Смекни!
smekni.com

Социологический взгляд на бедность (стр. 3 из 5)

2.Что стоит за бедностью.

Для социолога трудность разработки проблемы бедности состоит в конструировании её как объекта. Его зависимость от политики государства и состояний общества очевидна. Так, французские социологи свели бедность в период экономического процветания (середина 1960 – х годов) к социально исключённым людям – никому не нужным потомственным субпролетариям. Вся ответственность за бедность сваливалась на самих индивидов, общество и государство оставались в стороне. В этой связи нельзя не вспомнить Г. Спенсера, который описывал бедных людей как экономических и политических маргиналов, находящихся за пределами социальной эволюции.

В 1970 – е годы подходы социологов меняются – бедность уже рассматривается как неприспособленность. Это коллективный феномен, истоки которого надо искать в самом обществе, а не индивиде. В качестве социальных причин называется быстрая и беспорядочная урбанизация, дистанция между поколениями, насилие, которым изобилуют телепередачи, неадаптированность и стандартизация школьной системы, смена первичной среды, вызванная профессиональной мобильностью, неравенство в доходах и доступе к медицинскому обслуживанию и образованию. Особо подчёркивается тот факт, что бедность, это не маргинальный феномен, затрагивающий только слой субпролетариев, а процесс, который охватывает всё большее количество лиц.

Однако понимание бедности как социальной неприспособленности также не выдерживает проверку временем. Французские социологи больше начинают говорить о неустойчивости бедности, которая вызывается безработицей, нестабильностью ситуации на рынке занятости. В середине 1980 – х годов социологи назовут этот феномен «новой бедностью». Новизна в том, что акцент уже делается не на маргинальных группах, считавшихся неприспособленными к прогрессу, а на тех «благополучных», которые рассматривались как адаптированные к современному обществу, однако были «выбиты» из достойно жизни и стали жертвами экономической ситуации и кризиса занятости. Таким образом, ответственность за бедность уже разделяется между индивидом и обществом (точнее государством).

Основательное объяснение тому, что бедность продолжает существовать и в относительно богатых обществах, дают английские социологи. Свои объяснения они разделяют на две основные категории: культурные объяснения, основанные на убеждении, что бедность является результатом позиций, принятых ценностей и поведения, и структурные объяснения, обусловливающие бедность экономическими, социальными и политическими факторами внутри структуры общества. Если в первом случае упор в объяснении бедности делается на самого индивида, его поведение, черты характера, на так называемую «культуру бедности», которая воспроизводится; то во втором - на общество, нуждающееся в структурных изменениях. Все эти конструкты бедности, так или иначе, выдержаны в духе её оптимизации.

Однако в социологической практике не все так однозначно выступают за преодоление бедности, находя в ней какой-то «позитив» для общества в целом. Есть попытки оправдать бедность, приписав ей положительные функции. Так, социолог Г.Ганс категорично заявляет, что бедность нужна для «грязной работы». В более широком контексте, выделяя здесь «плюсы» и «минусы», показывает бедность Роберт Мертон. Прежде всего, он утверждает, что бедность нужна, потому что есть грязная работа, которую не хотят делать другие. Например, европейцы, у них «бедность» в дефиците, поэтому для выполнения грязной работы они «выписывают» бедных из других стран, где бедных в избытке. Бедность, то есть низкая плата, позволяет другим получать больше, субсидировать медицину и образование Бедные нужны по Мертону также, потому, что они покупают вещи, которые устарели или поддержанные, продукты, которые «зачерствели». Далее Мертон выделяет социальные функции бедности. Например, богатые получают наслаждение от того, что у них нет пороков бедняков. Или, кто-то ведь всегда должен быть внизу; а ещё бедные дают возможность богатым заниматься благотворительностью и «вбирают в себя отрицательные плоды прогресса. Среди политических функций бедности Мертон называет то, что бедняков используют в выборных кампаниях; если бедные за социализм, то они не будут популярны у среднего класса.

Определившись с «позитивом» бедности Роберт Мертон называет негативные функции (дисфункции) бедности. Здесь он также обвиняет «бедных» в бедности. Так, занимаясь «грязной работой» они тормозят автоматизацию; они также повинны в торможении возникновения новых профессий; в том, что на рынке есть поддержанные вещи. Ну, а то, что бедность есть источник преступности в этом сомневаться не приходится. Не будет бедных, не будет и вредной отрицательности мобильности, можно будет обойтись без филантропии. И ещё. Бедность есть социальная база радикальной социологии в борьбе за изменение общества, что, видимо, также является недопустимым по Мертону. Все свои рассуждения метр социологии ведёт к тому, что бедность надо искоренять не за счёт уничтожения их как «класса», а в результате улучшения их жизни и пополнения рядов среднего класса лучшими из них.

Как видим, проблема одна, а взгляды социологов - разные. Причём есть и такие суждения, в которых бедность «защищается, в силу её функциональной значимости. Однако общим всё же будет признание в западных обществах факта социальной поляризации между «глобальными бедными» и «глобальными богатыми». В условиях кризиса, охватившего практически все страны, положение с бедностью ещё более усугубляется. Сегодня социологи говорят уже об интегральной бедности, её слиянии с безработицей. Это и есть вечная проблема многих обществ не западного типа, которые вынуждены щедро поставлять бедняков преуспевающим обществам, когда последние не могут обойтись без них. Как же искоренять то (бедность), в чём есть потребность? Это часть глобальной проблемы бедности, который имеет двойственный смысл для богатых и бедных стран.

Однако не менее важной представляется проблема бедности в богатых странах. Например, что придаёт ей устойчивость и стабильность в России? Как стало возможной развитие интеллектуальной бедности в российском обществе? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы будем исходить из того, что бедность работающего в России есть особый мир «предельного» существования и переживаний, который берёт начало в сфере экономических взаимоотношений индивида и государства, когда «получаемых» средств явно не достаточно для удовлетворения насущных потребностей. Это «серая зона» существования, где люди ещё как – то «сводят концы с концами». За чертой бедности находится «чёрная зона», проживающие в ней люди уже не в состоянии сводить «концы с концами». Это, так называемая абсолютная бедность. Мы будем говорить о людях «серой зоны», которые расположены скорее между абсолютной и относительной бедностью. Фактором их бедности является «маленькая зарплата». Вот с неё мы и начнём.

2.1.Заработная плата как низкая цена труда, обрекающая на бедность.

Прежде отметим, что социологи изучают личные проблемы как часть общих социальных процессов, происходящих с людьми в сходных ситуациях, помятуя о том, что «личностное» пересекается с «общественным». Однако обыденное понимание социальных проблем, как правило, сводит их к проблемам личностным. Так, о причине бедности чаще всего можно услышать: беден человек, потому что ленив. В то время как проблема бедности имеет явно общественное звучание. Сегодня в России бедны учителя, врачи, учёные. В трудолюбии представителей этих профессий сомневаться не приходится, а бедны они потому, что общество не платит им по труду.

Проблема бедности работающих это проблема минимизации доходов, которые для многих ограничивается заработной платой. Её низкий уровень придаёт устойчивость бедности, а постоянство - делает бедность «наследственной». Ибо выросшие в «стеснённых» условиях дети, скорее всего, будут не в состоянии конкурировать с более успешными сверстниками за высокие зарплаты и доходные места. Так, бедность становится «стигмой» образа жизни людей и воспроизводиться в новых поколениях как культура бедности, ведя «бедствующих» к маргинализации. В этой связи с особой остротой встаёт проблема справедливости заработной платы в обществе, понимание социального механизма её образования. Действительно, почему одни за свой труд получают высокую зарплату, а другие – нет. Почему тот, кто рекламирует собачий корм, имеет больше, чем, скажем, учитель, который учит наших детей или врач, которому мы вверяем самое дорогое, что у нас есть - здоровье, а то и жизнь. Одних ссылок на действие рыночного механизма здесь будет недостаточно. Нам надо знать, работает ли в этом случае социальный механизм и если да, то, как он «встроен» между экономикой и социальной сферой? Насколько это справедливо? В свое время, великий Адам Смит (1723 – 1790) задавался этим вопросом, пытаясь выяснить: почему англичане XVIII столетия, считают нормальным, что солдатам платят меньше, чем шахтерам? И сам же высказывался за этот порядок, приводя следующие аргументы.