Смекни!
smekni.com

Современные методики творчества (стр. 2 из 3)

Нам не нужен импорт зерна и, следовательно, таких масштабов нефтяной экспорт: импорт зерна фактически равен ежегодным потерям нашего собственного урожая. Нам не нужно больше тракторов, мы производим их и так в 6-7 раз больше, чем США - нам необходимо добиться, чтобы уже имеющийся у нас тракторный парк действовал, а не простаивал и чтобы чуть ли не каждый второй новый трактор не разбирался на запчасти.

Нам не нужно больше станков, их у нас и так почти в 2,5 раза больше, чем в США - нам нужны станки иного качества и чтобы работали они не в одну смену, а хотя бы в две, не говоря уже о трех.

И нам не нужно больше обуви: мы и так производим ее больше всех в мире, а купить в магазинах нечего".

Шмелев Н. Н. Авансы и долги,

журнал "Новый мир", 1987, № 6, c. 158.

Вывод мы предоставляем сделать Читателю.

Необходимость совершенствовать технику, а также бизнес-процедуры "по правилам", вероятно, на интуитивном уровне была осознана, как минимум, в конце прошедшего века. Со временем, это вызвало появление ряда способов генерации идей. Как мы увидим, эти способы во многом повторяют общую историю методов творчества. Условно разделим существующие способы совершенствования техники на четыре основные группы существующие способы совершенствования техники на четыре основные группы:

а) стимулирование индивидуальной психики и методы организации умственного труда;

b) неалгоритмические методы;

c) организационные мероприятия;

d) творчество непознаваемо;

e) ТРИЗ.

К отдельной группе d) мы отнесли сомнения в принципиальной познаваемости и управляемости процессов творчества. Рассмотрим последовательно все эти группы, выделяя их узловые моменты, достоинства и недостатки.

a) Стимулирование индивидуальной психики и методы организации умственного труда.

ПРИМЕР 9

"Как-то раз американский физик-экспериментатор Роберт Вуд (1868 -1955 гг.), довольно эксцентричный человек, любитель всяких острых ощущений, решил проделать на себе рискованный опыт - испытать действие наркотика. С большим трудом раздобыв опиум, он накурился этого зелья и впал в забытье. Придя через некоторое время в сознание, он вспомнил, что, находясь в одурманенном состоянии, напал на какую-то чрезвычайно глубокую и важную научную идею, но на какую именно - начисто вылетело из головы. Тогда Вуд решил повторить опыт в надежде, что ему посчастливится вновь обрести ускользнувшую мысль. И действительно, как только начало сказываться наркотическое действие опиума, забытая мысль не замедлила возникнуть в уме ученого. Чувствуя, что сознание вот-вот покинет его, Вуд сумел в последний момент сконцентрировать волю, записать идею на бумажке и впал в беспамятство. Очнувшись, он с ликованием подумал об удачном исходе столь трудного и опасного опыта и, дрожа от нетерпения и пережитого, поспешно развернул бумажку с драгоценной записью. На ней он прочел: "Банан велик, а кожура еще больше…"

Журнал "Техника - молодежи", 1986, № 8, с. 56.

ПРИМЕР 10

"Альфред Крупп считал, что лучшее средство для него - "здоровый сельский воздух". Это означало не что иное, как то, что в доме Круппов всегда должно было пахнуть навозом. Считают, что данное обстоятельство также могло послужить одной из причин частых путешествий его жены Берты. Построив дворец по собственному проекту, А. Крупп сделал так, что соединил вентиляционным каналом рабочую комнату и конюшню."

Оггер Г. Магнаты... начало биографии,

М.: Прогресс, 1985, с. 148-150.

У Читателя может сложиться впечатление о тенденциозном подборе. Поэтому приведем описание современных экспериментов в США и Японии.

ПРИМЕР 11

"В американской печати появились сообщения об экспериментах по сенсорному стимулированию творческой деятельности. Речь в них идет о световых, звуковых, температурных и прочих воздействиях. Практически это выглядело так: исследуемые сидели в креслах, которые вибрировали и откидывались по неожиданной для участников эксперимента программе; на стены проецировались яркие разноцветные вспышки; в помещении температура менялась в чувствительных пределах; звучала музыка на струнных и ударных инструментах; воздух насыщался сильными ароматическими веществами. В дополнение ко всему подопытным давали вкусовые раздражители - специальные конфеты. Как ни странно на первый взгляд, результаты подобного "силового" давления оказались обнадеживающими. Тесты зафиксировали повышение продуктивности, глубины и оригинальности мышления испытуемых".

Лук А. Н. Стимулирование творческой активности: Обзор зарубежных исследований,

Вестник АН СССР, 1978, № 3, с. 113.

ПРИМЕР 12

"Целых пятнадцать лет работал японец Йосиро Накамацу над конструкцией своего кресла, которое недавно на выставке необычных изобретений в Токио получило первую награду. "Кресло для размышлений доктора Накамацуе, - пишет токийская газета, - имеет подставку для ног, которые обогреваются инфракрасными лучами. На высокой спинке установлена специальная подушечка для головы - она испускает микроволны, проникающие в мозг. Это усиливает снабжение мозга кровью и якобы улучшает мыслительные способности. Студенты одного из университетов Японии, испытывавшие кресло, уже после десяти минут сидения в нем гораздо лучше запоминали числа, быстрее складывали их, множили..."

Журнал "Знание - сила", 1985, № 1, с. 49.

ПРИМЕР 13

"Американский медик Майкл Мэрфи на протяжении десятка лет занимался тестированием "гениев" - людей, добившихся выдающихся результатов в разных областях деятельности: спортсменов - победителей олимпиад, композиторов, художников, ученых, нобелевских лауреатов. Данные тестирования были заложены в ЭВМ. Затем Мэрфи начал прием лиц, неудовлетворенных своим физическим и психическим здоровьем, своим социальным статусом. Этих людей также подвергали тестированию по широкой программе, результаты которого вводили в ту же ЭВМ.

Машина сравнивала характеристики "больных" и "гениев", выявляя в пациентах скрытые дарования. Затем приглашались крупные специалисты в области обнаруженной у пациента творческой способности и по индивидуальной программе обучали его, например, изобразительному искусству или музыке. Обучаемому давались все необходимые технические средства - вплоть до студии. Через весьма непродолжительный срок - от 3 до 6 месяцев - пациент становился мастером: он демонстрировал это на публичном экзамене, где дирижировал оркестром, исполнявшим сочиненную им симфонию, или открывал свою художественную выставку. Вместе с проявлением творческого дара приходило и полное выздоровление. Пребывание в основанном Мэрфи в Калифорнии "Институте здоровья" по карману лишь богачу - оно стоит 300 000 долларов".

Рич В. Будущее надо изобрести, или Третья возможность барона Мюнхгаузена,

журнал "Химия и жизнь", 1987, № 3, с. 71-72.

Кроме подобных экзотических и дорогостоящих процедур, направленных на "выжимание идеи" любой ценой, существуют рациональные правила организации индивидуального и коллективного труда, которым посвящено большое количество литературы.

ПРИМЕР 14

10 заповедей изобретателя, разработанных в американской изобретательской ассоциации. Они имеют подзаголовок: "Как удержать в голове перспективную идею":

"Держи под рукой блокнот. Эдисон имел его даже в ванной.

Никогда не надейся, что удержишь в памяти хорошую идею.

Запиши идею и сделай набросок. Графический образ, как правило, запоминается лучше.

Отбрось все дела и сконцентрируй внимание на идее и ее развитии.

Новую идею легче воспроизвести в памяти, когда есть исходная база, к которой можно вернуться.

Новые идеи всегда сопряжены с риском, а риск противоречит человеческой натуре. Память сотрет идею, если будешь невнимателен.

На стадии обдумывания идеи не рассуждай "почему?" и "возможно ли это?". Твори. Твои руководители и подчиненные со временем скажут тебе, в чем твои ошибки.

Нацеливай идею на будущее. Записывай все, что может пригодиться. Позже что-то отсеется, но кое-что и останется.

Остынь. Вернись к своим записям на следующий день.

Десятая заповедь? Да, была ведь и десятая, но мы забыли ее записать. Где же ее теперь искать?"

Горюнов И. Американские изобретатели в поисках поддержки,

журнал "Изобретатель и рационализатор", 1985, № 10, с. 34.

В заключение отметим интересные результаты московского врача-психотерапевта В. Л. Райкова, ведущего эксперименты по раскрытию творческих возможностей человека в состоянии гипноза.

ПРИМЕР 15

"Так, не умевшие рисовать в состоянии гипноза выполняли "похожие" реалистические портреты, легко входили в заданную роль, результативнее играли в шахматы и т. д. Как правило, испытуемые после примерно 10 сеансов получали возможность активного творческого рисования уже в состоянии бодрствования".

Райков А. Л. Роль гипноза в ситуации психологических условий творчества,

"Психологический журнал", том 1983 г., № 1, с. 106-115.

Это, пожалуй, единственная эффективная процедура получения творческих результатов, предложенная психологами. Нужно сказать, что психология творчества со своими методами (воспоминания ученых, писателей, художников; самоотчеты; метод упрощенных модельных экспериментов; анкетирование; тесты), к сожалению, не дала практикам стабильно работающих поисковых процедур...

К определенным достоинствам стимуляции индивидуальной психики нужно отнести простоту и общедоступность (хотя, как считает автор, разумнее пользоваться простейшими правилами организации умственного труда). Главный же недостаток подобных процедур - сравнительная узость самой опоры, случайность решения сложных задач-"многоходовок", отсутствие видимых резервов развития... <BR.