Смекни!
smekni.com

Происхождение человека от обезьяны – факт, гипотеза или миф? (стр. 1 из 6)

Лунный А. Н., Колчуринский Н. Ю.

Вступление

“В 1945 году была одержана Победа, Москва – столица России, 2х2=4, человек произошел от обезьяны…” – вот лишь отдельные компоненты того, что присутствует в умах подавляющего большинства российских граждан, того, что мы называем современным мировоззрением.

Если одержанная Победа, место расположения столицы – очевидные общеизвестные факты, “2х2=4” – тоже общеизвестный факт¸ хотя может быть рассмотрен и как теорема, логически вытекающая из еще более очевидных фундаментальных математических утверждений, то каков же статус последнего утверждения? На этот вопрос мы и попытаемся дать ответ.

Очевидно, что к разряду фактов это утверждение отнести нельзя, поскольку факты – с одной стороны – это то, что происходит объективно, с другой — для того, чтобы войти в сокровищницу человеческого знания, факт должен стать объектом человеческого наблюдения. Эволюционное превращение обезьяны в человека никто из людей наблюдать не мог.

К разряду следствий из более общих утверждений указанное утверждение тоже нельзя отнести. По крайней мере, серьезные попытки такого рода нам неизвестны. Что же это такое?

О событиях, имевших место в далеком прошлом, о которых мы принципиально не можем иметь свидетельств, мы можем судить, опираясь на наши представления о том, как это могло иметь место. Наши утверждения при этом могут иметь различные статусы. В тех случаях, когда мы не имеем никаких фактических данных, соответствующих нашему утверждению о событиях в прошлом, мы говорим о том¸ что такое утверждение имеет статус фантазии или мифа – мифами являются, например, знаменитые истории о подвигах Геракла. Логика не запрещает нам верить в мифы в тех случаях, когда отсутствуют опровергающие мифы факты ( когда таковые есть – то увы…). Но при этом всякий миф ничего общего с научным знанием не имеет и иметь не может. Мифов о происхождении человека, например, можно придумать бесконечное множество.

Другое дело, когда существуют факты, соответствующие нашим утверждениям о событиях прошлого. Тогда наше утверждения приобретает характер гипотезы. Для тех, кто привык смотреть и читать детективы, употребим более привычное слово – характер версии. Как всем хорошо известно, от выдвинутой версии до раскрытия преступления дистанция весьма велика, и именно это движение и составляет значительную часть фабулы всякого детектива. Так же как и миф, по законам логики гипотеза отвергается как ошибочная, ложная в том случае, если имеются в наличии факты, ей противоречащие. Читателям детективов знакомо слово “алиби”.

Очевидно, что гипотеза о событиях прошлого может быть принята за истину тогда и только тогда, когда существует доказательство того, что она является единственно возможной из множества всех возможных объяснений имеющихся фактов. Если нет этого доказательства – гипотеза остается гипотезой, а версия версией. Впрочем, человеческое мышление, стремящееся бежать вперед (по разным причинам, с логикой не связанным) достаточно часто пренебрегает этим важным логическим правилом и осуществляет незаконный переход : предположение признается за “доказанную” истину.

Иногда лежащие на поверхности альтернативные объяснения (гипотезы) грубо игнорируются – это делается нередко по причине того, что тот, кто отстаивает свою версию, стремится убедить окружающих в своей правоте во что бы то ни стало, имея всегда при этом какие-то пристрастные цели по отношению к ним ( в таких случаях мы говорим слово “пиар”). В некоторых случаях игнорирование очевидных альтернатив – симптом нарушения мышления, именуемого паранояльным бредом, наблюдаемым при психических заболеваниях.[1]

Бывает так, что никаких альтернативных объяснений (версий) по отношению к выдвинутой гипотезе в голову не приходит и человек вследствие этого признает эту единственно известную гипотезу за истину. Заметим, что это зависит от самой головы. В том случае, если человек не достаточно осведомлен в данном вопросе (ему в голову ничего другого не приходит) - его иногда бывает достаточно просто убедить в такой ситуации в том, что выдвинутая гипотеза – истина. Однако отсутствие в данный момент альтернативных объяснений еще не означает их принципиальную невозможность. И если следователю не приходит на ум никакое иное объяснение преступления, кроме одного, это еще не значит, что он раскрыл преступление.

Еще один вариант, когда осуществляется указанный незаконный переход – ситуация, при которой имеет место значительное число фактов, соответствующих гипотезе. В случае попытки пиара – массой таких фактов легко “забросать” слушателя, такая масса обладает свойством убеждать. (В том случае, если при этом имеются и факты, не соответствующие гипотезе, то пиарщики о них часто умалчивают.) Но это снова – не доказательство истины гипотезы. Приведем пример. Рассмотрим гипотезу: “все натуральные числа, кратные 5, меньше миллиона”. Начинаем проверку: 5, 10, 15, 20 и т.д. Имеем море фактов, подтверждающих наше предположение¸ однако 1000000, 1000005… Любая версия, при помощи которой можно легко объяснить многие обстоятельства преступления, не есть еще его раскрытие, еще не есть доказанная истина.

Итак, необходимо доказательство единственности. Как оно может осуществляться – специальный и непростой гносеологический вопрос, выходящий за рамки нашего краткого экскурса в ту науку, которую именуют эволюционной антропологией, сама сущность которой, как это вытекает из названия, заключается в попытках доказательства эволюционного происхождения человека, при чем от обезьяны.

И все же на одном важном способе сужения числа альтернативных гипотез мы остановимся – это такие ситуации, при которых данная гипотеза (версия) соответствует известным законам природы, причем, про все остальные варианты объяснения можно заранее сказать, что они оказываются противоречащими системе знаний о природных законах. В такой ситуации возможность альтернативных объяснений, противоречила бы законам природы и могло бы рассматриваться лишь как возможность чуда (см. подробнее [26]). Законы природы неизменны в пространстве и времени и это онтологическое утверждение, присутствуя издревле в Православном мировоззрении (см. подробнее [27]), одновременно является и важнейшим, фундаментальным результатом бесчисленного множества наблюдений и экспериментов, проводимых в рамках современной науки.

Очевидные для человека чудеса происходят крайне редко, в особых ситуациях и имеют особый духовный смысл. Бог не показывает человеку чудесного управления миром без особой цели по отношению к человеку. Всякое видимое человеком Божие чудо – это средство, при помощи которого Бог сообщает человеку важнейшие духовные истины (см. подробнее [28]). Если в обычных ситуациях мы вправе игнорировать чудо как объяснительную причину, то доказательство истинности гипотезы тем, что все ее альтернативы противоречат законам природы - очевидно. Далее в “Заключении” мы рассмотрим некоторые факты, имеющие прямое отношение к происхождению человека, которые с этой точки зрения могут быть истолкованы единственным образом и это истолкование - не в пользу распространенной концепции эволюции человека, известной нам со школы.

Итак, наша цель определить статус идеи происхождения человека от обезьяны. Этот статус исторически менялся и меняется практически непрерывно, как мы увидим далее, вплоть до сегоднешнего дня. В нашу задачу не входило однако обозрение всей истории эволюционной антропологии, не было нашей задачей и полный обзор всей этой дисциплины. Ряд важнейших ее современных идей и “открытий”, на основании анализа которых мы могли бы проследить ее статус – вот что было предметом нашего исследования.

Современные “предки” человека. Конец Люси.

(О том, как эволюционная антропология оказалась в 2007 году у разбитого корыта.)

При наличии отсутствия

(И.Ильф и Е.Петров)

Всем хорошо известно, что одной из фундаментальных идей эволюционного мышления является идея о происхождении человека от обезьяны.

Сама идея возникла на основе сходства человека и человекообразных обезьян и берет свое начало преимущественно с момента появления известного трактата Ч.Дарвина “Происхождение человека”(1871г.), который указывал на общность ряда морфофизиологических признаков человека и обезьяны, как на основной аргумент, в пользу этой идеи.

В настоящее время преимущественно речь идет о морфологических сходствах и о сходствах на молекулярном уровне, хотя существуют и большие отличия на обоих уровнях[2]. При чем некоторые из этих различий таковы, что представить то, что когда-то существовала обезьяна - общий предок в ходе дарвиновской эволюции для человека и шимпанзе, не представляется возможным - см. заключительную главу (см. также [ 31 ] ).

Сходства, однако, могут быть следствием не общего происхождения, а сходством планов сотворения (см.[ 29]), а с эволюционной точки зрения может иметь место еще и явление конвергенции, при котором, как считают эволюционисты, у достаточно далеких по своему филогенетическому происхождению животных могут развиваться сходные и даже почти идентичные системы органов. Как сейчас утверждают некоторые эволюционисты, идентичные структуры на молекулярном уровне также могут конвергентно развиваться у весьма далеких с точки зрения филогенеза организмов [3].

Одни пример - из школьной программы по зоологии хорошо известно, что млекопитающие делятся на две большие группы: сумчатые и плацентарные. По данным зоологов, костный скелет такого сумчатого существа, как тасманийский волк, практически неотличим от скелета собаки, при том, что в мягких тканях – огромные различия[98][3]. Мы видим, что с точки зрения эволюционной теории в этой ситуации, развитие по двум параллельным и весьма удаленным ветвям приводит к практически идентичным результатам. Это – с точки зрения эволюционистов, следствие конвергенции.