Смекни!
smekni.com

Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема (стр. 5 из 7)

Имея мощную ориентационную и охранительную систему в виде сознания, человек оказался способным заранее предвидеть жизненные ситуации, планировать свою перспективу, намечая разумную деятельность, а вместе с ней и путь к процветанию. Благодаря оценке он «создал смысл вещам, человеческий смысл! Поэтому называет он себя человеком, то есть «оценивающим» (Ф. Ницше).

Опыт, накопленный в течение тысячелетий, позволил человеку обеспечить себя жизнеутверждающими ценностями, окружить себя не только комфортом, но и стать многосторонне развитым существом. Кроме того, пожизненная оценочная деятельность превратила человека в неутомимого исследователя, первооткрывателя многих секретов окружающего и вселенной. Именно она поддерживает у него неукротимый порыв к новому и неизведанному. Оценочный «голод» ведет человека вперед и все дальше. Этим он в корне отличается от животного, это и делает его высшей ценностью на земле.

Вывод. Человек – очень сложная оценочная система, многократно дублирующая зондирование окружающего не только с целью самосохранения, но и с целью распознания его значимости для себя и других. Он располагает для этого такими оценочными средствами, как «мудрость» тела, рефлексы, органы чувств, сознание, разум, обогащенный опытом многих предшествующих поколений.

ЯЗЫК ОЦЕНКИ

Человеку приходится постоянно обмениваться оценочной информацией с другими людьми. Это делает людское сообщество еще более крепким, так как одна очень важная оценка становится тут же достоянием многих других людей. Они сообщают что-то, предупреждают, оберегают, рисуют перспективу, опираясь на оценку одного человека.

Каждый из нас располагает надежными, понятными для партнеров оценочными способами. Таких способов немало и все вместе они составляют своеобразный язык оценочного самовыражения. Порой даже его молчание или резкий уход от общения с другим человеком также является одной из форм выражения оценки.

Чаще всего человек выражает свою оценку речевым способом. По мнению В.В. Виноградова, ни одно слово, ни одно предложение, сказанное человеком, не свободно от оценочного отношения к миру, окружающей действительности или другому человеку. В этом отношении даже невольные междометия (типа «Ах!») также несут на себе определенную оценочную нагрузку.

Некоторые исследователи не без основания полагают, что основой возникновения человеческой речи и языка стало оценочное удивление тому, что человек видит, слышит, чувствует. Произнося «красный», «белый», «хороший», «я рад», «я огорчен», человек выражает себя оценочным образом.

Наиболее употребительными словами оценочного значения являются слова «да – нет», «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «надо – не надо», «правильно – не правильно» и др. В этих парах слов заключены полярные, противоположные оценки. Между ними может быть целый ряд промежуточных оценок. Поэты, писатели, изображая события или героев, мастерски передают самые различные оценочные оттенки. Это позволяет им без труда рисовать состояния героев, показывать их сложные взаимоотношения с другими людьми, объяснять поведение в определенных жизненных ситуациях. Приведем один из примеров:

Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором.

Все видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеяньи взглянул,

Отворотился – и зевнул.

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел».

Оценки могут выражаться одним словом («Верно!», «Конечно!»), но часто расширенными суждениями, как это мы и видим в эпизоде с Онегиным. Нередко оценочное состояние подчеркивается внешними данными говорящего: позой, мимикой, жестами и т.п. «Язык» тела не менее красноречив, чем слова героя. Приведем пример из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя:

« – Возьмите берена, - продолжал Собакевич, обращаясь к Чичикову: - это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, которая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора, немцы да французы! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это все не то, это все выдумки, это все… - Здесь Собакевич даже сердито покачал головою. – Толкуют: просвещение, просвещение, а это просвещение – фук! Сказал бы и другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У меня, когда свинья – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует…»

Сердитое оценочное состояние Собакевича заметно не только по словам, которые он выбирает: «фрикасе», «на рынке валяется», «Я бы их перевешал», «жидкостная натура», «Фук!» и др., но и по его внешности: каким тоном он говорит, как покачивает головой, как относится к пище.

Оценочный язык «тела» порой оказывается красноречивым сам по себе. Например, у Пушкина, когда он рисует Петра I: «Он весь как Божия гроза!», «Лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен!», у Гоголя, рисующего Манилова: «По мере того, как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более»; «Приятели вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Или другой эпизод: «Ноздрев был среди своих собак совершенно как оцен среди семейства».

Иногда Н.В. Гоголь рисует целые полотна оценочной зависимости одного человека от другого. Позой тела Ивана Петровича, его «подхихикиванием», когда он находится подле начальника рангом повыше, писатель без труда умеет показать эту зависимость и «расположение».

Физиономисты хорошо понимают оценочное состояние человека даже по еле заметным движениям глаз и губ. Психологи способны глубоко прокомментировать, растолковать эти состояния. Впрочем, навыки для самостоятельного понимания всего этого может приобрести каждый их нас, если поставит перед собой такую цель.

Мы чаще понимаем оценочное состояние другого человека интуитивно, не задумываясь над этим особенно и не подвергая его анализу ни в момент разговора, ни после него. Между тем, если бы мы делали это сознательно и всегда, мы были бы в более выгодном положении в момент разговора. Мы лучше понимали бы своего собеседника, своевременно поворачивали весь ход разговора в нужную для нас сторону.

Оценочный язык собеседника надо не только понимать, но и извлекать из этого пользу, отстаивать свои оценочные интересы. Как справедливо замечает Д. Карнеги: «Руководить другими способен лишь тот человек, который умеет отстаивать свою точку зрения».

Мы привыкли следить за содержанием разговора, но не привыкли прислушиваться и присматриваться к языку оценок, тем и пускаем дело на самотек. Характер оценок одного из собеседников всегда оказывается решающим в разговоре. От этого и зависит, каким будет результат собеседования, в чью пользу он обернется. Об этом хорошо знают дипломаты, язык которых особенно часто сопровождается ритуалом специфических оценок и оценочных суждений, продуманных и проигранных заранее. В последнее время появилось даже слово, которое отражает суть этого процесса: имидж.

Вывод. Оценочный язык людей достаточно богат, это и слово, и суждение; это и мимика, жест, кивок, улыбка, нахмуренные брови, смех; это и облик человека в целом.

Чтобы понимать все оттенки, детали, мелочи оценочного состояния человека, необходимо быть наблюдательным, приобретать навыки систематического анализа всех его форм самовыражения.

РАЗНОВИДНОСТИ ОЦЕНОК

Существует четыре разновидности оценок, которыми пользуется человек: положительные, отрицательные, нейтральные и игровые (лицедейские). С помощью таких оценок каждый может достаточно полно и убедительно выразить личное отношение к предмету оценки.

На первый взгляд здесь все просто, на самом же деле использование различных видов оценки превращается в самый сложный и запутанный лабиринт человеческой деятельности. Кому какая оценка адресуется и почему такая, а не иная, разгадать порой очень трудно. А сколько тайных, никому неведомых оценок еще скрывает в себе человек!

Обычно различные оценочные настроения рождаются стремительно и, человеку просто некогда разбираться, анализировать самому, почему так он оценивает, а не иначе. Тем не менее «в девяносто девяти случаях из ста, - говорит Г. Спенсер, - люди ни в чем себя не упрекают, как бы неправы они не были». Среди множества других оценочных мнений человек вынужденно поддерживает честь своей оценки. Здесь уже не поиск истины, а самолюбие и престиж своей оценки. «Если как следует разобраться, что обычно заставляет людей придерживаться одного мнения, а не другого, то обнаружится, что это не знание истины и не сила доводов, а узы самолюбия, личного интереса или страсти», - утверждают А. Арно и П. Николь в книге «Логика или искусство мыслить». По их мнению, желание отстоять свою оценку «затуманивает человеку умственный взор».

Среди положительных оценок, выражаемых людьми, можно выделить восторженно положительные, демонстративно положительные, намек на положительную оценку, очевидное или заметное одобрение. Почти каждый человек пользуется и той и другой оценкой, однако у многих существует определенная привязанность к отдельным из них. Манилов, например, склонен к восторженным оценкам, Ноздрев – к демонстративно положительным, Собакевич – к отрицательным.

Вместе с тем подмечено, что положительными оценками люди пользуются реже, чем отрицательными. Порой они «упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка гордости», - замечает Ларошфуко. Неохотно, по его мнению, люди награждают высокими оценками тех, кто рядом с ними. «Люди не любят хвалить и никогда не делают этого бескорыстно».