Смекни!
smekni.com

Коменский и современная педагогика (стр. 3 из 5)

5) Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни ("Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями"). Первоисточник знаний – сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это "золотое правило" для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

Однако наблюдений и чувственных доказательств недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для этого требуется еще "приведение в действие разума". Вот почему следующий принцип Коменского гласит:

6) Ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрыванием способностей, а также выработкой самостоятельного подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями, чтобы они "не смотрели чужими глазами, не мыслить чужим умом". Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни.

Коменский так же разработал вопросы методики упражнений, положив в основу ее работу над элементами. Особое внимание должно быть обращено на упражнения в области навыков чтения, письма, грамотности. Нужно начинать обучение не со слов или целых фраз, а со звуков, как элементов, из которых складывается слово. То же самое относиться и к письму.

Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:

-Определенные ежегодные начала учебного курса.

-Деление на классы.

-Распределение времени.[7]

Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель прежде всего дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая детали техники обращения с наглядными пособиями. Большое значение имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.

Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.

Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям Коменский относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.[8]

В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде "самоуправления", в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности "представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором". Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности".[9]

Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.

Однако трудно предостеречь полностью детей от дурного, злого, которое все таки проникает в их душу. Поэтому нужна дисциплина для противодействия дурным нравам.

В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности.

Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. "Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)". Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним.

Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д.

Во всяком случае с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество "до любви и радостной бодрости".

Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того, чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде "О культуре природных дарований" Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе. У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие.

Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным.

Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор. Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения "науки о преподавании".

Все развитие дидактики в зарубежной и русской педагогике представляет собой дальнейшую разработку тех идей и вопросов, которые были поставлены великим славянским педагогом. Трудно указать на какие бы то ни было дидактические проблемы, которые не уходили своими историческими корнями к Коменскому.

Уже Коменский поставил вопрос о социальной функции обучения и образования, их связи с эпохой, с политикой и философией. Коменский сумел включить проблему обучения в рамки передовой большой науки, которая помогла ему вычленить основные принципы педагогики (природосообразность, развитие связи с жизнью, развитие мысли, реализм, всестороннее развитие и т.д.).

Разрабатывая дидактику на фоне подлинной науки, Коменский пришел к идее объективных закономерностей в области образования и обучения, которые должны изучаться на основе раскрытия причинно-следственных связей. Благодаря опоре на философию и психологию, Коменский в основу своей дидактики кладет известную концепцию о соотношении между обучением и развитием, о соотношении между теорией познания и теорией обучения, а так же устанавливает некоторые этапы обучения в связи с теми или другими психологическими понятиями, которые он считает характерными для них.