Смекни!
smekni.com

Методика организации тематических выставок в школе (стр. 6 из 11)

Музей 357-й школы — убедительный пример того, как создан­ная руками ребят экспозиция становится постоянно действующим очагом патриотического воспитания, напоминая о самых трудных и героических годах в истории нашей Родины.

Таким образом, выбор темы, определение содержания выстав­ки — это важнейший отправной момент в ее создании. Большую роль в решении этой задачи играет знание интересов и запросов школьников, умение наблюдать окружающую жизнь, а затем выразительно и образно передать ее в специфических выставоч­ных формах. Обогащает опытом и посещение хороших темати­ческих выставок, музеев и других экспозиций. При активной помощи учащихся качество оформления выставок и других форм наглядной агитации в школе может и должно быть улучшено по всем направлениям.

§ 2 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО И ТЕМАТИКО- ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПЛАНОВ. СБОР ЭКСПОНАТОВ.

После того как определились тема выставки и ее примерный объем, можно приниматься за составление тематического и тематико-экспозиционного планов. Чтобы выставка пользовалась вниманием у учащихся, была им полезна, необходимо учитывать ее актуальность и своевременность. Скажем, к «книжкиной неде­ле» рекомендуется развернуть выставочную экспозицию, расска­зывающую о книжных новинках, о писателях, художниках-иллюстраторах. Один из стендов может быть посвящен, например, школьному литературному кружку, творчеству юных прозаиков и поэтов.

Конечно, такая выставка всегда будет уместна в школе. Но все же на наибольший резонанс можно рассчитывать тогда, когда все готовятся к празднику, в атмосфере всей школьной жизни ощущается повышенный интерес к книге.

Кроме актуальности темы выставки, важно учесть материаль­ные и исполнительские возможности. Надо помнить также, на какой возраст в основном рассчитана выставка, так как ее художественно-образное решение не может быть одинаковым и для учащихся начальной школы, например, и для старшеклас­сников. В учете всех этих требований и состоит деловой подход, гарантирующий от неожиданных и неприятных сюрпризов, от

срывов в работе.

На первом этапе создания выставки необходимо составить тематический план экспозиции, то есть определить, из каких частей она сложится в целом, в какой последовательности будут размещены отдельные экспонаты. Наиболее удачно получится, если располагать, возможно, более полными сведениями литера­турного, документального, изобразительного характера.

На листе бумаги по порядку раскрытия основной темы выписывают подтемы. Они в свою очередь расписываются до отдельных вопросов.

Когда подтемы конкретизированы до отдельных вопросов, то можно переходить к описанию экспонатов, которые должны наглядно раскрыть содержание каждого вопроса. Иными словами, если тематический план раскрывает содержание, тему вы­ставки, то экспозиционный содержит сведения о средствах показа (фотографиях, рисунках, диаграммах и т.п.).

СБОР ЭКСПОНАТОВ

После составления тематико-экспозиционного плана главной заботой становится сбор экспонатов. Иногда бывает и по-друго­му — первоначальным толчком для организации выставки служит именно появление готовых экспонатов: фотографий, рисунков, самоделок и т. п. Тогда первый этап — составление плана — становится вторым. Но такой порядок скорее исключение, нежели правило.

Сбор материалов для выставки — нелегкое дело. По возмож­ности ее организаторам следует опираться на широкий актив ребят. Кто-то из них может уточнить в библиотеке необходимые факты, подобрать высказывания выдающихся людей или занять­ся редактированием текста. Членам фотокружка можно поручить съемку соответствующих объектов, пересъемку, ретуширование, кадрирование уже имеющихся снимков. Разумеется, самая ответственная задача ложится на юных художников-оформи­телей.

Во время сбора материала они особое внимание должны обращать на сведения, содержащие советы оформительского характера. Соответствующие вырезки из журналов, каталоги, проспекты существенно облегчают выбор оформительского решения.

К сожалению, практика показывает, что в подавляющем большинстве школ учащиеся к роли оформителей бывают, не подготовлены и управляться приходится одному учителю изобра­зительного искусства.

Разработаны программы факультативных занятий, имеющие своей целью развитие способностей школьни­ков в области рисунка, живописи, а также оформительского искусства, для того, что бы в любой момент они смог прийти на помощь учителю или руководителю.

Актив организаторов выставки на последующих этапах ее создания может быть пополнен также за счет любящих и умеющих работать с деревом, так как для выставки понадобятся планшеты, подрамники, ящики для цветов и т.д. Вообще работа найдется многим ребятам — смекалистым и с умелыми руками.

§ 3 ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ВЫСТАВКИ

Для методически правильной работы по созданию выставки существенное значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Некоторые специалисты рекомендуют решать этот вопрос после того, как определился тематико-экспозиционный план, другие решение его считают первоочеред­ным делом. Такое двоякое отношение к данному этапу обуслов­лено существенно отличающимися масштабами и содержанием различных выставок.

В условиях школы возможности выбора экспозиционной пло­щади весьма ограниченны. К сожалению, почти никогда не устраиваются выставки на пришкольном участке. Во внутреннем же помещении школы не так много подходящих мест, и обычно выставки сменяют друг друга, вписываясь в один и тот же ин­терьер и не претерпевая существенных изменений в конструк­тивно образном решении.

Сравнительно небольшие размеры этих помещений не позво­ляют механически переносить туда прекрасные варианты оформ­ления тематических выставок, например, в павильонах ВВЦ или Сокольников. Опыт выдающихся мастеров нужно трансфор­мировать с учетом иных размеров помещений и их целевого назначения. Если в специальный павильон тематической выставки приходят только с целью осмотреть экспозицию, то в помещении школьной выставки должны решаться и многие другие вопросы, связанные с потребностями учебно-воспитательного процесса.

Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера. Появление выставки должно художественно обогащать помещение школы.

Выставка может быть размещена в рекреации, коридоре, актовом зале, спортивном зале или одном из классов.

Ощущение эстетической связи стендов выставки с архи­тектурным окружением возникает при правильном решении двух основных задач:

1. нахождение величинно - конструктивных про­порций;

2. выборе наиболее подходящих цветовых отношений.

Решение этих задач возможно лишь с привлечением людей, обладающих художественно-образным мышлением, хорошо развитым чувством пропорций (что дается специальными дли­тельными тренировками). Выставочные стенды, если они разме­щаются вдоль стен, обычно составляют одну третью или одну четвертую часть их поверхности. В целях удобства обзора определяют их расположение по отношению к росту ребенка. Нижний край стендов должен находиться в 100—120 см от пола.

Существенно облегчает поиск формы стендов и всей планиров­ки выставки макетирование. Простой макет из бумаги позволит наглядно представить выставку в целом и ее пропорции в заданном пространстве. Даже самые опытные специалисты поль­зуются этим приемом.

В теории и практике оформительского искусства существует два способа привязки выставки к окружающей среде. В первом случае в конструкциях, цветовом решении, элементах украшения стараются использовать черты, присущие примыкающим стенам, мебели и т. п., то есть приспособиться к существующему стилю архитектурного убранства помещения. Единство возникает на основе сходства.

В другом случае определяющей чертой отношений между конструктивно-образным решением выставки и средой является контрастное противопоставление их по цвету, тону, конфигурации. Опыт многих школ подсказывает, что этот способ более приемлем. Напряженное, яркое оформление созвучно мироощущению, тем­пераментному поведению детей. Оно согласуется и с образным характером среды, сопутствующей детству (например, детские книги, игрушки, журналы издаются с многочисленными занимательными иллюстрациями, ярко и привлекательно оформляются детские игровые площадки).

Принцип контрастности не следует понимать как отрицание окружения. Через контраст создается опять же своеобразное единство. Если в первом случае гармония возникает на основе сходных признаков, то здесь она создается на основе единства противоположных качеств, подобно тому, как вызывает эстетиче­ское удовлетворение вид цветущих алых маков в зеленой оправе лугов или осенних золотистых берез на фоне синего неба.

Таким образом, при выборе места для выставки необходимо учитывать различные художественные, педагогические и психоло­гические факторы, усиливающие ее воспитательно-познаватель­ное значение.

Глава 3

СОСТАВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ

§ 1Композиционные правила построения художественного произведения.

После завершения этапа организации тематической выставки, который включает процесс обдумывания ее содержания, сбор материалов и т. д., можно переходить к следующему, не менее ответственному этапу непосредственного воплощения своих замыслов — к созданию наглядной, художественно-образной формы выставки.

В этот период очень полезно вспомнить ряд композиционных правил, обобщающих многовековой опыт создания художествен­ных произведений в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся, занимающиеся оформлением выставок, в некото­рой степени уже владеют навыками создания зрительного образа, сформированными в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. Эти навыки являются опорными для овладения знаниями из области оформления выставок.