Смекни!
smekni.com

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории (стр. 4 из 32)

_______________

1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 170.

2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 172.

3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 14

Задачи Пролеткульта Троцкий стремиться свести к борьбе за повышение культурного уровня рабочего класса. Троцкий критикует пролеткульт за то, что тот стремится идти по разрушительному пути отвержения культуры прошлого и насаждения «искусственной и беспомощной новой классово-полноценной культуры».1

Отмечая стадию развития советской культуры начала 20-х годов, он считает, что она «не есть еще эпоха новой культуры, а только предверие к ней».2 Становление новой культуры - боевая задача пролетариата, на выполнение которой нельзя жалеть ни сил, ни средств».3 Развитие новой культуры, по мнению Троцкого, связано с развитием всего советского государства, во многом повторяет все этапы этого развития.

В 20-е годы это было общепризнанным, и он не раз об этом говорил – считался единственным в верхнем эшелоне большевистской партии однозначным сторонником концепции пролетарской культуры.

___________________

1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 178.

2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 151.

3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 150

2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов

развития культуры 20-30-х годов в

исторической науке советского периода.

Рассмотрение вопросов развития советской культуры у практически всех историков советского периода одинаково, так как исследование любой проблемы жестко ограничивалось рамками официальной идеологии.

В советской историографии в исследованиях Кима М.П. «История СССР: эпоха социализма», Сараевой С.А. «История СССР: эпоха социализма», Артемова Н.Е. «История ССР», в 8 томе «Истории СССР» в 12 томах под редакцией Пономарева Б.Н., в «Пособии для поступающих в МГУ» Марысевича И.Д. и многих других работах данной проблеме уделяется должное внимание.

Для всех работ из ранних до 1989 г. характерно единство во мнении по отношению к тому или иному вопросу, в том числе и к вопросу развития культуры. Практически все исследователи сходятся во мнении, что одной из главных задач «культурной революции» была ликвидация неграмотности. В частности, Клим М.П. в работе «История СССР: эпоха социализма» отмечает значимость этой проблемы. Автор пишет о создании общества «Долой неграмотность» и о его большом значении в решении данной проблемы. По переписи населения 1926 г. грамотность в стране поднялась до 56,6%, против 32% в 1920 г. В соответствии с ленинскими указаниями ВЦИК (Высший центральный исполнительный комитет) и Совнарком в августе 1923 г. издан декрет, в котором ликвидация неграмотности была признана «наиболее важной и ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной с хозяйственным возрождением страны».1 Осенью 1923 г. было создано массовое добровольное общество «долой неграмотность (ОДН), председателем которого был избран Калинин М.И. Общество провело большую, по мнению автора, работу по вовлечению широких трудящихся масс в борьбу с неграмотностью.2 Историк расшифровывает популярный лозунг того времени «овладел грамотой сам – обучи неграмотного!», пишет о включении в борьбу с неграмотностью сотен тысяч людей. В конце 20-х годов возникла новая форма активного участия общественности в борьбе с неграмотностью «культурный поход». Его инициаторами выступили москвичи, первыми организовавшие группы культармейцев – грамотных людей, способных обучать неграмотных. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за всеобщую грамотность. Следующим шагом в решении проблемы неграмотности был, по мнению автора, «переход к всеобщему

___________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 275.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 275.

обязательному начальному обучению».1 Согласно решению первого партийного совещания по вопросам народного образования (декабрь 1920 г. – январь 1921 г.) была проведена перестройка средней школы. Разъясняя необходимость перехода к семилетней школе, Ленин писал, что «партия должна рассматривать понижение возрастной нормы учащихся до 15 лет и слияние старших классов школы с профтехшколами «исключительно» … как практическую необходимость, как временную меру, вызванную «нищетой и разорением» страны».2 Расшифровывая данное положение, Клим М.П. пишет, что в связи с этим Владимир Ильич предостерегал от того, чтобы временное слияние старших классов школы с профтехшколами не привело к превращению обучения в ремесленничество, для чего необходимо, во-первых, «избегать ранней специализации» и, во-вторых, «расширить во всех школах общеобразовательные предметы».3 Историк положительно оценивает историко-ленинский принцип политехнической школы, определявший развитие не только общеобразовательной, но и профтехнической школы. Значительный шаг на пути к окончательному решению проблемы неграмотности был сделан введением с 1930-1931

_________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 276.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 323.

3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 276.

учебного года всеобщего бесплатного обучения детей в возрасте 8-10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса

начальной школы. Данное решение было принято на основе декрета XVI съезда ВКП (б) ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» и одноименном законе, принятом 14.08.1930 г. Историк отмечает, что к концу первой пятилетки задача введения всеобщего обязательного начального обучения была в основном решена: в конце 1932 г. в начальной школе обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет.

В начале 30-х годов в «новых условиях развернутого наступления социализма по всему фронту, назрела необходимость коренным образом изменить содержание работы в школе: усилить ведущую роль педагога в школьном образовании, ввести твердые программы обучения, точно регламентировать учебный процесс.1

В 20-е годы ХХ века шел процесс максимальной идеологизации школьного образования.

В этот период повышается роль общественных наук в новых условиях. В 1925 г. было создано научное общество марксистов-историков.

В ноябре 1923 г. состоялся первый Всероссийский съезд научных работников.2

__________________________

1История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 277.

2 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа», 1982, с. 111.

Артемов считал, что в развитии советской науки большое значение имело создание новых институтов в системе Академии наук. В области высшей школы важным достижением было коренное изменение социального состава учащихся и студенчества. В отличие от дореволюционного периода, когда образование получали в основном представители привилегированных классов, в 20-е годы подавляющее большинство учащихся – представители сельской и рабочей молодежи. В 1923 г. были созданы школы крестьянской молодежи. В 1925 г. в высших учебных заведениях РСФСР рабочие составляли 20,7%, крестьян 24,6%, что, по мнению автора, свидетельствовало о громадной демократизации состава студенчества.1

Не меньше внимания уделяет Сараева С.А. в работе «История СССР: эпоха социализма» проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление культурной революции, считает Сараева С.А., предполагает прежде всего достижение всеобщей грамотности населения.2 Перелом в решении данной проблемы наступил в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной работе «более миллиона культармейцев».3

_________________

1 История СССР в 2-х т.т.2/Артемов Н.Е.-М.:«Высш. школа»,1982,с.111.

2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение», 1983, с. 248.

3 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение», 1983, с. 249.

Марысевич И.Д. в «Пособии для поступающих в МГУ» отмечал всенародный характер движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности».1 Всенародный характер это движение получило из-за участия в нем ленинского комсомола. Именно комсомольцы взяли на себя решение задачи нехватки педагогических кадров для обучения неграмотных, они претворили в жизнь популярный в те годы лозунг «Грамотный обучи неграмотного!». VII съезд ВЛКСМ в мае 1928 г. потребовал от комсомольцев более активного участия в борьбе за просвещение.2 Особенно сложной была работа в деревне, где неграмотных насчитывалось больше всего. Более успешно ликвидация неграмотности проходила в районах сплошной коллективизации.

Препятствием на пути к всеобщей грамотности был классовый враг – кулачество, использовавшее в своих интересах темноту и невежество масс, бытовые и национальные предрассудки, нередко пытались чинить и физическую расправу над культармейцами и учащимися. Пономарев Б.Н. считал, что это не могло помешать развитию всенародной борьбы за ликвидацию неграмотности.3

__________________________________

1 История СССР. Пособии для поступающих в МГУ, М.: «МГУ», 1973, с. 139.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.: «Наука», 1967, с. 632.