей, клуб, дирекция заповедника. В 1998-2003 годы была проведена реставрация Третьего Кавалерского корпуса.

Ныне используется как Выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея.

Фундаменты и фрагменты стен Большого (Четвертого) Кавалерского корпуса 1782-1784 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Большой Кавалерский корпус был одним из главных зданий первоначального дворцового ансамбля Царицыно. Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II.

Разобран в 1795 году в связи со строительством Большого Дворца. Фундаменты музеефицированы в 2006-2007 году. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

(Троицы Живоначальной) Дольская ул., 2, метро «Царицыно», «Орехово» Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» — старейшая постройка в Царицыно.

Стоит на пересечении двух основных въездов в усадьбу — с востока через Фигурный мост и с севера через Большой мост над оврагом. Первый деревянный храм в этой местности в вотчине бояр Стрешневых Чёрная Грязь был построен в 1682 году.

Современное здание возведено в 1759-1765 гг. в стиле петровского барокко при князьях Кантемирах.

О князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Кантемира. В трапезной церкви установлено место захоронения храмоздателей сына Дмитрия Кантемира — Матвея Кантемира и его супруги.

Храм перестраивали в 1765 году.

Трёхярусная колокольня и трапезная построены в 1883 году.

Храм был закрыт в 1940 году.

Внутри помещалась типография, деревообделочный цех.

Богослужения возобновлены в 1990 году.

При храме действует воскресная школа и Духовный центр.

Оранжерейные корпуса Оранжерейное хозяйство возникло в Царицыне еще в первой половине XVIII века, когда усадьба «Черная Грязь» принадлежала князьям Кантемирам.

Оранжереи построили на участке за Большим оврагом вблизи каскада из небольших прудов, называвшихся «Оранжерейными». Во время работы в Царицыне (1776-1785 гг.) архитектор Баженов занимался в том числе и ремонтом старинных деревянных оранжерей, а в 1780-е гг. выстроил новую каменную оранжерею. Остатки ее фундаментов полностью раскрыты в ходе археологических работ в 2006 году под руководством Главного археолога Москвы А. Г. Векслера.

Наряду с фруктовыми деревьями и плодово-ягодными кустарниками выращивалось огромное количество цветов, особенно роз. В оранжереях культивировалось множество декоративных насаждений, в том числе ливанских кедров.

К середине XX века Царицынские оранжереи пришли в упадок. На их месте возник дачный поселок, где снимали летние дома многие выдающиеся деятели русской культуры.

Здания знаменитых Царицынских оранжерей восстановлены в конце 2007 года.

Это был последний из исторических объектов в Царицыно, сдача в эксплуатацию которых была запланирована на 2007 год.

Фигурный мост 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Мост «на приезде с плотины», получивший название «Фигурного» — одно из самых ранних по времени сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыно.

Фигурный мост одновременно служит и парадными воротами ансамбля со стороны прудов, и частью аллеи Березовой перспективы — одной из основных осей Царицынского ансамбля.

В. И. Баженов начал строительство моста в мае 1776 года и уже к осени мост был возведён.

В 1777 году на башенках и парапете были посажены деревья в кадках. А летом 1778 года был устроен съезд с моста в сторону церкви с шестью малыми башенками по сторонам, а так же две башенки с противоположной стороны моста.

В 1987-1992 и 2006 годах была проведена реставрация памятника.

Фигурные ворота («Виноградные») 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Название свое получили, поскольку в проёме арки просматриваются стилизованные грозди винограда.

В 1998-2000 годах проведена реставрация Фигурных («Виноградных») ворот.

Большой гротесковый мост Построен в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов.

Малый гротесковый мост Построен в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов.

Оранжерейный мост XVIII век. Архитектор В. И. Баженов (?).

Большой мост через овраг Построен в 1784 г. Архитектор В. И. Баженов.

Реставрировался в течение десяти лет.

Царицынская плотина между Верхним и Нижним Царицынскими прудами Начало XIX века.

Домик смотрителя на плотине Пешеходные мосты Павильон «Миловида» («О, Миловида») Павильон «Миловида» построен в 1756-1814 гг. на правом берегу Верхнего Царицынского пруда архитектором И. В. Еготовым. По преданию прозван так самой императрицей Екатериной за прекрасный вид, который открывается от стен «Миловиды» на Покровскую сторону и глубокий залив Царицынского пруда у Лазаревой плотины. Первоначально павильон был обильно украшен скульптурой. На кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входа — скульптуры дельфинов и сфинксов. В 1870-х гг. он был приспособлен под чайный домик. Близлежащую местность современники называли «Миловидовой рощей». В XIX веке здесь располагался чайный домик, а в соседней роще играл духовой оркестр.

К началу XX века павильон утратил скульптурное убранство. В 1992 году павильон был сильно поврежден пожаром.

Отреставрирован в 2006 году.

Павильон «Нерастанкино» («Храм Меланхолии», «Галерея в саду») Павильон «Нерастанкино» построен в 1803-1804 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора И. В. Еготова. Расположен на пологом склоне берега, спускающемся в долину.