Смекни!
smekni.com

Методика организации тематических выставок в школе (стр. 3 из 11)

Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предмет­ных изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67.).

Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с темой выставки художники подбирают такие краски и такое освещение, что эти средства выразительности становятся одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, кон­центрации зрительского внимания.

Художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много сделано в этом направлении. Худож­ники-дизайнеры смело экспериментировали, изобретая легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление вы­ставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлет­ворить потребности многочисленных выставок, подготавливав­шихся у нас в стране и за рубежом.

Совершенствовались пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т.п.).

Во всех художественно-оформительских решениях просмат­ривалась тенденция не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содер­жанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные десятилетия театральные приемы, драматурги­ческие ходы, сценическая условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист — сценарист.

Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников, создавших разно­образные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.

Послевоенные десятилетия (60-е и особенно 70-е годы) характеризуются необычайно большим количеством выставок, открывавшихся и в нашей стране, и за рубежом. Число их с каждым годом росло. Например, в 1979 году было организовано 25 крупных государственных экспозиций. В их числе националь­ные выставки СССР в Афганистане, Великобритании и Индо­незии, две передвижные тематические выставки — «Советская женщина» и «Советский спорт».

За 10 лет (1970—1980 гг.) советские выставки за рубежом посмотрело более 250 миллионов человек.

Для 70-х годов характерно внедрение модульной системы выставочного оборудования для различного типа выставок, внедрение передовой технологии и изготовление этого оборудова­ния на промышленной основе. Если в 60-е годы выставочная деятельность как система крупномасштабных международных и национальных смотров и целой сети специализированных и отраслевых экспозиций только формировалась, то в истекшее десятилетие эта система уже функционировала в полную силу».

Подобно тому, как ребенок из набора деталей конструктора мастерит множество разных машин, так и создатели выставок получили возможность на основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере определяли направленность образного решения. Появляется новый вид изобразительности, обогативший методы показа.

Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление стало выполняться не на месте самой выставки, а на оформительском комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью все оформление, уста­навливались на отведенных для выставок местах. Возникла так называемая контейнерная экспозиция.

В 70-е годы сценографические способы передачи информации продолжают обогащаться за счет активного использования других видов искусств: архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного искусства.

Из всего сказанного выше, из приведенных примеров видно, что декоративное искусство в создании крупных выставок достигло значительных оформительских высот. К сожалению, в школьной оформительской практике не всегда активно используются эти достижения. Нужно добиться того, чтобы воспитание вкуса, обучение навыкам интересного оформ­ления школьных выставок не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного искусства.

Краткий обзор наиболее интересных тематических выставок мы заканчиваем рассказом о Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации (1975 г.).

Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации — привлекла к себе особое внимание тем, что она, по существу, учебно-методическая. Эта выставка была организована как своеобразная школа для просве­щения работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для информирования о производственной и общественной жизни (тематические выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски Почета, стенгазеты, альбомы и т. п.). В равной степени эта выставка была полезна и работникам народного образования, связанным с организацией и оформлением наглядной школьной агитации, в том числе и выставок.

Представленные макеты выставок имели существенные отли­чия от ранее упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому назначению — в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако «камерные» размеры выставок не могут при­ниматься как повод для уменьшения требовательности к качеству художественного оформления.

Основные принципы, которых придерживались создатели макетов выставок, это:

а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме;

б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным, неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.

Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообра­зия формы щитов, избегали изобразительными средствами: каждый планшет не повторял цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции.

Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искоре­женными линиями, приобретает почти скульптурную выразитель­ность образа трагического дня в жизни нашей Родины — дня начала войны.

Глава 2

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК В ШКОЛЕ

§ 1 Выбор темы

Определение темы, содержания выставки — отправной, реша­ющий момент во всем процессе ее создания. Никакое талантливое, образное решение не может родиться без всестороннего и глу­бокого понимания темы, подлежащей художественному воплоще­нию. Известный советский художник А. А. Дейнека писал:

«Композиционные поиски — увлекательный процесс работы над образным воплощением замысла».

Но для того чтобы эти поиски не были отвлеченными, надо уметь увидеть типичное, характерное в природе и обществе, а это требует от художника глубокого знания жизни в ее развитии и новизне».

Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях.

Было бы неправильно рассматривать оформительский кружок как форму просвещения учащихся только в области оформи­тельского искусства и выработки соответствующих навыков. Его значение будет большим для школы, если наряду с этим он окажет влияние на повышение всего уровня работы, повысит активность и заинтересованность ребят, если будет содействовать улучшению художественно-творческой работы одновременно с общественной.

Темы, выбираемые для непосредственного воплощения в экспозиции, как бы диктуют и конкретные художественные средства (хотя здесь, конечно, нельзя ограничивать творческую свободу учащихся). Удачной может получиться только та выставка, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают избранную тему, а сама тема получает как бы дополнительное, новое звучание в создаваемом художественном образе.

О соотношении формы и содержания очень верно писал признанный мастер экспозиционного искусства художник К. Рождественский: «... идейно-эмоциональное содержание определяет весь строй художественных образов и средств выставочного ансамбля».

Обучение школьников искусству создания выставочных образов должно тесно увязываться с развитием умения разбираться в сути событий. При работе с детьми это имеет особое значение. Кроме конечного результата - создания хорошо оформленной выставки — педагогу не менее важно добиться того, чтобы в процессе обучения у детей развивалось мышление, способность анализировать, обобщать и сопоставлять, формиро­валась гражданская, нравственная позиция.