Смекни!
smekni.com

Коменский и современная педагогика (стр. 5 из 5)

Как педагог и общественный деятель, Я.А. Коменский хорошо понимал, что по мере того, как гуманистические идеи все более проникали в общественную жизнь, они становились неотъемлемой чертой в сфере образования и воспитания. Поэтому закономерно на смену отвлеченных, схоластических постулатов в содержании образования приходят "очеловеченные" научные знания. Я А Коменский выступал сторонником обновления содержания вузовского образования на основе новейших научных знаний о природе, обществе, познании. Вместе с изменением содержания образования Я. А. Коменский высказывался за поиск новых форм и методов подготовки студентов.

В годы обучения в Герборнском и Гейдельбергском университетах, в период своей педагогической деятельности Я.А. Коменский имел достаточное представление об ограниченности вузовского преподавания, формализме в организации учебного процесса. Не случайно поэтому он приходит к признанию особой важности самостоятельной работы, считая, что материал профессорской лекции должен дополняться самостоятельным чтением трудов "образцовых писателей" с последующей консультацией у профессора, особенно в там случае, если студент "нашел у своего автора несогласованное мнение, подкрепленное надлежащими обоснованиями". Он не противопоставляет индивидуальную самостоятельную работу коллективной, что, к сожалению, имеет место в современных наших вузах, высоко оценивает роль дискуссий, диспутов в студенческой аудитории.

Актуальными для сегодняшнего дня остаются требования Я. А. Коменского к личности преподавателя высшей школы, важнейшим из которых считал: профессиональную компетентность, способность увлекательно и полезно вести занятия, стремление к постоянному пополнению знаний, овладению профессионально-педагогической культурой. Преподаватели высшей школы, считал Я. А. Каменский, должны войти в состав "дидактической коллегии" – государственного органа, призванного вести разработку педагогической теории, внедрять и пропагандировать новые знания. Эта идея получила впоследствии свое реальное воплощение в виде создания педагогических общественных организаций, ассоциаций, Академий педагогических наук и др.

Дальнейшее развитие школы и педагогики подтвердило жизненность и педагогическую целесообразность многих идей, высказанных Я. А. Коменским в отношении высшего образования и проверенных в опыте различных стран.

Я. А. Каменский полагал, что одна из задач высшей шкалы – дать прочные, основательные теоретические и практические знания по всем предметам, которые тогда преподавались.

Я. А. Коменский считал, что высшая школа или академия должна иметь свою педагогику, свою дидактику, обогащенную всеми достижениями педагогики и дидактики первых ступеней обучения. "На академию, конечно, наш метод не распространяется. Но что мешает нам высказать наши пожелания и по поводу академии? Академии с полным правом предоставляют завершение и дополнение всех наук и все высшие предметы образования".[10]

Касаясь методов обучения в академии, он рекомендовал, чтобы там "употреблялись наибольшее легкие и верные методы, чтобы дать всем, кто сюда приходит, основательную ученость". Среди разнообразных методов преподавания, Я.А. Коменский отдает предпочтение самостоятельной работе студентов: "Что касается методов выделения академических занятий, то, быть может, было бы очень полезно установить общие собеседования и проводить их по образцу Геллиевых коллегий. А именно: о чем бы профессор публично ни говорил, нужно раздать слушателям для чтения на дому образцовых писателей, обсуждающих тот же вопрос".[11]

Самостоятельная работа рассматривается нами как дидактический метод обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.

Самостоятельно-познавательная деятельность студентов протекает в процессе обучения на разных уровнях. На первом уровне постановка цели и планирование познавательной деятельности студентов осуществляется с помощью преподавателя. На втором уровне цель определяется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентами самостоятельно. На третьем уровне постановку цели и планирование предстоящей работы студенты производят самостоятельно только в рамках предъявленного преподавателем задания. На четвертом уровне работа осуществляется студентами по собственной инициативе. Они без помощи преподавателя сами определяют содержание, цель работы и самостоятельно ее выполняют.

Опыт организации самостоятельной работы убеждает, что в пединституте она должна отражать специфику учебного процесса, поскольку именно самостоятельная внутренняя переработка фактического материала способствует формированию у студентов собственных оценочных суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования молодыми специалистами, а также учитывать разнообразные виды самостоятельной работы студентов.

В первую очередь самостоятельная работа студентов направлена на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет отношение к предстоящей лекции и способствует закреплению полученных знаний, а также расширению и углублению тех вопросов, которые не нашли достаточного освещения в лекции.

Во-вторых, самостоятельная работа осуществляется студентами во время подготовки их к семинарским и лабораторно-практическим занятиям коллоквиумам, к зачетам и экзаменам, а также во время проведения аудиторных занятий.

При подготовке к занятиям самостоятельная работа, осуществляется в виде выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий.

К индивидуальным можно отнести следующие виды самостоятельной работы студентов: конспектирование различных первоисточников, рецензирование статей, аннотация книг, подготовка выступлений по определенным вопросам в форме докладов и сообщений, написание и защита рефератов, курсовых работ, подбор и составление педагогических ситуаций и задач и т.д.

Групповыми творческими заданиями являются: разработка коллективных выступлений, лекций; защита проектов авторских школ, коллективных творческих дел, проведения бесед, диспутов на заданную педагогическую тему, проведение различных видов игр и т.п.

Концепция общего образования Коменского оказалась рассчитанной на "далекую перспективу". В последующие за "Великой дидактикой" века, да и в настоящее время реализация гуманистической и демократической идеи "всех учить всему" тормозилась и тормозится многими, в первую очередь социальными факторами. Силе их влияния могли и могут противостоять лишь отдельные (чаше элитарные) школы.

Генезис идеи общего образования в советской педагогике и школьной практике заслуживает специального анализа. Здесь же отметим, что теоретические основы учебного плана и комплексных программ предполагали разностороннее развитие и воспитание школьников, подготовку к сознательной и умелой "культурной работе" в природном, производственном, социальном окружении школы. Создавалась и соответствующая технология.

Однако в практике эти установки нередко не осознавались в должной мере и деформировались – вплоть до утраты школой своей образовательной функции. "Предметные" планы, программы последующих десятилетий сводили образование к усвоению "основ наук", а в последние годы – к усвоению "единого уровня" образовательной подготовки учащихся. Несмотря на то что цели упрощались, процесс обучения примитивизировался, уже в первые годы функционирования предметных программ" возникла и превратилась в хроническую болезнь проблема неуспеваемости и второгодничества, на решение которой безрезультатно был затрачен огромный творческий потенциал ученых и практиков.

Не следствие ли это ложно понятой "всеобщности" образования (единое для всех) не искажение ли самой сущности общего образования как культурного достояния человечества? Случайно ли, что возникающие в перестроечные годы гимназии, лицеи и другие типы школ все более ориентируются на наклонности, интересы, способности ученика, его разностороннее развитие?

Конец ХХ в. отмечен идеей "мировых стандартов", тенденцией к повышению их уровня. В отношении к общему образованию данный подход может рассматриваться как предлагающий известные ориентиры в совершенствовании педагогического процесса, а не как очередная цель деятельности ученика и учителя, суетная погоня за миражами в ущерб развитию самобытной личности.

Идеи Коменского, как любое открытие в истории человечества, "обречены на распространение" и уже века стимулируют развитие гуманистической педагогической мысли. Очевидно, вызревание тенденции к осознанию международного характера педагогических проблем, характеризующей современное общественное сознание, будет способствовать актуализации многих аспектов его наследия.

В нашей педагогике последних лет все заметнее стремление к основательному пересмотру ее концептуальных основ, начиная с трактовки самой категории "воспитание". Этот процесс будет тем результативнее, чем полнее и глубже будет осознана гуманистическая природа педагогического процесса.


[1] Я. А. Коменский, Мир чувственных вещей в картинках. Изд. 2-е, Москва, 1957, стр.27.

[2] Е. Н. Медынский, История русской педагогики, Москва, 1938, стр. 45.

[3] Н. П. Киселев, О московском книгопечатании 17 века, Книга, сборник II, Москва, 1960, стр. 169.

[4] История педагогики и современность, Ленинград, 1970, стр. 14.

[5] См. статьи Н. К. Гончарова и Д. О. Лордкинадзе в журнале "Советская педагогика", 1967, № 12. стр. 6.

[6] См. статьи Н. К. Гончарова и Д. О. Лордкинадзе в журнале "Советская педагогика", 1967, № 12. стр. 8.

[7] Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Под редакцией, с вводными статьями и примечаниями проф. А.А. Красновского. М., Учпедгиз. Т. 1, стр. 158-159.

[8] Ян Амос Коменский. Великая дидактика, М., 1983, стр. 160-170.

[9] Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Под редакцией, с вводными статьями и примечаниями проф. А.А. Красновского. М., Учпедгиз. Т. 2, стр. 167.

[10]Великая Дидактика. Избр.пед.соч..В 2-х т. Т. 1.М ,1982. Стр.460.

[11] Великая Дидактика. Избр.пед.соч..В 2-х т. Т. 1.М ,1982. Стр.462.