Смекни!
smekni.com

Адыгские педагоги-просветители (стр. 1 из 7)

Содержание

Введение………………………………………………………….3

Глава 1. Жизнь и деятельность Ш.Б.Ногмова

1.1. Шора Бекмурзович Ногмов – писатель, ученый…………..5

1.2. Этапы жизни и творческой деятельности…………………..7

1.3 «История адыхейского народа» Ш.Ногмова………………13

Глава 2. Адыгские педагоги – просветители

2.1.Умар Хапхалович Берсей – просветитель, баснописец……19

2.2.Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель……………....26

Заключение……………………………………………………….36

Литература………………………………………………………..38

Введение

Новые исторические условия, сложившиеся на Северном Кавказе в конце XVIII — начале XIX веков, пробудили нацио­нальное самосознание адыгов и дали жизнь творчеству адыгских просветителей.

Адыгские просветители, исходя из насущных по­требностей жизни, стремились приобщить адыгов к культуре.

Деятельность адыгских просветителей многогранна: художественное творчество, создание алфавитов и учебников родного языка, запись и публикация устно-поэтических народ­ных произведений.

Адыгское просветительство прошло в своем развитии три периода. Первый период охватывает 20—60-е годы XIX века. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш. Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У. X. Берсея. Творчество их складывалось под влиянием русского романтизма. Свои лучшие произведения они создавали под непосредственным воздействием творчества А. С. Пушкина, А. А. Бестужева-Марлинского и др, а так же своего национального колорита.. Для просветителей характерна тесная связь с родным фольклором. В своих произведениях они обращаются к прошлому народа, его обычаям и традициям. Примечательно, что «за раскрытие актуальных проблем современной им действительности они берутся еще не совсем уверенно, часто увлекаясь то воссозданием героических образов, то романтически приподнятым описанием быта горцев» [5,89].

Второй период адыгского просветительства протекал в 60— 90-е годы XIX века. Деятельность просветителей Адиль-Гирея Кешева, С. Крым-Гирея (Инатова) и других была освящена идеями революционных демократов. На их произведениях заметно влияние Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова. Расширился круг тем и проблем литературы. Особое внимание писатели стали уделять современной им жизни, судьбе женщины-горянки. Они отказались от роман­тизма и перешли к реализму, правдивому изображению жизни.

Третий период просветительского движения — это 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. В этот период произошло окончательное вовлечение Северного Кавказа в сферу экономическо­го влияния Россию Новое поколение просветителей расширяет те­матику и разнообразит жанры своих произведений. Изображению жизни своего народа посвящены повествования Б. Пачева, Т. Кашежева, Ю. Кази-Бека (Ахметукова), С. Сиюхова, И. Цея и других.

Адыгские просветители сделали многое для того, чтобы культура, национальная самобытность адыгского народа не забылась, а стала достоянием не только на местном уровне, но и за границей. И только благодаря их деятельности образование получили тысячи детей и взрослых,

И так же благодаря их писательскому таланту мы узнаем о времени того периода, в котором они жили: что волновало людей, о чем думали, о чем мечтали. Ведь это были выдающиеся люди с интересной судьбой. Поэтому узнать об их жизни и творчестве стало целью нашей работы.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

- познакомиться с творчеством и деятельностью адыгских просветителей;

- выявить основные вехи творческого пути нескольких адыгских просветителей;

- выяснить значение их деятельности для культуры и образования адыгского народа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Глава1. Жизнь и деятельность Ш.Б.Ногмова

1.1. Шора Бекмурзович Ногмов – писатель, ученый

Писатель, ученый и просветитель Шора_Бекмурзович Ногмов был лингвистом, историком, этнографом, поэтом, собирателем и пропагандистом родного фольклора. Ш. Б. Ногмов родился в 1801 году в родовом ауле, близ Пятигорска. По словам историка Ад. Берже, «прадед его был природный абадзех и во второй поло­вине прошлого столетия выселился в Кабарду»[3,89]. Проработав около года после окончания духовной школы в Дагестане (1817) муллой в своем ауле, Ш. Б. Ногмов поступил на службу в русскую армию, где был в разные годы переводчиком, писарем полевой канцелярии 1-го Волжского казачьего полка, оруженосцем, корне­том лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона в Петербурге, поручиком Отдельного Кавказского корпуса в Тифлисе. Впослед­ствии он учительствовал в Нальчике, был секретарем Кабар­динского временного суда.

Ш. Б. Ногмов умер 10 июня 1844 года в Петербурге. По свиде­тельству современников, он отличался недюжинными способностями и пытливым умом. Прекрасно владел персидским, турецким, араб­ским и татарским языками. Русский язык знал в совершенстве и на нем создавал свои произведения, за исключением худо­жественных, написанных на кабардино-черкесском языке.

III. Б. Ногмов много работал над алфавитом и грамматикой родного языка. Ему принадлежит труд «Начальные правила адыгейской грамматики» (1840), который, как и другие труды ученого, был опубликован после его смерти.

Творческое наследие Ногмова составило двухтомник филологиче­ских трудов, который включает работы по языку, записи произ­ведений народной поэзии, а также кабардино-русский словарь. Здесь же опубликовано единственное дошедшее до нас стихотворение «Хох», написанное Ногмовым 21 сентября 1837 года по случаю приезда к нему в аул русского академика А. М. Шегрена — его первого переводчика на русский язык с кабардинского.

В «Хохе» Ш. Б. Ногмов в форме традиционных народных здравиц — хохов выразил свое уважение старшему другу и пожелал ему успехов. Он призывает русского ученого изучать кавказские языки и мечтает о просвещенном будущем и счастье людей, про­славляет науку и приветствует творческую дружбу ученых.

Старую традиционную форму здравиц Ногмов обогатил но­выми мыслями и новой рифмой. Впервые был сочинен хох о науке и просвещении.

Наиболее крупное литературное произведение III. Б. Ногмова — «Черкесские предания», впоследствии получившие название «Исто­рия адыгейского народа, составленная по преданиям кабардин­цев». Опубликованный на Кавказе, потом в Петербурге и Москве, этот труд был замечен прогрессивной русской общественностью. «Черкесские предания» — не только интересное историческое произведение, но и фольклорно-литературный памятник.

Как видно из краткого обзора литературы, посвященной дея­тельности и жизни Ш. Б. Ногмова, кавказоведческая наука до­стигла заметных успехов в изучении его творчества. Многие вопросы, связанные с выяснением общественно-политических и исто­рических взглядов Ш. Б. Ногмова, требуют исследования.

Оценивая филологические и исторические труды Ш. Б. Ногмо­ва, следует сказать, что они навечно вошли в фонд народной культуры адыгских народов XIX в.

Особенностью «Истории» Ш. Б. Ногмова является то, что она написана главным образом на основе лучших фольклорных мате­риалов. Это обстоятельство придает ей характер памятника народного фольклора. Адыгские народные исторические песни и сказания в интерпретации Ш. Б. Ногмова не теряют своей свеже­сти и оригинальности, а, наоборот, обретают живую кровь и плоть, удачно вписываются в живую историю народа, дают исто­рикам, филологам и этнографам основания для постоянных разду­мий, постановки, новых, требующих новых решении, научных проблем, позволяют изучить развитие общественной мысли и исторический процесс во всех его многосложностях и противо­речиях.

Бесспорно, некоторые выводы и обобщения Ш. Б. Ногмова выглядят наивными и необоснованными. Отдельные из них отстала от развития исторической науки того периода. Он допускал иног­да неверные интерпретации лингвистического материала, что, естественно, снижало научное значение его исторического труда, оцененного специалистами как «Летопись» адыгских народов, а самого Ногмова как адыгского Нестора.

1.2. Этапы жизни и творческой деятельности

Жизненный и творческий путь Ногмова можно разделить при­мерно на четыре этапа или периода. Первый' (1794—1815)— домашние занятия над изучением азбуки арабского языка и учеба в Эндерийском медресе в Дагестане, где он изучил арабский и персидский языки, служившие для него основой знаний восточной литературы. К этому периоду относится непродолжительная его работа в качестве сельского муллы. Второй период охватывает промежуток времени его отказа от сана муллы и до отъезда в Петербург (1815—1830). В это время он изучает русский язык, выполняет разные поручения военной администрации, работает писарем 1-го Волжского полка, затем в Нальчике учителем в аманатской школе.

Третий период жиз­ни и творческой деятельности Ногмова относится ко времени его пребывания в Петербурге (1830—1835 гг.). Здесь он ближе знако­мится с русской культурой, получает серьезную культурную и научную закалку, послужившую основой для формирования его просветительских, философско-этических и научных взглядов, на­шедших наглядное отражение в его историко-филологических тру­дах, завершенных на последнем, четвертом периоде жизни и твор­ческой деятельности (1835—1844 гг.), характеризуемом большим творческим подъемом [5,23].

Шора Ногмов, по одной из версий, родился в 1800 г. в ауле, расположенном на речке Джицу, неподалеку от Пятигорска. Это соответствует послужному списку Ногмова, составленному началь­ником Центра Кавказской линии генерал-майором Пирятннским в Нальчике 30 апреля 1840 г., где сказано, что поручику Ногмову к этому времени «от роду» шел 41-й год. Но есть еще другой документ—«Алфавитный список о роде кабардинского узденя Шоры Бекмурзы Ногмова, составленный им 22 декабря 1821 г., где сказано, что тогда ему было 27 лет. Отсюда вытекает, что Ногмов родился не в 1800-м, а в 1794 г.