Смекни!
smekni.com

Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема (стр. 6 из 7)

Между тем, по утверждению У. Джеймса, «глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству». Сообразительные, зная об этой слабости людей, умело зарабатывают дивиденды на этом, а иногда и делают карьеру. «Одним из секретов успеха Рокфеллера, - утверждает Д. Карнеги, - в обращении с людьми было его умение искренне ценить их». Люди любят свою значительность и щедро расплачиваются с теми, кто подчеркивает в них иногда даже не существующие достоинства. Против этого не может устоять даже Плюшкин. Он с удовольствием слушает Чичикова «об экономии его и редком управлении имениями».

В положительной оценке – магическая сила, с ее помощью несложно обзаводиться друзьями. «Если вы хотите иметь друзей, - говорит Ларошфуко, - то пусть ваши друзья превосходят вас». Даже если у нужного вам человека нет особых достоинств, «делайте вид, что вы ниже вашего собеседника. Река ниже, но сильнее ручейков ее питающих». Согласно китайской пословицы, «кто мягко ступает – тот далеко пойдет».

Положительной оценкой, впрочем, как и любой другой, необходимо учиться пользоваться смолоду. Это искусство требует терпения и времени. Такое искусство приравнивается к тонкому уму. Характеризуя одного из героев, Дж. Байрон говорит: «Он был умен, хотя еще не стар и понял, что на лесть все люди падки».

А вот отрицательная оценка более доступна человеку. Именно потому, что она проще, примитивнее других оценок. Только что родившийся ребенок своим криком заявляет, что уже умеет пользоваться ею. Человечество склонно скорее к эмоционально-оценочным всплескам, чем к спокойному выражению убедительных и обоснованных оценок, отсюда берут начало нескончаемые выяснения отношений (даже между платонически любящими друг друга супругами), конфликты, раздоры и проч.

Среди отрицательных оценок можно выделить агрессивно отрицательные, яростно отрицательные, отрицательные, умеренно отрицательные, демонстративное равнодушие. Средств для их выражения у человека достаточно: и суждением, и отдельным словом, и интонацией голоса, и лицом. И глазами, и жестом, и даже простым молчанием.

Отрицательную оценку можно выразить также и бесцеремонностью в обращении с кем-то. Сравнивая отношение Чичикова к Коробочке с отношением к Манилову, Н.В. Гоголь замечает: «Читатель, я думаю, уже заметил, что Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большей свободой, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». Бесцеремонность подчеркивает характер оценки к Коробочке.

Н.В. Гоголя вообще восхищают оценочные оттенки в обращении русского человека со своими собратьями. «Надобно сказать, что у нас на Руси если и не угнались еще кое в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий».

Агрессивно отрицательную оценку чаще всего можно наблюдать в отношениях между зависимыми друг от друга людьми, между вышестоящими и нижестоящими. Таких примеров можно привести десятки, сотни, если внимательно ознакомиться с произведениями русских классиков. А.П. Чехов называет таких «тяжелыми людьми» и посвящает им рассказ с таким же названием. Один из героев рассказа Ширяев Евграф Иванович в сложной ситуации так выражает внешне свою оценку: «Короткая упитанная шея Ширяева стала вдруг красной, как кумач. Краска медленно поползла к ушам, от ушей к вискам и мало-помалу залила все лицо. Он задвигался на стуле и расстегнул воротничок сорочки, чтобы не было душно».

Оценочная ярость захватывает его все сильнее. Напряженное состояние его заметно уже в каждом из слов, которые он адресует близким: «-Берите все, - крикнул он не своим голосом. – Грабьте! Берите все! Душите!» Его состояние передается другим, в частности его сыну Петру, который тоже обладает тяжелой, неуправляемой оценкой. «Петром вдруг овладела непреодолимая злоба. Он был также вспыльчив и тяжел, как его отец и его дед протопоп, бивший прихожан палкой по голове». После этих слов и сцен всем было стыдно и больно. Мучились все, «а кто виноват, кто страдает более, кто менее, богу известно…», - заключает А.П. Чехов.

Носители неумолимо отрицательных оценок отравляют жизнь и окружающим, и себе. У воспитанных людей такого быть не может потому, что они умеют побеждать в себе эту стихию. По свидетельству А.П. Чехова, он сам постепенно стал мягким и обходительным человеком благодаря неустанному самоконтролю. Между тем от природы он был, по его свидетельству, чрезвычайно вспыльчивым и неровным в своих оценках человеком.

Самые простые «нет», «нельзя», «неверно», «неправильно» и проч. Используются воспитанным человеком осторожно, ибо он знает, что отрицательная оценка всегда рождает у тех, кому адресуется, ответные оценочные реакции адекватного типа.

Нейтральные оценки человека связаны обычно с молчаливым отношением его к предмету разговора и никак не подчеркиваются внешними выразительными средствами. Если кто-то все-таки настаивает, чтобы собеседник выразил свое оценочное отношение к предмету разговора, последний говорит либо «не знаю», либо, не желая обидеть собеседника, уклоняется от разговора на эту тему. Впрочем, если человек резко уклоняется от разговора или упрямо молчит, то здесь совершенно очевидно его отрицательное отношение к предмету разговора.

Люди, владеющие искусством лицедейской оценки, обычно затевают очень сложную игру с собеседниками или зрителями, что помогает им владеть ситуацией и настроениями людей. Когда человек говорит женщине, что она похожа на цветок, а про себя думает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду», то ясно, что он лицедействует. С какой целью – это ясно пока только ему, но для наблюдательного человека это может проясниться очень скоро. Впрочем, женщина, успокоенная желаемой для себя оценкой, может так и остаться в неведении относительно истинной оценки и намерений этого человека.

Лицедей подыгрывает оценкой; он использует потребность людей в нужных оценках и легко входит в доверие к ним. Это могут быть и положительные и отрицательные оценки, но чаще всего льстивые оценки. Сама по себе лесть основывается на оценочной зависимости – слабости одних и хитрости, бесцеремонности, а иногда и наглости других. Заинтересованная сторона, которая тонко понимает психологию людей, и которой ни гроша не стоят любые оценки, рассыпает их направо и налево, обеспечивая себе дорогу к цели.

Непревзойденным мастером такой оценки был молодой Евгений Онегин:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить, верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным…

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять…

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!

Оценочную игру сам Онегин называет «низким коварством», но не в силах отказаться от нее, поскольку она дает ему выгоду. Искусство лести – это искусство оценочных перевертышей, которые в любую минуту, в любой ситуации могут проиграть или представить вам какие угодно оценки, исходя из заранее поставленной цели.

Игровыми оценками практически пользуется каждый человек с самого нежного возраста. Отсюда – «врунишки», «лгунишки», которые в дальнейшем могут стать полноценными мастерами этого дела. Все это хорошо отражено в фольклоре, житейских побасенках, анекдотах, прибаутках и т.п.

Воспитываясь, человек в определенной мере отказывается от оценочной игры, однако на фоне существующего в обществе всеобщего лицедейства, отказаться от этого полностью вряд ли кому дано.

В теперешних условиях человек без оценочного лукавства может оказаться таким же наивным, как князь Мышкин в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

Человек порой не осознает, что пользуется ложными оценками и лишь наедине, анализируя свое поведение, начинает вполне понимать это. Читая дневники Л.Н. Толстого, видим, как беспощадно вытравливал он из себя оценочное лукавство. Например: «1851. 24 марта. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость).

Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость).

Колошин Сергей пришел пить водку, его не спровадил (трусость)

У Озерова спорил о глупости и не говорил о том, что нужно (трусость)…»

Слабому человеку дано играть несвойственные ему оценочные роли. Одни осознают это, стараются избавиться от таких ролей, другие плывут по течению. Оценка становится жестоким испытанием для человека. Она рисует его портрет и в экстремальных, и в обычных житейских ситуациях, подчеркивает уровень его воспитанности или невоспитанности. Это касается и положительной, и отрицательной, и игровой оценок.

К сожалению, до сих пор не существует полной науки об оценке, нет и рекомендаций по искусству оценочного самовыражения. Есть лишь предпосылки для их разработки, они заключены в ораторском и театральном искусстве, дипломатии, искусстве общения. Есть и замечательные труды, в которых исследуются отдельные стороны этой проблемы: М. Монтень «Опыты», Ф. Ларошфуко «Максимы», Я.А. Коменский «Лабиринт света и рай сердца», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюда же можно отнести фольклор, народную мудрость, выдающиеся произведения всех народов, времен и эпох.

Путь к истинной оценке и единению людских оценок, по мнению Периандра из Коринфа, существует. Высшая оценочная мудрость все-таки есть и именно к ней, по мнению Я.А. Коменского, надо стремиться каждому уже с детства. «Пусть приучается каждый уже с детства иметь о вещах истинное мнение, которое с возрастом должно укрепляться, и пусть каждый устремляется к тому, что правильно и избегает того, что неправильно, чтобы эта привычка действовать правильно обратилась у него во вторую природу…»